Общее представление о психологическом консультировании
Психологическое консультирование *- непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа {Алешина Ю.Е., 1993). Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач (Абрамова Г.С, 1996).
Критерием эффективности этого вида профессиональной деятельности психолога является появление у другого человека новых переживаний по поводу своей задачи. С точки зрения самого психолога, критерий эффективности этого вида деятельности может быть найден по показателям соответствия его работы задачам другого человека. Такое соответствие (несоответствие) проверяется по шкале:
1. Психолог не способен быть внимательным, прерывает клиента, пропускает важную информацию.
2. Действия психолога не конструктивны; он слишком старается воздействовать на другого человека.
3. Клиента не слышно или слышно очень мало; психолог реагирует больше сам на себя, а не на клиента.
4. Ответы психолога на воздействие клиента равны тому, что говорит клиент.
5. Суть задачи клиента понята психологом неверно, но через воздействие, все нарастающее по интенсивности, психолог вносит в задачу клиента нечто, облегчающее его состояние.
6. У психолога есть навыки внимания и воздействия через эмпатичность и непосредственность.
7. Высочайший уровень — психолог присоединяется к клиенту, не теряя своей индивидуальности.
Психологическое воздействие в прогрессиях «человек-человек» часто напоминает процедуру консультирования, так как осуществляется в виде интервью. К числу таких профессий относятся деятельность врача, юриста, журналиста, педагога, социолога, социального работника. Но их интервью отличаются как предметом взаимодействия, так и мерой воздействия на человека и ответственности за него. Психолог несет ответственность за проявление качеств психической жизни клиента.
■В психологическом консультировании психолог может опираться на различные теории и методические подходы. Наиболее популярными в практике психологического консультирования являются глубинная психология — психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн) и др.; бихевиоризм — социальное научение, тренинг социальной компетентности, самообучение, когнитивная терапия (А. Бандура); рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.; гуманистическое направление — гештальттерапия (Ф. Перлз), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франки), психодрама (Дж. Морено).
Для каждого направления характерны специфические методические приемы, цели и задачи консультирования и область психической реальности, с которой работает психолог, позиции клиента и консультанта.
Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Существуют определенные принципы поведения, следование которым не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия (Алешина Ю.Е., 1994).
Доброжелательное, безупречное отношение к клиенту. Подразумевает не простое следование общепринятым нормам поведения, а умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждая, ста-
раться понять клиента и помочь каждом\. кто обращается ia помощью.
Запрет давать советы. Жизнь каждого человека уникальна н непредсказуема. Поэтому невозможно при любом жизненном и профессиональном опыте дать гарантированный совет. Кроме того, взяв на себя ответственность, психолог не способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению к действительности и принятию собственной ответственности за все происходящее.
Анонимность. Означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия кому-либо, за исключением случаев, специально оговоренных законом (угроза жизни). Об этих правилах клиент предупреждается заранее.
Разграничение профессиональных и личностных отношений. Действие этого принципа связано с возникновением переноса (склонности пациента переносить на психотерапевта и отношения с ним свои проблемы и конфликты)« контрпереноса (склонности психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми, внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом) (Фрейд 3., 1989). Действуя в процессе консультирования, эти феномены снижают его эффективность.
Включенность клиента в процесс консультирования. Яркое эмоциональное переживание и рефлексия беседы возможны при условии полного понимания клиентом того, что обсуждается, логичности действий психолога и благоприятности психологической атмосферы.
Целью психологического консультирования является оказание психологической помощи клиенту. Разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем, их осознании. Удовлетворенность клиента не всегда однозначно свидетельствует об успехе беседы. Она определяется характером обсуждаемых проблем. Успех консультирования во многом зависит от того, сможет ли психолог профессионально выслушать клиента и расширить его представления о себе и собственной ситуации. Как отмечает Г.С. Абрамова (1997), цель психологического консультирования — культур но-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения (табл. 4).
