Ключи и процедура подсчета тестовых баллов

Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммар­ный балл, который и сравнивается с тестовыми нормами, приведенными ниже. При отклонении индивидуальных ре­зультатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале (см. тестовые нормы) больше на IS измеряемую пси­хологическую характеристику можно считать выраженной. Если индивидуальный суммарный балл испытуемого мень­ше среднего по тестовым нормам на IS, то измеряемое свой­ство можно оценивать как маловыраженное. Кроме того, если известна принадлежность испытуемого к «делинквент-ной» популяции, то его индивидуальные результаты целе­сообразно сравнивать с тестовыми нормами, рассчитанны­ми для «делинквентной» подвыборки.

Ключи

1. Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32

9* 259

(да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил: 1 (нет), 10 (нет), 11 (ца), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет).

3. Шкала склонности к адциктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазруша­ющему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да),

68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да).

5. Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (да), 85 (нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да).

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7. (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да),

69 (да), 70 (да), 71 (да),78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).

7. Шкала склонности к делинквентному поведению: 18 (да), 26 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да).

Примечание. Некоторые пункты входят одновременно в несколько шкал опросника.

Тестовые нормы

  и = 229 человек л = 229 человек
Шкала «Нормальная» выборка «Делинквентная» выборка
  М S М S
Шкала 1 2,27 2,06 2,49 2,13
       
Шкала 2 7,73 2,88 10,97 2,42
       
Шкала 3 9,23 4,59 15,17 3,04
       
Шкала 4 10,36 3,41 10,98 2,76
       
Шкала 5 12,47 4,23 14,64 3,94
       
Шкала 6 8,04 3,20 9,37 3,01
       
Шкала 7 7,17 4,05 14,38 3,22
       

Итак, девиантное поведение детей и подростков — явле­ние комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с ин­дивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную ос­нову для воздействия негативных внешних (природных, климатических, экологических и др.), социальных (социо­культурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности и т.д.) факторов. Воз­никая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадап-тивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом.

Работа психолога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (ра­бота с конкретными симптомами отклонений), так и кау­зальном, т.е. профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих). Особое значение в силу возрастной динамики отклоняющегося поведения при­обретает ранняя профилактика отклонений в поведении де­тей и подростков.

Контрольные вопросы

1. Что такое поведение и каковы его психофизиологические основы?

2. Какова психологическая сущность адаптивного и отклоня­ющегося поведения?

3. Каковы социально-психологические причины отклоняюще­гося поведения детей и подростков?

Темы для семинарских занятия

1. Сущность поведения, механизмы его регуляции.

2. Девиантное поведение детей и подростков.

3. Пути профилактики и коррекции девиаций поведения у де­тей и подростков.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте внешнюю симптоматику и психологичес­кие причины отклонений в поведении детей (подростков).

2. Предложите педагогам пути и способы индивидуального подхода к дезадаптированному подростку.

3. Разработайте рекомендации родителям подростка, имею­щего какой-либо тип девиантного поведения.

Литература

Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершен­нолетних. Свердловск, 1986.

Анохин П.К. Избранные труды. М, 1979.

Асеев В. Т. Мотивация поведения и формы поведения личнос­ти. М., 1976.

Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М, 1993.

Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. М, 1991.

Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М, 1986.

Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. М., 1993.

КонИ.С. Социология личности. М, 1988.

Кон КС. Психология ранней юности. М., 1989.

Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 1993.

Невский И.А., Колесова Л. С. Подростки группы риска в школе. М, 1997.

Глава 3

Наши рекомендации