Общие принципы и правила работы психолога

1. Профессиональная деятельность практического психолога характеризуется особой ответственностью перед клиента­ми, обследуемыми, испытуемыми.

2. В работе с клиентами психолог руководствуется принци­пом честности и искренности.

3. Работа практического психолога направлена на достиже­ние исключительно гуманных целей, предполагающих сня­тие ограничений на пути свободного интеллектуального иличностного развития каждого человека.

4. Психолог строит свою работу на основе безусловного ува­жения достоинства и неприкосновенности личности, со­блюдает и активно защищает основополагающие челове­ческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека

5. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в вы­боре психодиагностических и психокоррекционных ме­тодов, а также в своих выводах и рекомендациях.

6. Психолог не должен принимать участие в том, что ка­ким-то образом ограничивает человеческую свободу и развитие, физическую и психологическую неприкосно­венность. Наиболее тяжким нарушением профессиональ­ной этики является его личное содействие или непос­редственное участие в делах, наносящих вред человеку.

7. Психолог обязан информировать тех, кому он подчи­нен, а также свои профессиональные объединения о за­меченных им нарушениях прав человека другими лица­ми, о случаях негуманного обращения с людьми.

8. Психолог обязан оказывать только те услуги, для кото­рых он имеет необходимое образование и квалифика­цию.

9. В случаях вынужденного применения психодиагности­ческих или психокоррекционных (психотерапевтических) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, пси­холог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях

10. Психолог не имеет права передавать психодиагностичес­кие, психокоррекционные и психотерапевтические ме­тодики для пользования некомпетентным лицам.

11. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия про­фессионально не подготовленными людьми, предупреж­дать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

12. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обсле­дование и консультирование клиента по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-пси­хологической или судебно-психологической эксперти­зы, определенных законом

13. Данные индивидуального психологического обследова­ния психолог имеет право сообщать или передавать тре­тьим лицам лишь при согласии на это самих клиентов

14. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, админис­трации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку,

15. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распростране­ния, психологи обязаны предупреждать людей о воз­можных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетент­ным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологи­ческую помощь.

16. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб людям.

17. Психолог не может давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить.

18. Если обследование ребенка или психологическое вме­шательство осуществляется по требованиям другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и др., психолог должен известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.

19. Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о клиентах, с которыми он работает.

20. Принцип не нанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому какой-либо вред его здоровью, состоянию или социаль­ному положению. Выполнение принципа регламентиру­ют правила отношения психолога с испытуемым, заказ­чиком и выбора адекватных методов исследования и об­щения.

21. Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здо­ровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкрет­ным согласованным задачам психологического исследо­вания.

22. Правило предупреждения неадекватных действий заказ­чика относительно испытуемого. Психолог таким обра­зом формулирует свои рекомендации, организует хра­нение, использование и презентацию результатов ис­следования, чтобы исключить их. применение вне тех

задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком, чтобы не ухудшить положение испытуемо­го. Психолог информирует испытуемого о характере пе­редаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

23. Принцип компетентности психолога требует от психо­лога браться за решение только тех вопросов, по кото­рым он профессионально осведомлен и для решения ко­торых владеет практическими методами работы и наде­лен соответствующими правами и полномочиями. Выполнение принципа обеспечивается правилами, рег­ламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым и результатами исследования.

24. Правило сотрудничества психолога и заказчика обязы­вает психолога уведомить заказчика о реальных возмож­ностях психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов о пределах своей компетентности и границе своих возможностей. Психолог должен сооб­щить заказчику о принципах и правилах психологичес­кой деятельности и получить согласие заказчика руко­водствоваться ими при использовании методов и средств психологического характера.

25. Правило профессионального общения психолога и ис­пытуемого предполагает владение методами психодиаг­ностической беседы, наблюдения и воздействия на та­ком уровне, который позволял бы максимально эффек­тивно решать поставленную задачу и поддерживать \ испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворе­ния от общения с психологом, Выполнять психологичес­кую работу с больным клиентом психолог может толь­ко по согласованию с лечащим врачом или при наличии у него специализации по медицинской психологии.

