Методика семейной психотерапии при акцентуациях характера у подростков

Семейная психотерапия при акцентуациях характера яв­ляется ведущим методом коррекционной работы с подрост­ками. Это связано с тем, что семья является основным ис­точником психогенных расстройств у подростков в силу их большой зависимости. Блокирование потребности подростка в эмоциональной поддержке родителей часто приводит к тревоге, нервно-психическому напряжению. Отсутствие кон­троля за его социальным поведением чревато не только на­рушениями поведения, но и негативно сказывается на раз­витии подростка. Блокирование потребности в общении с наиболее близкими людьми служит источником психичес­кой травматизации. Если родители не содействуют подрост­ку в овладении социальными нормами, он оказывается в ситуации дезинтеграции и дезориентации. Все эти факторы приводят к характерологическим нарушениям, которые, в свою очередь, являются предрасполагающими факторами для развития психогенных расстройств (неврозов, психо­зов, аффективных реакций, патологических нарушений по­ведения), психических заболеваний (шизофрении, психо­зов маниакально-депрессивных и шизоаффективных). Это тем более опасно, что в подростковом возрасте идет интен­сивное формирование характера и все его свойства обостря­ются, тем более если налицо акцентуация.

Акцентуации характера у подростков связаны с опреде­ленными типами семейного воспитания и взаимоотношени­ями подростков в семье. В первой главе мы описали эти типы и предложили методы их диагностики. Совершенно очевидно, что тот или иной тип воспитания, в свою оче-

редь, связан с характерологическими особенностями самих родителей. Можно выделить наиболее неблагоприятные со­четания типов семейного воспитания и акцентуации харак­тера у подростков: гипопротекция и неустойчивый, кон­формный, гипертимный тип акцентуации; доминирующая гиперпротекция и психастенический, сенситивный, асте-но-невротический, гипертимный; потворствующая гипер­протекция и лабильная, истероидная, гипертимная, ши­зоидная акцентуация; эмоциональное отвержение — при сен­ситивной, лабильной и астено-невротической.

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий считают, что наруше­ния семейных представлений приводят к усилению отклоне­ний у подростков (близорукость), ухудшению их нервно-психического здоровья («патологизируюшие роли родителей*), развивают гиперпротекцию («расширение родительских чувств» или «предпочтение детских качеств»), эмоциональ­ное отвержение («проекция нежелательных качеств»).

Нарушение механизмов интеграции в семье, выражен­ное в неразвитости родительских чувств, предпочтении муж­ских или женских качеств в ребенке, приводят соответ­ственно к гипопротекции или эмоциональному отверже­нию.

Нарушение системы взаимного влияния членов семьи — воспитательная неуверенность родителей или страх утраты ребенка — чревато гиперпротекцией в воспитании.

Нарушения взаимоотношений в семье, ошибки в вос­приятии членами семьи друг друга влияют на развитие у подростков ситуативных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний на фоне акцентуаций характе­ра, патохарактерологических формирований, определяют динамику психопатий. В свою очередь, аномалии поведения подростков приводят к ломке жизненных стереотипов у ро­дителей, их невротизации, эмоциональной неустойчивости.

Чтобы разорвать этот порочный круг, нужна работа со всей семьей — как с родителями, так и с подростками.

Для семейной психотерапии подбирается группа подро­стков из 5—7 человек и 10—14родителей. Занятия прово­дятся раз в неделю. В группе не должно быть больше одно­го эпилептоидного, истероидного и психопатичного под­ростка.

Этапы семейной терапии при акцентуациях характера у подростков следующие:

I этап— диагностический (включает личный анамнез и анамнез семьи глазами подростка, личный анамнез и анам-

нез семьи глазами родителей, психологическую диагности­ку);

II этап— ликвидация семейного конфликта (заключает­ся в установлении эмоционального контакта, эмоциональ­ном отреагировании, ликвидации напряженных отношений в семье, в односторонних встречах);

III этап— реконструктивный (включает групповое об­суждение семейных проблем, поиск приемлемых форм об­щения в группах подростков и родителей или семейной груп­пе);

IV этап— поддерживающий (включает консультирова­ние психолога с целью поддержания новых форм взаимо­действия, достичь которых удалось в ходе семейной психо­терапии).

Показанием к семейной терапии являются все виды на­рушений поведения (за исключением сексуальных первер-зий) и аномалий характера, биология которых связана с различными типами семейной дезорганизации и неправиль­ного воспитания.

