Техника семейного консультирования
Процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональный аспекты. В ходе консультирования не только выясняются проблемы клиента или семьи в целом и находятся какие-то пути их решения на рациональном уровне. Консультация — это прежде всего общение, установление, эмоциональных контактов психолога с семьей. Определенная динамика этих контактов создает условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности.
Процесс консультированияможно разделить на пять фаз: установление контакта, определение проблемы, рабочая фаза, фаза принятия решения и действий, обратной связи.
I фаза— установление контакта с клиентом. Итог: определение границ взаимодействия с ним. Осуществляется в первичной консультативной беседе. На этой фазе устанавливаются дистанция общения, его составляющие. Психолог еще до беседы наблюдает за контактом родителей с ребенком; определяет тип их поведения в коммуникации с ним; особенности реакции детей и родителей в диаде; характер вербальных и невербальных контактов; способы регулирования и оценки поведения ребенка.
В первичной беседе определяется характер отношения родителей к психологу (деловое, рентное, игровое) и устанавливаются границы взаимодействия психолога с семьей.
Опытный психолог уже при первой встрече в ходе общения может получить информацию об истории развития ребенка, воспитательном потенциале семьи, типе семейного воспитания, педагогическом кредо родителей. Эта фаза демонстрирует клиенту возможности психолога (которые не следует преувеличивать), в тех процедурах, которые будут совершаться, дает установку на серьезную, продолжительную работу самой семьи.
II фаза— определение проблемы клиента, проблемы (боли) семьи. Итог: согласие клиента и психолога в понимании проблемы. На этом этапе клиент сам определяет проблему на языке трудностей, психолог проясняет ее, обозначив как реальную проблему. Клиент и консультант, обсуждая альтернативные гипотезы, приходят к единому мнению, и клиент принимает проблему. Можно представить клиенту право формулировать не от своего лица, а относительно «третьих лиц». Важно на этом этапе прийти к согласию в понимании проблемы-дилеммы; в противном случае приходится снова начинать весь консультативный процесс.
Неопытный консультант на этой фазе торопится навязать свой вариант интерпретации проблемы, слишком быстро обнажает ее в глазах клиента, часто перебивает его, увлекается морализированием, переступает границы дозволенного в вопросах. Этим он нарушает возникшую хрупкую эмоциональную связь, вызывает у родителей чувство вины и усиливает их душевную боль.
Характер беседы (управляемое стандартизированное интервью, неуправляемое интервью — эмпатическое слушание) определяется целями консультирования, индивидуальными особенностями клиента и принятым психологом теоретическим подходом (гуманистическая психология, гештальтпсихология, бихевиоризм).
III фаза— рабочая. Итог: новое понимание клиентом проблемы.
Для этой фазы характерна следующая динамика: структурирование раппорта, создание невроза клиента в контролируемых условиях, перенос и сопротивление клиента, выход клиента из трансфера (переноса) и приобретение им суверенитета. Наглядно динамику этой фазы можно изобразить следующим образом:
— признаки переноса, указывающие на успех консультативного процесса, проявляются в поведении клиента: оказывает знаки внимания психологу, меняет внешность, просит чаще встречаться, расширяет базу общения, характеризует психолога как знающего специалиста и близкого человека;
— признаки контрпереноса (перенос консультанта): думает о клиенте после консультации, обсуждает случаи с коллегами, делится впечатлениями об успехе, сердится и беспокоится, забывает имя клиента, не хочет идти на прием, использует случаи в качестве хрестоматийного примера.
Для эффективного консультирования трансфер клиента и психолога необходимы, но превышение их меры может приводить к обратному эффекту. Клиент становится зависимым от консультанта и не может обрести суверенитет. Психолог при высоком уровне контрпереноса теряет свою самоценность, а вместе с ней и профессиональные способности.
IV фаза— принятие решения и действия. Итог: эффективное поведение клиента в естественной ситуации.
На этой фазе психолог, опираясь на определенную консультативную теорию, разрабатывает план действий, стра-
тегию своего поведения, которая подводит клиента к поиску и нахождению выхода из создавшейся ситуации. Найдя оптимальное для себя решение, приняв его как собственное, обретя самостоятельность и уверенность в себе, клиент принимает решение действовать. Вместе с психологом он исследует и сортирует различные способы действий, выбрав, наконец, определенный вариант для себя. Затем он проверяет этот вариант в естественных условиях, а не в ситуации консультирования. При наличии успеха он генерализует свое решение на поведение в целом.
V фаза — обратная связь. Итоги: удовлетворение клиента процессом и результатами консультирования.