26. Правило обоснованности результатов исследования обя­зывает психолога формулировать результаты исследова­ния в терминах и понятиях, принятых в психологичес­кой науке, подтверждать свои выводы предъявлением первичных материалов исследования и данными математико-статистической обработки.

27. Принцип беспристрастности психолога не допускает пред­взятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического ха­рактера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление ни производил он своим ви­дом, юридическим или социальным статусом, какое бы ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламенти­рующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика.

28. Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, полученный психологом в про­цессе его работы с испытуемым на основе доверитель­ных отношений, не подлежит сознательному или слу­чайному разглашению вне согласованных условий и дол­жен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип реали­зуется в том случае, если процесс обмена психологичес­кой информацией регламентируется соответствующими правилами.

29 Правило кодирования сведений психологического харак­тера обязывает психолога на всех материалах психологи­ческого характера использовать не имена и фамилии ис­пытуемых, а их коды. Документ-дешифратор заполняет­ся в единственном экземпляре и хранится у психолога в недоступном для посторонних лиц месте.

30. Правило контролируемого хранения сведений психоло­гического характера предусматривает предварительное со­гласование с заказчиком списка лиц, получающих дос­туп к материалам, место и условия их хранения, сроки хранения и уничтожения.

31. Правило корректного использования сведений психоло­гического характера позволяет психологу достичь согла­шения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать. Не­обходимо создать условия для выполнения этого согла­шения. Сведения психологического характера об испы­туемом ни в коем случае не должны подлежать открыто­му обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

32. Принцип осведомленного согласия требует, чтобы пси­холог, заказчик и испытуемый были извещены об эти­ческих принципах и правилах психологической деятель­ности, ее целях, средствах и предполагаемых результа­тах и принимали в ней добровольное участие. Практическая психология как профессиональная деятель­ность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому обостряет до предела проблему обоснованности воздействия одного человека на другого, границу профессиональных возможностей психолога.

Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практической этики, является осуществление профессио­нального долга. Профессиональный долг требует от психо­лога действия, практическая этика определяет глубину воз­действия на другого человека, а профессия диктует приня­тие ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимы­ми профессиональными средствами (Абрамова Г.С, 1997).

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на пережива­нии чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

Это делает профессию психолога одним из немногих ви­дов социальной активности, где обобщенные идеи о ценно­сти человека предельно конкретизируются и персонифици­руются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле психолог создает своими про­фессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает, выполняя тем самым важную со­циальную задачу.

ПРИМЕРНЫЕ МОДЕЛИ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Следует отметить, что ожидания педагогов, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога и задачам гу­манизации педагогического процесса. Разным учреждениям образования и педколлективам нужны разные психологи. Детский сад и школа с нарушенной системой взаимоотно­шений видит в практическом психологе помощника в «борь­бе» с «трудными» педагогами и «трудными» детьми, ожида­ет от него карательных санкций. Такие коллеги будут очень разочарованы, если психолог вдруг займет позицию защит­ника и опекуна.

Учреждение с низким уровнем воспитания и образования попытается переложить на психолога ответственность за свою педагогическую несостоятельность, предоставляя ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начи­нающие психологи поддаются соблазну самоутверждения и начинают проводить педсоветы, выступать на общешколь­ных .родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы, вместо учителей — уроки (если параллельно являются специалистами по какому-то предмету) и т.д. Однако ни одному психологу не удается решить проблему учителя, который плохо учит, воспита­теля, который не работает с группой, директора, не уме­ющего управлять коллективом. И снова приходит разоча­рование в психологе, прямое недовольство им: «не пони­мает», «не умеет».