В процессе консультирования решаются следующие задачи:
— оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;
— оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;
— информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;
— повышение общей психологической грамотности;
— мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;
— коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;
— выявление основных направлений дальнейшего развития личности. р
Результатом консультирования является не столько облегчение эмоционального состояния клиента, сколько перевод тонуса жалобы клиента с других на самого себя. Это означает принятие ответственности клиентом за все происходящее с ним на себя.
Психолог-консультант создает для нормального, психически здорового клиента условия для нешаблонных действий, в рамках культуры.
Психолог в процессе консультирования может занимать различные позиции: позиция равенства, позиция сверху и позиция снизу (Цзен ИВ., Пахомов Ю.В., 1985).
В разных теоретических ориентациях консультанту приписываются различные позиции, но, пожалуй, наиболее традиционной в консультировании является позиция равенства и партнерства по отношению к клиенту, хотя и в этом случае направляющая и определяющая роль остается за психологом. В случае равенства позиций с психологом в процессе консультирования клиент чувствует себя полноправным партнером и поэтому активно и продуктивно работает наравне с психологом. У него нет оснований скрывать или искажать какую-либо информацию о себе, поскольку консультант открыт, не оценивает и не судит собеседника. В сущности, в позиции равенства и сам консультант менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку чем более авторитетен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше требований и ожиданий предъявляется к нему, тем труднее им соответствовать. Конечно, занимая позицию равенства, консультант не только выигрывает, но и теряет: ведь с авторитетом, занимающим позицию сверху, больше считаются, к нему больше прислушиваются.
Таблица 4 Основные методические подходы к психологическому консультированию (по Г.С. Абрамовой)
Направление, его представители | Методические приемы, используемые в консультировании | Основной метог1 и задача | Цель —результат |
I. Глубинная психология (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Берн) | Анализ символов повседневности (направленная ассоциация клиента на заданное слово). Фрейдовская ошибка — ошибки, описки, обмолвки клиента, раскрывающие подсознательные переживания клиента. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна. Анализ сопротивления клиента как проявление механизма вытеснения чего-либо. Анализ содержания переноса клиента (к чувствам) и контрпереноса | Метод свободных ассоциаций. Выявление и изучение детских стереотипов поведения через работу с подсочнанием | Интерпретация свободных мыслей и действий клиента в терминах психоанализа |
II. Бихевио-ральное направление (Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура) | Тренировка настойчивости (вопросы, ролевые игры, перечисление альтернатив). Моделирование социально-желательного поведения. Тренировка релаксации (уменьшение тревожности, страхов). Поощрение за желаемое поведение. Анализ дневниковых записей клиента. Составление программ профилактики рецидивов поведения | Метод оперативного научения. Перевод субъективных переживаний клиента в реально наблюдаемые действия | Изменение поведения клиента |
III. Гуманистическая психология (К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Франкл) | Открытые и закрытые вопросы. Отражение чувств, пересказ, самораскрытие психолога. Восприятие «здесь» и «теперь». Пустое кресло. Беседа с частью «Я». Диалог верхней (авторитарной) и нижней (с чувством вины) собаки. Фиксированное ощущение. Парадоксальные намерения. Перемена отношения. Убеждение и призыв | Метод эмпэтического научения. Понять мир клиента и поддержать его во время ответственного решения | Повышение ответственности человека за свои поступки, социальная самоактуали-зацич |
Однако не следует представлять позицию психолога во время приема и его поведение как нечто застывшее, неизменное. Хороший профессионал — это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию сверху, говоря о чем-то со знанием и авторитетом, или снизу, заигрывая с клиентом, стремясь повысить его самооценку, подчеркнуть его знания и авторитет.
Стратегия психологического консультирования направлена на ориентацию клиента на принятие собственной вины и ответственности за происходящее; понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возможность понимания себя и собственного поведения; подготовку более глубокого контакта с другим, отношения с которым не складываются у клиента, с помощью использования его чувств и переживаний как основы восстановления более доверительных отношений; планирование и осуществление каких-то конкретных поведенческих шагов, направленных на изменение ситуации.
Осуществление такой стратегии опирается на два различных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведенческой психотерапии: 1) умение сопереживать, поддерживать, анализировать чувства клиента по отношению к ближайшим людям; 2) способность четко и конкретно тонизировать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь, корректировать высказывания.