Общие принципы и правила работы психолога
1. Профессиональная деятельность практического психолога характеризуется особой ответственностью перед клиентами, обследуемыми, испытуемыми.
2. В работе с клиентами психолог руководствуется принципом честности и искренности.
3. Работа практического психолога направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального иличностного развития каждого человека.
4. Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности, соблюдает и активно защищает основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека
5. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.
6. Психолог не должен принимать участие в том, что каким-то образом ограничивает человеческую свободу и развитие, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжким нарушением профессиональной этики является его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих вред человеку.
7. Психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав человека другими лицами, о случаях негуманного обращения с людьми.
8. Психолог обязан оказывать только те услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.
9. В случаях вынужденного применения психодиагностических или психокоррекционных (психотерапевтических) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях
10. Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психокоррекционные и психотерапевтические методики для пользования некомпетентным лицам.
11. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально не подготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.
12. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование и консультирование клиента по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-психологической или судебно-психологической экспертизы, определенных законом
13. Данные индивидуального психологического обследования психолог имеет право сообщать или передавать третьим лицам лишь при согласии на это самих клиентов
14. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку,
15. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распространения, психологи обязаны предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.
16. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб людям.
17. Психолог не может давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить.
18. Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованиям другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и др., психолог должен известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.
19. Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о клиентах, с которыми он работает.
20. Принцип не нанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому какой-либо вред его здоровью, состоянию или социальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношения психолога с испытуемым, заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения.
21. Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным согласованным задачам психологического исследования.
22. Правило предупреждения неадекватных действий заказчика относительно испытуемого. Психолог таким образом формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и презентацию результатов исследования, чтобы исключить их. применение вне тех
задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком, чтобы не ухудшить положение испытуемого. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.
23. Принцип компетентности психолога требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномочиями. Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым и результатами исследования.
24. Правило сотрудничества психолога и заказчика обязывает психолога уведомить заказчика о реальных возможностях психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов о пределах своей компетентности и границе своих возможностей. Психолог должен сообщить заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие заказчика руководствоваться ими при использовании методов и средств психологического характера.
25. Правило профессионального общения психолога и испытуемого предполагает владение методами психодиагностической беседы, наблюдения и воздействия на таком уровне, который позволял бы максимально эффективно решать поставленную задачу и поддерживать \ испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом, Выполнять психологическую работу с больным клиентом психолог может только по согласованию с лечащим врачом или при наличии у него специализации по медицинской психологии.
26. Правило обоснованности результатов исследования обязывает психолога формулировать результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждать свои выводы предъявлением первичных материалов исследования и данными математико-статистической обработки.
27. Принцип беспристрастности психолога не допускает предвзятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление ни производил он своим видом, юридическим или социальным статусом, какое бы ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламентирующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика.
28. Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип реализуется в том случае, если процесс обмена психологической информацией регламентируется соответствующими правилами.
29 Правило кодирования сведений психологического характера обязывает психолога на всех материалах психологического характера использовать не имена и фамилии испытуемых, а их коды. Документ-дешифратор заполняется в единственном экземпляре и хранится у психолога в недоступном для посторонних лиц месте.
30. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера предусматривает предварительное согласование с заказчиком списка лиц, получающих доступ к материалам, место и условия их хранения, сроки хранения и уничтожения.
31. Правило корректного использования сведений психологического характера позволяет психологу достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать. Необходимо создать условия для выполнения этого соглашения. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.
32. Принцип осведомленного согласия требует, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, ее целях, средствах и предполагаемых результатах и принимали в ней добровольное участие. Практическая психология как профессиональная деятельность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому обостряет до предела проблему обоснованности воздействия одного человека на другого, границу профессиональных возможностей психолога.
Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практической этики, является осуществление профессионального долга. Профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимыми профессиональными средствами (Абрамова Г.С, 1997).
Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.
Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле психолог создает своими профессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает, выполняя тем самым важную социальную задачу.
ПРИМЕРНЫЕ МОДЕЛИ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Следует отметить, что ожидания педагогов, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога и задачам гуманизации педагогического процесса. Разным учреждениям образования и педколлективам нужны разные психологи. Детский сад и школа с нарушенной системой взаимоотношений видит в практическом психологе помощника в «борьбе» с «трудными» педагогами и «трудными» детьми, ожидает от него карательных санкций. Такие коллеги будут очень разочарованы, если психолог вдруг займет позицию защитника и опекуна.
Учреждение с низким уровнем воспитания и образования попытается переложить на психолога ответственность за свою педагогическую несостоятельность, предоставляя ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начинающие психологи поддаются соблазну самоутверждения и начинают проводить педсоветы, выступать на общешкольных .родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы, вместо учителей — уроки (если параллельно являются специалистами по какому-то предмету) и т.д. Однако ни одному психологу не удается решить проблему учителя, который плохо учит, воспитателя, который не работает с группой, директора, не умеющего управлять коллективом. И снова приходит разочарование в психологе, прямое недовольство им: «не понимает», «не умеет».