Вариантов ожиданий такое множество, что, пожалуй, не стоит перечислять все допустимые их сочетания. Просто надо понимать, что помимо субъективных есть и объективные требования к статусу школьного психолога. Но ведь после­днее, скажете вы, всегда преломляется через первые. Как же быть начинающему специалисту? На наш взгляд, во всех вариантах субъективных подходов к статусу психолога пред­ставляются рациональными такие требования:

— формирование адекватных ожиданий педколлектива че­рез полное его ознакомление с правами, обязаннос­тями, основными направлениями и формами работы психолога, стратегией психологической службы;

— диагностическое общение психолога со всеми катего­риями воспитателей и воспитанников, предполагаю­щее эмпатию, безоценочное отношение, личностное поведение, позицию партнерства и опору на положи­тельное в личности;

— сотрудничество и взаимодействие с педагогами в определении общих позиций, школьных планов и программ, их реализации, анализе результатов дея­тельности.

Для подготовки практических психологов и их профес­сионального самосовершенствования нужна примерная мо­дель практического психолога системы образования, в ко­торой были бы указаны необходимые знания, умения и профессионально важные качества (ПВК). Если принять во внимание направленность деятельности психолога, можно выделить самого психолога как субъекта этой деятельнос­ти и основные объекты его воздействия: дети (воспитан­ники детского сада и учащиеся), педагоги, педагогичес­кий процесс.

Для психолога — субъекта психологической службы об­разования очень важно знать свои личностные особенности, способности, возможности, сильные и слабые стороны, спо­собы компенсации недостатков.

Он должен уметь регулировать свои эмоциональные со­стояния; мобилизовать свои психологические функции (па­мять, внимание, мышление), осуществлять поиск и анализ необходимой научной, социальной, учебной и профессио­нальной информации, тренировать профессионально важ­ные качества. Наконец, как субъект деятельности должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально важ­ные качества. Это интеллектуальность (любознательность, логичность и практичность ума, рефлексивность); социабельность (эмпатия, потребность в социальных контактах и социальном одобрении, коммуникабельность). Очень важ­ным нам представляется сочетание потребности в достиже­ниях, силы «Я» и самокритичности, эмоциональной устой­чивости и оптимизма.

Работая с детьми, психолог должен знать их возрастные и типологические особенности; иметь представление о ди­намике, развития личности в онтогенезе, соотношении вос­питания, обучения и развития, взаимодействии обучаемос­ти и обученности школьников. Ему придется сталкиваться с отклонениями в развитии, поведении, умении и общении учащихся, для распознания которых психолог должен знать психологию этих процессов и явлений. Поскольку развитие ребенка во многом предопределяется условиями семейного воспитания, психологу важно ориентироваться в психоло­гии семьи и семейного воспитания. Выявляя влияние детс­кого коллектива на формирующуюся личность, психолог обязательно будет опираться на знание социально-психоло­гических особенностей детского коллектива и неформаль­ных групп. Следует также подчеркнуть роль субъектно-субъектных отношений в работе психолога с учащимися. Для того чтобы помочь ребенку, надо, чтобы он сам захотел что-то изменить в себе, научился каким-то способам самопозна­ния, самовоспитания и самообразования. Это означает, что психолог должен иметь представление о психологических закономерностях названных процессов и т.д.

В работе с детьми особую роль играют следующие про­фессиональные умения: организационные, коммуникатив­ные, психодиагностические, возрастно-индивидуального и семейного консультирования, прогнозирование вариантов развития, психопрофилактики и психокоррекции. Общение психолога с названной категорией требует эмпатии по от­ношению к детям, доброжелательности, внимательности и наблюдательности, большой выдержки, терпения, настой­чивости. Все эти профессионально важные качества должны неизменно сочетаться с педагогической интуицией и опти­мизмом психолога.

Не менее сложна и вторая основная категория, с кото­рой работает школьный психолог, — родители. О специфи­ке этой работы мы расскажем в следующих параграфах.

