Взаимодействие психолога и педагога в совместной деятельности
Психолог и педагог взаимодействуют в совместной деятельности, целью которой является развитие детей. Для успеха совместной деятельности необходимо ценностно-ориентационное единство участников. Приходя в образовательное учреждение, психолог встречается с определенными представлениями педагогов о целях воспитательно-образовательного процесса, их ценностными ориентациями, установками по отношению к детям.
Психолог не может не учитывать эту реальность, ведь он становится членом педагогического коллектива, одним из участников педагогического процесса. Вместе с тем психолог является носителем своей профессиональной системы целей и ценностных ориентации, которые могут в большей или меньшей степени не совпадать с таковыми у педагогов и педагогического коллектива в целом.
Исследования Д.В. Обориной показали принципиальные различия в профессиональной ментальности педагогов и психологов. Профессиональная ментальность, по ее мнению, включает в себя профессиональные мотивы, ценностные ориентации и социальные установки. Различия состоят в следующем:
Психологи Педагоги
1. ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Мотивация ориентирована Мотивация в значительной на настоящее и ближайшее степени относится к период будущее, а также период дам близкого и отдаленного открытого настоящего. будущего.
2. СОДЕРЖАНИЕ МОТИВАЦИИ
Выражена познавательная Выражена ориентация на об-мотивация и мотивация, щение, работу по специаль-связанная с собственной ности, самореализацию в про-личностью, в частности фессиональной сфере, на оп-
с «Я-концепцией», высо- ределенный уровень достиже-кий уровень потребностей; ний, альтруистическая моти-окружающих ожидают вация; от окружающих ожи-
помощи, надеются на дают любви, уважения, при-
удачу. знания.
3. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ Терминальные (ценности-цели)
Счастливая семейная
Свобода, познание,
жизнь, счастье других.
Инструментальные (ценности-средства)
Широта взглядов, эффек- Воспитанность, аккуратность, тивность в делах, высокие непримиримость к недостат-запросы, независимость, кам в себе и других, рационализм.
4. УСТАНОВКА ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЕНКУ Уровень контроля
Минимальный контроль, Высокий уровень контроля, предпочтение либерального склонность к авторитаризму стиля общения с ребенком. по отношению к ребенку. Представление об ученике
Высокая когнитивная Низкая когнитивная
сложность восприятия, сложность восприятия,
безоценочность оценочность.
Эти различия могут являться причиной сложности во взаимодействии педагогов и психологов. Для того чтобы психолог мог реально влиять на воспитательно-образовательный процесс, он должен стать значимым для педагогов.
Как показывают социально-психологические исследования, значимость участников совместной деятельности друг для друга обусловлена определенным совпадением их потребностей и ценностных ориентации (Шурина ЕВ., 1989; Шконоров Я.Б., 1980, и др.). Следовательно, психологу необходимо провести специальную работу, направленную на сближение ценностных ориентации и установок, достижение взаимопонимания.
На первом этапе профессиональной деятельности психолог формирует у педагога желаемый образ психолога, обретает эмоциональный статус и авторитет профессионала. В дальнейшем он находит общие координаты и формирует на их основе программу профессионального общения. На основе согласованных действий и распределения функций осуществляется программа взаимодействия и формируется общий фонд знаний, умений и навыков.
Лишь небольшая часть практических психологов приходит в воспитательно-образовательные учреждения, в которых до них успешно работали психологи. Основная масса является первопроходцами. Их функциональная ниша не сформирована до их прихода, как это имеет место в любой уже сложившейся ^профессии. Функциональные обязанности психолога чаще всего не определены и понимаются по-разному в различных учреждениях, разными педагогическими коллективами и их членами.
Практический психолог может столкнуться с ситуацией, когда запрос на его деятельность полностью отсутствует. Педагоги считают, что они не нуждаются в помощи психолога. Такая ситуация в принципе невозможна, если психолог приходит работать в собственно психологическое учреждение, например в психологическую консультацию. Работа психолога в психологической консультации осуществляется в основном по инициативе клиента, который в той или иной мере мотивирован на общение с психологом и принятие его рекомендаций. Попадая в ситуацию отсутствия запроса, начинающие школьные психологи часто испытывают состояние фрустрации.
В ряде случаев запрос на работу психолога имеется, однако он является неадекватным. Неадекватность может проявляться в отношении цели, содержания работы психолога. Примеры неадекватных запросов: «Вы будете заниматься с детьми всех 12 групп нашего детского сада по математике. Ваша задача — как можно лучше подготовить их к обучению математике в школе», «Возьмите под контроль трудных детей и наведите порядок на переменах» и т. п.
