Особенности оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия
Оказание помощи жертвам насилия направлено на снижение или максимально полное устранение возможных последствий перенесенного насилия и принятие мер по прекращению насильственных действий. Эта работа включает меры'профилактического, диагностического и коррекцион-но-психотерапевтического характера. Специалисты выделяют ряд особенностей оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия:
. а) полное признание основных прав детей и подростков: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование;
б) анонимность или конфиденциальность, что повышает вероятность обращения жертв насилия за помощью. В случаях угрозы жизни и благополучию жертвы насилия психолог обязан вмешаться в ситуацию. Формирование чувства безопасности у жертв насилия — основа эффективной помощи .
Обязательным аспектом помощи детям и подросткам является разъяснение их основных прав:
— права на неприкосновенность;
— права на защиту своей чести;
— права доверять своим чувствам;
— права говорить «нет» взрослым;
— права рассказать о событии близкому человеку, если событие смущает или вызывает неприятие;
— права на получение помощи.
Для оказания эффективной помощи необходима полная и всеобъемлющая информация о пострадавшем, его окружении, семье. Эту информацию можно получить из бесед и интервью при совместной работе нескольких специалистов. Ее достоверность зависит от степени доверия пострадавших или их близких к специалисту. Информация должна содержать сведения о самой жертве, родителях и близких родственниках, о семейной ситуации (состав, статус, внутрисемейные отношения, внешние связи семьи, микроклимат), о доверенных лицах, о насильнике.
Определенное значение имеют пол консультанта, место и обстановка проведения консультаций, уровень професси-
* Использованы методические рекомендации Ярославской медико-педагогической школы, подготовленные под руководством В.А. Шелковой.
онализма психолога, позволяющие обеспечить максимум уважения, достоинства и серьезного восприятия ребенка и его проблем, минимум дополнительной психической нагрузки и отсутствие нанесения ущерба его личности
Признаки посттравматического синдрома характерны для всех жертв насилия Глубина отрицательных последствий оп ределяется обстоятельствами, среди которых выделяют тяжесть и характер насилия, особенности социального окружения и членов его семьи к факту насилия, индивидуальная толерантность ребенка к стрессорным воздействиям и др. Профессиональная психологическая помощь необходима каждому ребенку и подростку, пострадавшему от любого вида насилия, и является наилучшим вариантом для выхода из посттравматического состояния с наименьшими последствиями для личности ребенка.
Таким образом, цель психологической помощи жертвам насилия в уменьшении отрицательного влияния пережитой ребенком травмы на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении, облегчение реадаптации в обществе.
Исходя из этих целей психолог решает следующие практические задачи:
— оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания к другим видам помощи (психотерапевтической, психиатрической, терапевтической и т.д.);
— изучает индивидуально-психологические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем;
— мобилизует скрытые психологические ресурсы ребенка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем;
— осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной дезадаптации;
— выявляет основные направления дальнейшего развития личности;
— привлекает других членов семьи, родственников, сверстников доверенных и референтных лиц к оказанию психологической поддержки пострадавшего ребенка.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ И КОНСУЛЬТАТИВНАЯ
РАБОТА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ,
ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ
Проводя психодиагностику, психолог выбирает те или иные методы исследования в зависимости от конкретного случая, ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и
т.д Наиболее используемыми являются следующие методики:
1. Психодиагностический опросник А.Е. Личко для определения типа акцентуаций характера и наличия психопати ческих проявлений.
2. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребностей, страхов и других индивидуальных характеристик.
3. Шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для исследования типа поведения и характера локализации ответственности.
4. Рисуночные тесты «Дом — Дерево — Человек», «Кинематический рисунок семьи», «Несуществующие животные». «Неоконченные предложения» для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и «эго» состояний жертвы насилия.
Показаниями к психологическому консультированию являются: самостоятельное обращение ребенка или подростка, направление ребенка родителями, опекунами, педагогами или представителями других организаций, приглашение пострадавшего самим психологом. Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях требуется дополнительная предварительная работа по снятию.тревоги, беспокойства, страха и связанных с ними психологических защит.