Что должен знать психолог, работая с педагогами? Прежде всего психологию педагога и педагогической деятельности, профессиограммы и психограммы педагогов различных про­филей, психологию обучения и воспитания, психологичес­кие особенности педколлектива, психологические основы педагогического общения. Работая с педагогами, очень важ­но придать общим коммуникативным, организационным, психодиагностическим, психопрофилактическим и психо-коррекционным умениям особый, щадящий самолюбие и профессиональный опыт педагогов характер. Этому в боль­шей степени будут способствовать такие профессионально важные качества психолога, как дипломатичность, такт, стремление понять коллегу, чувство эмпатии, самооблада­ние, внимательность, дружелюбие, высокая профессиональ­ная компетентность и широкий кругозор.

Специалисту следует изучить психологию учебной и вос­питательной деятельности; вникнуть в психологическую характеристику учебных предметов и специфики их препо­давания, видов, методов, средств и форм обучения. Его уме­ния в этой области связаны с организацией педагогически целесообразного и психологически оправданного общения в системе «педагог — ребенок», «ребенок — группа (класс)»; психологическим анализом воспитательно-образовательно­го процесса с точки зрения его гуманности и развивающего характера; планированием, прогнозированием и моделиро­ванием педагогической системы детского сада и школы как развивающей и развивающейся.

В этой работе ему потребуются критичность, независи­мость, нестандартность мышления и здравый смысл, вос­приимчивость, чувство новизны и способность выполнять разнообразную деятельность, энтузиазм, аккуратность и пос­ледовательность, терпеливость и упорство, способность обу­чать других и подчинять себе, чувство ответственности.

Таким образом, сложность и многоаспектность деятель­ности практического психолога в системе образования делает его работу значимой и напряженной, а к личности са­мого специалиста предъявляет высокие и разнообразные требования.

Специфика деятельности практического психолога оп­ределяется ее предметом — индивидуальностью человека. Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность. В этом смысле воз­никает множество проблем, связанных с социальным ста­тусом профессии психолога, а также критериями оцен­ки эффективности его работы, уровня квалификации.

Специалисты выделяют десять основных качеств ква­лифицированного психолога, которые существенно отли­чают его профессиональную деятельность от работы не­квалифицированных психологов (Аллеи Е. и др., 1987):

I. Цели психологической помощи. Квалифицированный пси­холог ориентирует клиента в его целях, дает возмож­ность человеку найти максимально возможное число вариантов поведения; рассматривает цели своего кли­ента и его цели как потенциальную продуктивность личности, как новые возможности человека.

2. Отклики или реакции психолога в ситуации профессио­нальной деятельности.

Квалифицированный психолог может найти множе­ство реакций — вербальных и невербальных — на ши­рокий спектр ситуаций и проблем. Реагируя на ситуа­цию клиента, он избегает оценочных суждений по по­воду действий клиента.

3. Мировоззрение (концепция) практического психолога. Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на ин­дивидуальность человека, понимает невозможность этого процесса в рамках одной концепции и поэтому стремится понять и использовать в работе различные подходы.

4. Культурная продуктивность практического психолога Квалифицированный психолог способен к выработке множества мыслей, слов, моделей поведения в своей культуре и обладает культурной эмпатией, что позво­ляет ему присоединиться к миру клиента и идти вме­сте с ним по пути решения проблемы.

5. Конфиденциальность в работе квалифицированного пси­холога есть всегда. Он четко разграничивает заказчи­ка, клиента и пользователя психологической инфор­мации и понимает меру ответственности.

6. Ограничения в деятельности. Квалифицированный пси­холог постоянно рефлексирует на содержание своей про­фессиональной деятельности и реально оценивает свои возможности и ограничения.

7. Межличностное влияние. Квалифицированный психолог понимает, что его реакция влияет на клиента и наобо­рот. Он осознает это влияние и специально выделяет его различными способами.

8. Человеческое достоинство в работе квалифицированно­го психолога является самоценностью.

