Новая парадигма профессиональной консультации старшеклассников
Традиционно смысл профконсультационной помощи видится в выдаче самоопределяющемуся старшекласснику рекомендаций о выборе подходящей для него профессии или сферы деятельности. Основанием для такой рекомендации является изучение качеств подростка и их сопоставление с требованиями рассматриваемой профессии.
В более современном понимании смысл профконсульта-тивной помощи сводится к постепенному формированию у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив (Пряжников Н.С., 1996). При этом конкретный профессиональный выбор может рассматриваться как один из элементов профессионального самоопределения вообще, а также как одно из упражнений для формирования способности к последующим профессиональным выборам, которых на протяжении жизни у человека случается немало.
В последнее время общепризнанной считается неразрывная связь профессионального и личностного самоопределения. Более того, на первый план часто выдвигается ценностно-нравственное самоопределение личности..Но пока проф-консультанты и психологи-практики продолжают делать акцент именно на профессиональных выборах. Объясняется это не только отсутствием методов, но и моральной неподготовленностью специалистов к перемещению акцентов в своей работе.
Специфика настоящего момента снижает прогностичность работы консультанта. На выбор профессии сильное влияние оказывает ее престижность. Смещение ценностей профессий, динамика (изменение или даже извращение) смыслов труда являются характерными особенностями нашего времени. Молодежная безработица снижает возможности выбора профессии, свободу маневра самоопределяющегося человека.
Таким образом, можно определить основные приоритеты в профессиональном и личностном самоопределении, соответствующие современной ситуации:
1. Постепенное формирование у подростков умения прогнозировать развитие современных выбираемых профессий в ближайшей перспективе; отказ от безоговорочной ориентации на моду по отношению к довольно ограниченному числу профессий (юрист, экономист, фотомодель, менеджер, телохранитель и т.п.). Идеалом реализации такого приоритета могло бы стать снижение конформизма и постепенное формирование полноценных субъектов выбора.
2. Помощь в нахождении личностных смыслов не только по отношению к привлекательным выбираемым профессиям, но и по отношению к профессиям, которые приходится выбирать вопреки первоначальному желанию. Если профессиональное самоопределение бывает подвержено влиянию объективных факторов, то личностное и ценностно-нравственное самоопределение чаще зависят от самого человека. Для психолога-практика важно понять иди прочувствовать важность данных приоритетов, а также постараться подобрать адекватные средства для формирования у старшеклассников готовности к более полноценному самоопределению.
Основными требованиями для таких средств и методик являются: завуалированность главной идеи использования методики; отсроченность ее результатов во времени; привлекательность методики по форме, а также личностное принятие психологом самой идеи и процедуры методики. Фактически работа психолога проходит в двух взаимосвязанных планах:
1) помощь в решении конкретных проблем, связанных с актуальным профессиональным выбором и подготовкой к нему;
2) постепенное и ненавязчивое формирование у подростка основы для личностного и профессионального самоопределения. Заранее посеянные зерна сомнения и прозрения позволят подростку в будущем найти новые смыслы своей деятельности, которые он пока еще не в состоянии найти.
ПРОГРАММА «ЛИДЕРСТВО»
В юношеском возрасте вполне оформляется тяга к лидерству как особому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. Старшеклассники пробуют себя в этом
качестве: выполняют определенные социальные и лидерские роли. Многим хочется разобраться в проблеме лидерства, выработать усебя тот или иной лидерский стиль, идентифицировать себя с известными лидерами и т.д.
Целью психологического факультативного курса-практикума «Лидерство» является развитие лидерских качеств устаршеклассников (курс разработан и апробирован Лнан-ченко М.Ю. и Овсянкиным П.Е., 1995).
Программа курса