Неадекватность также проявляется в отношении методов, специфики работы психолога. Пример: «Вы должны будете присутствовать в группах, где находятся малоопытные воспитатели, и помогать им налаживать работу». Если мы проанализируем этот запрос, то увидим в нем и адекватную часть, касающуюся цели работы — помощь начинающим педагогам. При этом важно учитывать, какое содержание привносится в само понятие «помощь». Необходимо выделять методический аспект, входящий в функциональные обязанности методиста, и психологический, который составляет содержание работы психолога. Неадекватная часть данного запроса касается методов достижения цели. Заведующая предполагает, что лучший путь — постоянное присутствие психолога в группе. Безусловно, такое представление основывается на незнании специфики психологического труда, низкой психологической подготовленности в целом.
Следовательно, на первом этапе взаимодействия психолога с педагогическим коллективом ему необходимо активно заниматься формированием адекватного запроса на свою деятельность, разъяснять, в каких случаях, каким образом и при каких условиях он может быть полезен.
Анализ ответов методистов детских садов показывает, что они предпочитают психолога, способного проникнуться проблемами детского учреждения и педагогов, способного органично войти в жизнь детского сада, стать «своим». 51% ответов на вопрос анкеты о проблемах детского сада, в которых, на их взгляд, нужна помощь психолога, касается работы психолога с педагогами: создание благоприятного климата в коллективе; налаживание взаимоотношений педагогов между собой, с родителями, с детьми; помощь педагогам в работе с детьми. Вместе с тем 47% опрошенных отмечают, что данное направление работы является наиболее трудным для психологов, не имеющих опыта работы в детском саду (Леей Т.А., 1996).
Такой запрос коренным образом отличается от привычных представлений детских психологов, занимающихся диагностико-коррекционной работой с детьми в отрыве от реальной воспитательно-образовательной ситуации их развития. Задачи, связанные с изучением, моделированием и изменением среды развития детей, являются принципиально новыми для детских психологов. Поэтому они вызывают значительные трудности не только молодых специалистов, но и у опытных психологов, работающих до прихода в детский сад, школу или интернат в психологических консультациях или других специализированных психологических учреждениях.
Возможный заказ на сотрудничество педагога, учителя и психолога, по мнению Г.С. Абрамовой, может и должен строиться как взаимодействие с психологической информацией, структурированной понятием норма психического и личностного развития. Если предметом взаимодействия обучающего и обучаемого является учебный предмет, то психолог своим присутствием в этой ситуации должен решать следующие задачи:
— проблему адекватности отражения учеником учебного процесса;
— проблему адекватности отражения учителем учебного предмета как предмета взаимодействия;
— проблему адекватности отражения учеником роли и места учителя в его жизни;
— проблему адекватности отражения роли и места ученика в его жизни.
Особого внимания заслуживает изучение функциональных ниш различных членов педагогического коллектива. Оно помогает осознать собственную функциональную нишу и места пересечения в работе с другими специалистами. Рассмотрим, к примеру, сферу пересечения в работе психолога и методиста детского сада.
Психолог
1. Проводит работу по пропаганде психологических знаний среди родителей
2. Проводит работу по повышению психологической компетентности педагогов
3. Ведет работу по предупреждению возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень
Методист
1. Организует работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей
2. Проводит работу по повышению педагогической квалификации педагогов
3. Ведет работу по контролю за реализацией воспитательно-образовательных программ для детей
Очевидно, что в работе этих двух специалистов имеется очень много точек соприкосновения. Вместе с тем существует немало случаев, когда психологи не учитывают функциональные ниши коллег. Речь идет не только о взаимоотношениях с методистами или завучами школ, но и администраторами, педагогами, врачами. В зонах пересечения каждый из специалистов должен заниматься своим аспектом проблемы, но чрезвычайно важна согласованность действий, общее видение принципиальных вопросов, перспективы работы и путей ее реализации.
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
Определив главным объектом своего внимания растущего человека — ребенка,психолог осуществляет общий контроль за ходом их психического развития на основе представлений онормативном содержании и периодизации этого процесса. Предметом психологической диагностики является определение психологического статуса ребенка: особенностей развития психических функций, склад его личности, характера, темперамента. Вероятно, необходимо проводить такие диагностические срезы на различных этапах развития в основных возрастных группах.
На основе скрининга выделяется «группа риска»,которая нуждается в особом внимании психолога. В отношении этих детей он использует как общие, так и специальные формы работы (стимулирующая психодиагностика, возрастно-индивидуальное консультирование, телефон доверия, тренинг мотивации достижения, тренинг причинных схем, тренинг общения и ролевого поведения, игровая коррекция поведения, сеансы психологической гимнастики и психотерапии, психопрофилактические беседы и консультации).