9. Обобщенная теория в работе квалифицированного пси­холога служит основой для создания собственной кон­цепции психологической помощи.

10. Отношение к обобщенной теории квалифицированного психолога характеризуется тем, что он рассматривает те­орию как отражение реальности и способ мышления. Обобщенная модель профессиональной деятельности ква­лифицированного психолога определяется его рефлек­сией на обобщенную теорию, отношением к профессии и рефлексией на содержание «Я-концепции»: обобщен­ная теория — «Я-психолог» — «Я-концепция». У неква­лифицированного психолога содержание взаимодействия с клиентом определяется отношением к профессии и содержанием «Я-концепции» психолога: «Я-психолог» — «Я-концепция»[2].

СТАТУС ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Профессиональные позиции, установки и в целом со­держание профессиональной деятельности психолога во мно­гом определяются его статусом.

Наиболее благоприятной представляется ситуация, когда специалист занимается своей работой, являясь практическим психологом, принимает эпизодическое участие в преподава­нии спецпредметов (психология, основы выбора профессии). Всю свою энергию и рабочее время он отдает психологичес­ким задачам. Как психолог он может взглянуть на педагоги­ческий процесс со стороны. Ему как заинтересованному лицу больше доверяют учащиеся и родители. Тем не менее в этой ситуации наблюдается определенная настороженность со сто­роны педагогов. Если психолог не имеет педагогического опы­та, недостаточное знание школьных проблем очень затрудня­ет его адаптацию. Как правило, слаба его методическая подготовленность, не хватает жизненного опыта. В таких случа­ях необходим тесный контакт с учителями, открытыми к психологии, всегда ищущими путь к ребенку.

При возвращении бывшего педагога, окончившего спец­факультет, в родной коллектив в новом качестве, новой профессиональной роли адаптация часто тормозится из-за сложившихся ранее стереотипов отношений и соответству­ющих им социальных ожиданий. Большие перемены в лич­ностных установках и статусе специалиста иногда вступают в противоречие со стереотипами. Психолог пытается наделе доказать правильность своих новых установок — берет часть учебной нагрузки, не понимая, что состояние ролевой неопределенности мешает его становлению в новом статусе. Совмещение должностей — дело очень трудное и порой не­посильное для начинающего специалиста. Поэтому такой пси­холог, хотя и может лично участвовать в анализе педагоги­ческого процесса, зная его «изнутри», делает это эпизоди­чески, только в случае крайней необходимости. Психолог в большей степени зависим от коллег и администрации, и самое главное — слабо и медленно входит в новый статус.

Еще более невыгодно положение начинающего специа­листа, когда его назначают на административную или пе­дагогическую должность и «догружают» половиной ставки психолога. В этой ситуации он должен в полном объеме вести основную работу. В его деятельности доминируют пе­дагогические установки и стереотипы поведения, которые он пытался преодолевать во время обучения. Катастрофи­ческая нехватка времени на психологическую работу не дает возможности совершенствовать профессиональную компетентность психолога. В практической работе он огра­ничивается эпизодическим консультированием, психоло­гической пропагандой и подготовкой административных мероприятий.

Часть специалистов работают при отделах народного обра­зования в качестве районного психолога, психолога-методи­ста. Они независимы от администрации и педколлектива, вме­сте со статусом психолога получают статус руководящего ра­ботника. Именно последнее вызывает настороженность педколлективов, которые будут стараться сглаживать про­блемы, не выносить сор из избы. Как правило, начинают эти психологи свою деятельность с масштабных исследований, консультирования различных категорий, а приходят к наи­более приемлемым вариантам — осуществлению психолого-педагогической подготовки педагогов и родителей, оказанию методической помощи и координации деятельности школьных психологов района.

Таким образом, уже сам статус психолога в значитель­ной мере определяет его ориентации на тот или иной тип отношений со школьным коллективом и ведущие направ­ления его деятельности.

Наши рекомендации