Методика семейной психотерапии при акцентуациях характера у подростков
Семейная психотерапия при акцентуациях характера является ведущим методом коррекционной работы с подростками. Это связано с тем, что семья является основным источником психогенных расстройств у подростков в силу их большой зависимости. Блокирование потребности подростка в эмоциональной поддержке родителей часто приводит к тревоге, нервно-психическому напряжению. Отсутствие контроля за его социальным поведением чревато не только нарушениями поведения, но и негативно сказывается на развитии подростка. Блокирование потребности в общении с наиболее близкими людьми служит источником психической травматизации. Если родители не содействуют подростку в овладении социальными нормами, он оказывается в ситуации дезинтеграции и дезориентации. Все эти факторы приводят к характерологическим нарушениям, которые, в свою очередь, являются предрасполагающими факторами для развития психогенных расстройств (неврозов, психозов, аффективных реакций, патологических нарушений поведения), психических заболеваний (шизофрении, психозов маниакально-депрессивных и шизоаффективных). Это тем более опасно, что в подростковом возрасте идет интенсивное формирование характера и все его свойства обостряются, тем более если налицо акцентуация.
Акцентуации характера у подростков связаны с определенными типами семейного воспитания и взаимоотношениями подростков в семье. В первой главе мы описали эти типы и предложили методы их диагностики. Совершенно очевидно, что тот или иной тип воспитания, в свою оче-
редь, связан с характерологическими особенностями самих родителей. Можно выделить наиболее неблагоприятные сочетания типов семейного воспитания и акцентуации характера у подростков: гипопротекция и неустойчивый, конформный, гипертимный тип акцентуации; доминирующая гиперпротекция и психастенический, сенситивный, асте-но-невротический, гипертимный; потворствующая гиперпротекция и лабильная, истероидная, гипертимная, шизоидная акцентуация; эмоциональное отвержение — при сенситивной, лабильной и астено-невротической.
Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий считают, что нарушения семейных представлений приводят к усилению отклонений у подростков (близорукость), ухудшению их нервно-психического здоровья («патологизируюшие роли родителей*), развивают гиперпротекцию («расширение родительских чувств» или «предпочтение детских качеств»), эмоциональное отвержение («проекция нежелательных качеств»).
Нарушение механизмов интеграции в семье, выраженное в неразвитости родительских чувств, предпочтении мужских или женских качеств в ребенке, приводят соответственно к гипопротекции или эмоциональному отвержению.
Нарушение системы взаимного влияния членов семьи — воспитательная неуверенность родителей или страх утраты ребенка — чревато гиперпротекцией в воспитании.
Нарушения взаимоотношений в семье, ошибки в восприятии членами семьи друг друга влияют на развитие у подростков ситуативных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний на фоне акцентуаций характера, патохарактерологических формирований, определяют динамику психопатий. В свою очередь, аномалии поведения подростков приводят к ломке жизненных стереотипов у родителей, их невротизации, эмоциональной неустойчивости.
Чтобы разорвать этот порочный круг, нужна работа со всей семьей — как с родителями, так и с подростками.
Для семейной психотерапии подбирается группа подростков из 5—7 человек и 10—14родителей. Занятия проводятся раз в неделю. В группе не должно быть больше одного эпилептоидного, истероидного и психопатичного подростка.
Этапы семейной терапии при акцентуациях характера у подростков следующие:
I этап— диагностический (включает личный анамнез и анамнез семьи глазами подростка, личный анамнез и анам-
нез семьи глазами родителей, психологическую диагностику);
II этап— ликвидация семейного конфликта (заключается в установлении эмоционального контакта, эмоциональном отреагировании, ликвидации напряженных отношений в семье, в односторонних встречах);
III этап— реконструктивный (включает групповое обсуждение семейных проблем, поиск приемлемых форм общения в группах подростков и родителей или семейной группе);
IV этап— поддерживающий (включает консультирование психолога с целью поддержания новых форм взаимодействия, достичь которых удалось в ходе семейной психотерапии).
Показанием к семейной терапии являются все виды нарушений поведения (за исключением сексуальных первер-зий) и аномалий характера, биология которых связана с различными типами семейной дезорганизации и неправильного воспитания.