Вариантов ожиданий такое множество, что, пожалуй, не стоит перечислять все допустимые их сочетания. Просто надо понимать, что помимо субъективных есть и объективные требования к статусу школьного психолога. Но ведь последнее, скажете вы, всегда преломляется через первые. Как же быть начинающему специалисту? На наш взгляд, во всех вариантах субъективных подходов к статусу психолога представляются рациональными такие требования:
— формирование адекватных ожиданий педколлектива через полное его ознакомление с правами, обязанностями, основными направлениями и формами работы психолога, стратегией психологической службы;
— диагностическое общение психолога со всеми категориями воспитателей и воспитанников, предполагающее эмпатию, безоценочное отношение, личностное поведение, позицию партнерства и опору на положительное в личности;
— сотрудничество и взаимодействие с педагогами в определении общих позиций, школьных планов и программ, их реализации, анализе результатов деятельности.
Для подготовки практических психологов и их профессионального самосовершенствования нужна примерная модель практического психолога системы образования, в которой были бы указаны необходимые знания, умения и профессионально важные качества (ПВК). Если принять во внимание направленность деятельности психолога, можно выделить самого психолога как субъекта этой деятельности и основные объекты его воздействия: дети (воспитанники детского сада и учащиеся), педагоги, педагогический процесс.
Для психолога — субъекта психологической службы образования очень важно знать свои личностные особенности, способности, возможности, сильные и слабые стороны, способы компенсации недостатков.
Он должен уметь регулировать свои эмоциональные состояния; мобилизовать свои психологические функции (память, внимание, мышление), осуществлять поиск и анализ необходимой научной, социальной, учебной и профессиональной информации, тренировать профессионально важные качества. Наконец, как субъект деятельности должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально важные качества. Это интеллектуальность (любознательность, логичность и практичность ума, рефлексивность); социабельность (эмпатия, потребность в социальных контактах и социальном одобрении, коммуникабельность). Очень важным нам представляется сочетание потребности в достижениях, силы «Я» и самокритичности, эмоциональной устойчивости и оптимизма.
Работая с детьми, психолог должен знать их возрастные и типологические особенности; иметь представление о динамике, развития личности в онтогенезе, соотношении воспитания, обучения и развития, взаимодействии обучаемости и обученности школьников. Ему придется сталкиваться с отклонениями в развитии, поведении, умении и общении учащихся, для распознания которых психолог должен знать психологию этих процессов и явлений. Поскольку развитие ребенка во многом предопределяется условиями семейного воспитания, психологу важно ориентироваться в психологии семьи и семейного воспитания. Выявляя влияние детского коллектива на формирующуюся личность, психолог обязательно будет опираться на знание социально-психологических особенностей детского коллектива и неформальных групп. Следует также подчеркнуть роль субъектно-субъектных отношений в работе психолога с учащимися. Для того чтобы помочь ребенку, надо, чтобы он сам захотел что-то изменить в себе, научился каким-то способам самопознания, самовоспитания и самообразования. Это означает, что психолог должен иметь представление о психологических закономерностях названных процессов и т.д.
В работе с детьми особую роль играют следующие профессиональные умения: организационные, коммуникативные, психодиагностические, возрастно-индивидуального и семейного консультирования, прогнозирование вариантов развития, психопрофилактики и психокоррекции. Общение психолога с названной категорией требует эмпатии по отношению к детям, доброжелательности, внимательности и наблюдательности, большой выдержки, терпения, настойчивости. Все эти профессионально важные качества должны неизменно сочетаться с педагогической интуицией и оптимизмом психолога.
Не менее сложна и вторая основная категория, с которой работает школьный психолог, — родители. О специфике этой работы мы расскажем в следующих параграфах.
Что должен знать психолог, работая с педагогами? Прежде всего психологию педагога и педагогической деятельности, профессиограммы и психограммы педагогов различных профилей, психологию обучения и воспитания, психологические особенности педколлектива, психологические основы педагогического общения. Работая с педагогами, очень важно придать общим коммуникативным, организационным, психодиагностическим, психопрофилактическим и психо-коррекционным умениям особый, щадящий самолюбие и профессиональный опыт педагогов характер. Этому в большей степени будут способствовать такие профессионально важные качества психолога, как дипломатичность, такт, стремление понять коллегу, чувство эмпатии, самообладание, внимательность, дружелюбие, высокая профессиональная компетентность и широкий кругозор.
Специалисту следует изучить психологию учебной и воспитательной деятельности; вникнуть в психологическую характеристику учебных предметов и специфики их преподавания, видов, методов, средств и форм обучения. Его умения в этой области связаны с организацией педагогически целесообразного и психологически оправданного общения в системе «педагог — ребенок», «ребенок — группа (класс)»; психологическим анализом воспитательно-образовательного процесса с точки зрения его гуманности и развивающего характера; планированием, прогнозированием и моделированием педагогической системы детского сада и школы как развивающей и развивающейся.