Для установления контакта с подростками психологу сле­дует придерживаться позиции партнерства, серьезного от­ношения, доброжелательности, отсутствия директивности, опоры на референтных лиц и осведомленности об интересах и склонностях подростков. У родителей необходимо снимать излишние опасения, тревоги и напряженность.

При выявленных акцентуациях желательно учесть, что гипертимы, неустойчивые, конформисты, эпилептоиды и лабильные лучше реагируют на тон «старшего товарища и врача»; «тон строгого родителя и педагога» подходит кон­формным и неустойчивым подросткам. Лабильные хорошо реагируют на сочувствие, позицию «опекающего друга». Сенситивные и шизоидные подростки трудны в контакте и принимают только позицию «стороннего наблюдателя, го­тового прийти на помощь». Истероидным нужен и «потвор­ствующий родитель», поощряющий действительно положи­тельные действия. С эпилептоидом надо говорить прямо и открыто и препятствовать его стремлению доминировать над всеми в группе. Циклоидные в позитивной фазе нуждаются в строгом отношении, а в негативной — «опекающем дру­ге». Нужна определенная тактика и в отношении родителей. С типом «потворствующая гиперпротекция» можно конст­руктивно обсуждать проблемы после их выслушивания. При типе «доминирующая гиперпротекция» надо действовать через лидера семьи. При «жестоком обращении» нужен намек пси-

холога на знание им истины, которая скрывается родителя­ми В других случаях терапия неэффективна, в этом типе семейной терапии рекомендуется использовать различные методики

Невербальные методы.

— психодиагностический рисунок («Наша группа», «Мои друзья», «Моя семья» и др.);

— психогимнастика (двигательная экспрессия, «Ладош­ки», «Передача предмета», «Совместные действия»);

— пантомима (неосуществленные мечты, опасения, на­дежды, неприятности).

Вербальные методы:

— анонимное обсуждение историй подростков,

— построение модели своего будущего с принятием или отвержением прежних форм поведения;

— обсуждение тем («Знакомство», «Свободное время», «Побеги из дома», «Увлечения», «Что меня устраивает в семье, а что нет»);

— метод конструктивного спора;

— метод вербальной дискуссии.

Коррекционная работа, проводимая психологом с семь­ей в различных формах (семейное консультирование, кор-рекционные родительские группы и семейная психотера­пия), сфокусирована на ребенке и основана на личностно-ориентированном гуманистическом подходе.

Контрольные вопросы

1. Какова парадигма коррекдионной работы с семьей в роди­тельских группах?

2. В каких случаях используется метод семейной скульптуры?

3. Что представляет собой метод семейной генограммы?

Темы для семинарских занятий

1. Основы коррекционной работы с семьей.

2. Психологическая помощь семье в кризисных ситуациях..

3. Особенности взаимодействия психолога с проблемными семьями.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте доклад по теме «Семья как объект психологи­ческой коррекции».

2. Обоснуйте отношение к семье как семейной системе (В. Са­тир) и как психотерапевту (Н. Пезешкиан).

ЗЯ2

3. Апробируйте упражнения В. Сатир на развитие гуманизма семейных отношений. Огрефлексируйте свои переживания

Литература

БайардД. и Байард Р Ваш беспокойный подросток. М , 1991.

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология челове­ческих взаимоотношений // Люди, которые играют в игры. Пси­хология человеческой судьбы / Пер. с англ ; Под ред. М.С. Мац-ковского. М., 1988.

БодалевАЛ. Восприятие человека человеком. М-, 1982.

Бурменская Г.В., Караганова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психо-логическое консультирование // Проблемы психического раз­вития детей. М., 1990.

Диагностическая и коррекционная работа школьного пси­холога / Отв. ред. И.В. Дубровина. М., 1987.

Ковалев СВ. Психология современной семьи. М., 1988.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.

Л., 1983.

Матейчик 3. Родители и дети: Кн. для учителя / Пер. с чеш.

М, 1992.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сго-

лина. М, 1987.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1994.

Практикум по психодиагностике. Психодиагностические ма­териалы/Под ред. К.М. Гуревича. М, 1988.

Психология воздействия (проблемы теории и практики) / Редкол.: А.А. Бодалев, ГА. Ковалев и др. М., 1989.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребен­ников, Л.В. Ковинько. М., 1990.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.,

1990.

Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сталина. М., 1989.

Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире

М., 1991.

Черников А.В. Интегративная модель системной семейной пси­хотерапии // Семейная психотерапия. Приложение кжурналу. М., 1997.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М, 1993.

Раздел V

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

С ПЕДКОЛЛЕКТИВОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

Глава 1

Наши рекомендации