Частично эту информацию психолог получает уже в процессе консультирования, когда наблюдает поведенческие признаки трансфера. Он может проводить катамнез и целенаправленно организует повторные эпизодические встречи, поддерживающие клиента и дающие психологу уверенность в правильности избранной стратегии и тактики консультирования. Ориентируясь на принцип обратной связи, психолог должен реализовать следующие требования к консультативной информации: конкретность и конструктивность ее содержания; адресование конкретному лицу; констатирующий, своевременный и потребностный характер. При проведении консультаций многие психологи часто применяют магнитофоны и диктофоны, специальные стандартизированные бланки для семейного консультирования, протоколирование бесед ассистентами, использование которых позволяет глубже анализировать динамику процесса, его эффективность. Стратегией консультанта должно быть не стремление разоблачить клиента, выяснить, кто в семье прав, а кто виноват, а облегчить и снять душевную боль клиента!
Психолог может избрать разные типы поддержки клиента: влиятельный или внимательный, спрашивающий или утверждающий, ставящий анализ и стремящийся к пониманию. Влиятельный психолог, представляющий клиента слабым, будет снабжать его энергией, оптимизмом, передавать ему силу. Внимательный консультант, ведущий консультирование по типу «роджерианского интервью», внешне выглядит пассивным. Спрашивающий психолог активен, задает много вопросов. Он находится в более выгодном положении, чем утверждающий. Ставящий диагноз больше рискует, он чаще использует суггестивные методы воздействия. Психолог, стремящийся понять клиента, прежде всего ориентирован на достижение с ним согласия.
В процессе работы психологу необходимо отрабатывать ;пециальные навыки и умения ставить открытые и закры-ые вопросы; фиксировать внимание на главных мыслях шента, его чувствах; следовать в беседе за логикой клиен-овладевать умениями перефразирования (прояснения ;мысла) и суммирования важнейших высказываний; выра-штельного молчания (внимание, акцент значимости, на-фяженная пауза, отрицание); совместного принятия реше-1ий. Немаловажное значение имеет развитие невербальных шособов общения, демонстрирующих заинтересованность, шимание, сочувствие, доверие клиенту: глазной контакт, улыбка, поза, мимика, тембровые окраски голоса, интона-1ия и др. Психолог должен научиться искренне выражать ;вои чувства и управлять ими, не допускать введения в сонсультативный процесс свободного светского диалога, чрезмерного самораскрытия, с одной стороны, и закрытости—с другой. Не следует жестко придерживаться первоначальной гипотезы, так как она может оказаться ложной. Надо постоянно избегать без должной мотивировки лобовых вопросов, игнорирования или дискредитации мнения собеседника, монологичности и авторитарности.
Подводя итог по обсуждаемой проблеме, уточним еще раз черты неэффективного и мудрого консультирования.
Неэффективное консультирование | Мудрое консультирование | |
Встреча психолога с клиентом не происходит. | Психолог верит в уникальность и способность клиента самому найти выход. | |
Не устанавливается оптимальный раппорт. | Вербальными и невербальными способами он демонстрирует это своему клиенту. | |
Психолог не слышит, не видит и не чувствует клиента. | Эмоционально поддерживает клиента. | |
Он бестактен в высказываниях. | Осуществляет эмпатическое слушание. | |
Не дает возможности высказаться клиенту. | Происходит встреча клиента с психологом, они обмениваются посланиями. | |
Подозревает клиента в плохих поступках. | Психолог уважает право клиента и соблюдает меру, дистанцию и границу общения. | |
Пытается разоблачить его или морализирует. | Умело субъективирует и объективирует ситуацию клиента. | |
Неэффективное консультирование | Мудрое консультирование | |
Слишком быстро вскрывает проблему. | В определении проблемы двигается вслед за логикой клиента. | |
Не сверяет правильность своих выводов с мнением клиента. | Не торопится с выводами и рекомендациями, создает условия для инсайта клиента. | |
Навязывает клиенту свое решение. | Вызывает в клиенте желание сотрудничать. | |
Дает скоропалительные советы. | Стремится к пониманию и совместному решению проблем. | |
Вызывает в клиенте желание спорить, оправдываться, скрывать правду, усугубляет чувство вины или душевную боль. | — | |
Жестко придерживается первоначальной гипотезы. Ставит «диагноз» и предлагает «лечение». | — | |
В этом разделе книги мы остановились лишь на общих характеристиках техники семейного консультирования. Конкретные психологические средства и приемы будут описаны далее.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные детерминанты жалоб родителей при психологическом консультировании?
2. В чем состоят сущность и методика эмпатического слушания?
3. Каковы типы отношений родителей к психологу, консультанту и их поведенческие синдромы?
Темы для семинарских занятий
1. Семейное консультирование и семейная психотерапия — методические аспекты.
2. Методика консультативных бесед психолога о гуманизме семейных отношений.
3. Методика психоанализа семейных отношений.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте реферат по позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана.
2. Разработайте примерную картотеку-схему семейной консультации.
3. Обдумайте варианты профессионального поведения психолога в случае «ректной» установки консультируемой семьи.
Литература
Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. М., 1988.
Пезешкиан И. Позитивная семейная психотерапия. Семья как психотерапевт / Пер. с англ. М., 1994.
Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. М., 1992.
Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сталина. М., 1989.
Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / Пер. с англ. М., 1993.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия Л., 1990.
Глава 3