Как и в других случаях, основным методом психологического консультирования является интервью.
С помощью специальных вопросов и заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, психолог продвигается во взаимодействии с клиентом от достижения принятия личности консультанта и ситуации интервью к сбору информации о теме взаимодействия к личности клиента, от достижения взаимопонимания к совместному решению о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы.
Во время интервью психолог может использовать другие известные методы, содействующие активности, смене чувств и переживаний, демонстрирующие ребенку, пострадавшему от насилия, безусловное принятие его личности, безоценочное отношение. Часто эти результаты достигаются через различные варианты слушания клиента (Т. Гордон):
1. Пассивное слушание (тишина). Это мощное невербальное средство, позволяющее ребенку почувствовать внимание к его личности и проблемам.
2 Реакция подтверждения, признания услышанного. Осуществляется с помощью вербальных реплик и невербальных приемов (кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмурирование и др ).
3. «Открывание дверей». Это специальные вопросы или замечания, позволяющие ребенку быть более открытым, поощряющие его высказывания.
4. Активное слушание, в ходе которого с помощью перефразирования услышанного психолог уточняет свои гипотезы и декодирует информацию клиента.
5. «Отражение чувств» — метод передачи сопереживания и понимания, предложенный американским психотерапевтом К. Роджерсом. При его использовании психолог становится своеобразным зеркалом чувств ребенка, он помогает их осознать и вербализовать и тем самым содействует эмоциональному отреагированию.
6. Обучение сублимации, т.е. выражению чувств в социально-приемлемой, безопасной и потенциально-творческой форме.
7. Интерпретация. Это основа психологических методов воздействия, в результате которых ребенок или подросток получает новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога. Человек открывает для себя альтернативное видение реальности, отличающееся от картины, которую он сам представил о случившемся. Изменение этой картины способствует изменению поведения и настроения консультируемого.
8. Директива, при использовании которой психолог ясно показывает консультируемому, какое действие считает для него желательным, и предполагает, что клиент выполнит его указания.
9. Самораскрытие. Психолог делится личным опытом и переживаниями, показывает, что способен разделить нынешние чувства собеседника. Высказывания психолога построены на «Я-предложениях».
10. Обратная связь. Психолог дает возможность человеку понять как (каким) его воспринимают со стороны, дает конкретные данные для самовосприятия.
Метод имеет особое значение для подростков в связи с наличием у них многочисленных проблем и комплексов, усугубляемых комплексом жертвы насилия.
11. Логическая последовательность. Психологом объясняются последствия его мышления и поведения: «Если то... то». Метод дает возможность для рефлексий своих действий
и переживаний, способствует развитию возможностей рефлексивного поведения и принятия самостоятельных решений.
12. Пересказ. Повторение сущности ситуации клиента и его мыслей психологом, которое активизирует обсуждение проблемы и улучшает ее понимание обеими сторонами.
13. Резюме, используемое в конце консультативной беседы для суммирования суждений психолога и выводов клиента. Метод способствует прояснению результатов беседы и помогает перенести результаты интервью в реальную жизнь.
Целесообразно использовать в работе с подростками, пострадавшими от насилия, «телефон доверия» как одну из наиболее адекватных для подростковой психологии форм психологической помощи. Эта форма помощи обеспечивает анонимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность прервать контакт, если он нежелателен. «Телефон доверия» предоставляет возможность использовать волонтеров-подростков, хорошо знающих молодежную субкультуру и специально подготовленных к работе на «телефоне доверия». Роль консультанта «телефона доверия» состоит в помощи подростку в идентификации проблемы, вербализации негативных эмоций, определении источников и установлении здоровых сохранных сторон личности обратившегося за помощью с целью повышения уровня его самооценки, выявлении круга друзей и близких, которые могли бы его поддержать, выработке плана действий в критической ситуации.