Для установления контакта с подростками психологу следует придерживаться позиции партнерства, серьезного отношения, доброжелательности, отсутствия директивности, опоры на референтных лиц и осведомленности об интересах и склонностях подростков. У родителей необходимо снимать излишние опасения, тревоги и напряженность.
При выявленных акцентуациях желательно учесть, что гипертимы, неустойчивые, конформисты, эпилептоиды и лабильные лучше реагируют на тон «старшего товарища и врача»; «тон строгого родителя и педагога» подходит конформным и неустойчивым подросткам. Лабильные хорошо реагируют на сочувствие, позицию «опекающего друга». Сенситивные и шизоидные подростки трудны в контакте и принимают только позицию «стороннего наблюдателя, готового прийти на помощь». Истероидным нужен и «потворствующий родитель», поощряющий действительно положительные действия. С эпилептоидом надо говорить прямо и открыто и препятствовать его стремлению доминировать над всеми в группе. Циклоидные в позитивной фазе нуждаются в строгом отношении, а в негативной — «опекающем друге». Нужна определенная тактика и в отношении родителей. С типом «потворствующая гиперпротекция» можно конструктивно обсуждать проблемы после их выслушивания. При типе «доминирующая гиперпротекция» надо действовать через лидера семьи. При «жестоком обращении» нужен намек пси-
холога на знание им истины, которая скрывается родителями В других случаях терапия неэффективна, в этом типе семейной терапии рекомендуется использовать различные методики
Невербальные методы.
— психодиагностический рисунок («Наша группа», «Мои друзья», «Моя семья» и др.);
— психогимнастика (двигательная экспрессия, «Ладошки», «Передача предмета», «Совместные действия»);
— пантомима (неосуществленные мечты, опасения, надежды, неприятности).
Вербальные методы:
— анонимное обсуждение историй подростков,
— построение модели своего будущего с принятием или отвержением прежних форм поведения;
— обсуждение тем («Знакомство», «Свободное время», «Побеги из дома», «Увлечения», «Что меня устраивает в семье, а что нет»);
— метод конструктивного спора;
— метод вербальной дискуссии.
Коррекционная работа, проводимая психологом с семьей в различных формах (семейное консультирование, кор-рекционные родительские группы и семейная психотерапия), сфокусирована на ребенке и основана на личностно-ориентированном гуманистическом подходе.
Контрольные вопросы
1. Какова парадигма коррекдионной работы с семьей в родительских группах?
2. В каких случаях используется метод семейной скульптуры?
3. Что представляет собой метод семейной генограммы?
Темы для семинарских занятий
1. Основы коррекционной работы с семьей.
2. Психологическая помощь семье в кризисных ситуациях..
3. Особенности взаимодействия психолога с проблемными семьями.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте доклад по теме «Семья как объект психологической коррекции».
2. Обоснуйте отношение к семье как семейной системе (В. Сатир) и как психотерапевту (Н. Пезешкиан).
ЗЯ2
3. Апробируйте упражнения В. Сатир на развитие гуманизма семейных отношений. Огрефлексируйте свои переживания
Литература
БайардД. и Байард Р Ваш беспокойный подросток. М , 1991.
Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений // Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ ; Под ред. М.С. Мац-ковского. М., 1988.
БодалевАЛ. Восприятие человека человеком. М-, 1982.
Бурменская Г.В., Караганова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психо-логическое консультирование // Проблемы психического развития детей. М., 1990.
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Отв. ред. И.В. Дубровина. М., 1987.
Ковалев СВ. Психология современной семьи. М., 1988.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
Л., 1983.
Матейчик 3. Родители и дети: Кн. для учителя / Пер. с чеш.
М, 1992.
Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сго-
лина. М, 1987.
Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1994.
Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы/Под ред. К.М. Гуревича. М, 1988.
Психология воздействия (проблемы теории и практики) / Редкол.: А.А. Бодалев, ГА. Ковалев и др. М., 1989.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.,
1990.
Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сталина. М., 1989.
Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире
М., 1991.
Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапии // Семейная психотерапия. Приложение кжурналу. М., 1997.
Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М, 1993.
Раздел V
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
С ПЕДКОЛЛЕКТИВОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
Глава 1