Особой категорией, с которой приходится сталкиваться психологу, являются родители.Анализ школьной практики показывает, что работа с родителями требует кардинальной перестройки. Ее успешность зависит от решения многих задач.
Первая задача — изменение психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности: необходимо вернуть ребенка в семью, возвратить семье роль «домашней академии», а родителям — функцию главных воспитателей.
Вторая задана — научная диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей, которая может начинаться сэлементарных диагностических анкет и заканчиваться составлением полного портрета семьи как воспитательного института родителей.
Третья задана — отключение родителей от традиционного негатива в психолого-педагогической подготовке.
К сожалению, в последние годы мы больше говорим о дисгармоничной семье. В большей степени сегодня необходимо создавать и пропагандировать культ счастливой семьи.
Четвертая задача — широкое использование педагогических возможностей самих родителей. Строя работу с родительским активом, нужно учитывать интересы и возможности семьи, формировать общественное мнение родителей, лицо родительского коллектива. Современные родители не только в состоянии понять задачи школы, но и знают ее штаны, конечные и близкие цели. Кроме того, им нужно постичь технологию наиболее распространенных форм педагогической работы. Наконец, они должны быть осведомлены о своих правах и обязанностях.
Пятая задана — организация скорой психолого-педагогической помощи семье. Когда родители приходят на лекции, где говорится о некоем среднем ребенке, полученная информация остается невостребованной. Если же они получают ответ на конкретный вопрос, который их волнует сегодня, — это уже работающая психология и педагогика. Данную задачу можно решать через семейные консультации, телефон доверия, выездные формы психологической помощи семье.
Шестая задача — придание работе с родителями живого, практического характера. Многие родители плохо воспитывают своих детей не потому, что безграмотны. Они знают, что надо делать, но не знают, как это сделать. Даже на самой хорошей лекции трудно овладеть технологией семейного воспитания. А вот так называемые активные формы развивают практические педагогические умения, навыки семейного общения, псичолого-педагогическую зоркость родителей.
В модели психологической службы важное место занимает работа с администрацией учреждения. Психолог призван помочь руководителям в распознавании сильных и слабых сторон их личности, формировании благоприятного психологического микроклимата в коллективе, выборе оптимального стиля управления и деятельности, диагностике педколлектива, правильном подборе, расстановке и аттестации кадров, разрешении производственных и межличностных конфликтов. Помимо социально-психологического аспекта управления с помощью психолога могут быть оптимизированы и другие аспекты управленческой деятельности, в частности планирование, анализ педагогического процесса, определение его целевых доминант и т.д.
Сложная категория, с которой работает психолог, — это педагоги. Они по-разному воспринимают психологическую службу: со стремлением к сотрудничеству, любопытством, безразличием, недоверием и скептицизмом и даже открытой враждебностью. Только высокий уровень компетентности, объективности психолога, практическая направленность и результативность работы помогут ему завоевать доверие в педколлективе. Прежде всего, начать с психодиагностики личности: ведь каждому человеку присуще стремление к самопознанию. Изучив особенности того или иного педагога, необходимо дать стимулирующие советы: как, опираясь на сильные стороны своего характера, оптимизировать педагогический труд. Для более точного диагноза психологу приходится наблюдать педагога в общении, деятельности. Для этого необходимо анализировать учебно-воспитательный процесс. На первых порах это можно делать с помощью администрации. Однако мы уже упоминали о собственной позиции психолога в оценке педагогических явлений. Педколлектив всегда с удовлетворением воспринимает психолого-педагогическую информацию, если она отвечает на его запросы, излагается в системе, методически грамотно и основательно.
Следует отметить, что педагоги очень остро реагируют на оценку их личностных особенностей. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации предопределено его собственными слабостями или недостатками. Кроме того, большинство педагогов имеют высокую личностную тревожность, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту, не принимая или полностью отрицая выводы психолога.
Предвидя эти сложности, психолог может использовать методики самооценки и групповой динамики, характерные для ситуаций социально-психологического тренинга, коллективной мыследеятельности и организационно-деятельностных игр. В упомянутых ситуациях сам психолог воздерживается от оценки педагогов, там действует принцип отраженной субъективности: интроспекция облегчается тем, что психологу приходится видеть себя глазами другого и целой группы.
Хорошее взаимопонимание и сотрудничество психолога с учителями всегда способствует оптимизации контактов с детьми, их родителями. Трудно предположить, что психолог, которому отказано в кредите доверия педагогами либо кем-то другим, будет нормально работать с остальными, так как школа и детский сад — это единый социальный организм.