В этой работе ему потребуются критичность, независимость, нестандартность мышления и здравый смысл, восприимчивость, чувство новизны и способность выполнять разнообразную деятельность, энтузиазм, аккуратность и последовательность, терпеливость и упорство, способность обучать других и подчинять себе, чувство ответственности.
Таким образом, сложность и многоаспектность деятельности практического психолога в системе образования делает его работу значимой и напряженной, а к личности самого специалиста предъявляет высокие и разнообразные требования.
Специфика деятельности практического психолога определяется ее предметом — индивидуальностью человека. Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии психолога, а также критериями оценки эффективности его работы, уровня квалификации.
Специалисты выделяют десять основных качеств квалифицированного психолога, которые существенно отличают его профессиональную деятельность от работы неквалифицированных психологов (Аллеи Е. и др., 1987):
I. Цели психологической помощи. Квалифицированный психолог ориентирует клиента в его целях, дает возможность человеку найти максимально возможное число вариантов поведения; рассматривает цели своего клиента и его цели как потенциальную продуктивность личности, как новые возможности человека.
2. Отклики или реакции психолога в ситуации профессиональной деятельности.
Квалифицированный психолог может найти множество реакций — вербальных и невербальных — на широкий спектр ситуаций и проблем. Реагируя на ситуацию клиента, он избегает оценочных суждений по поводу действий клиента.
3. Мировоззрение (концепция) практического психолога. Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность человека, понимает невозможность этого процесса в рамках одной концепции и поэтому стремится понять и использовать в работе различные подходы.
4. Культурная продуктивность практического психолога Квалифицированный психолог способен к выработке множества мыслей, слов, моделей поведения в своей культуре и обладает культурной эмпатией, что позволяет ему присоединиться к миру клиента и идти вместе с ним по пути решения проблемы.
5. Конфиденциальность в работе квалифицированного психолога есть всегда. Он четко разграничивает заказчика, клиента и пользователя психологической информации и понимает меру ответственности.
6. Ограничения в деятельности. Квалифицированный психолог постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности и реально оценивает свои возможности и ограничения.
7. Межличностное влияние. Квалифицированный психолог понимает, что его реакция влияет на клиента и наоборот. Он осознает это влияние и специально выделяет его различными способами.
8. Человеческое достоинство в работе квалифицированного психолога является самоценностью.
9. Обобщенная теория в работе квалифицированного психолога служит основой для создания собственной концепции психологической помощи.
10. Отношение к обобщенной теории квалифицированного психолога характеризуется тем, что он рассматривает теорию как отражение реальности и способ мышления. Обобщенная модель профессиональной деятельности квалифицированного психолога определяется его рефлексией на обобщенную теорию, отношением к профессии и рефлексией на содержание «Я-концепции»: обобщенная теория — «Я-психолог» — «Я-концепция». У неквалифицированного психолога содержание взаимодействия с клиентом определяется отношением к профессии и содержанием «Я-концепции» психолога: «Я-психолог» — «Я-концепция»[2].
СТАТУС ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Профессиональные позиции, установки и в целом содержание профессиональной деятельности психолога во многом определяются его статусом.
Наиболее благоприятной представляется ситуация, когда специалист занимается своей работой, являясь практическим психологом, принимает эпизодическое участие в преподавании спецпредметов (психология, основы выбора профессии). Всю свою энергию и рабочее время он отдает психологическим задачам. Как психолог он может взглянуть на педагогический процесс со стороны. Ему как заинтересованному лицу больше доверяют учащиеся и родители. Тем не менее в этой ситуации наблюдается определенная настороженность со стороны педагогов. Если психолог не имеет педагогического опыта, недостаточное знание школьных проблем очень затрудняет его адаптацию. Как правило, слаба его методическая подготовленность, не хватает жизненного опыта. В таких случаях необходим тесный контакт с учителями, открытыми к психологии, всегда ищущими путь к ребенку.
При возвращении бывшего педагога, окончившего спецфакультет, в родной коллектив в новом качестве, новой профессиональной роли адаптация часто тормозится из-за сложившихся ранее стереотипов отношений и соответствующих им социальных ожиданий. Большие перемены в личностных установках и статусе специалиста иногда вступают в противоречие со стереотипами. Психолог пытается наделе доказать правильность своих новых установок — берет часть учебной нагрузки, не понимая, что состояние ролевой неопределенности мешает его становлению в новом статусе. Совмещение должностей — дело очень трудное и порой непосильное для начинающего специалиста. Поэтому такой психолог, хотя и может лично участвовать в анализе педагогического процесса, зная его «изнутри», делает это эпизодически, только в случае крайней необходимости. Психолог в большей степени зависим от коллег и администрации, и самое главное — слабо и медленно входит в новый статус.
Еще более невыгодно положение начинающего специалиста, когда его назначают на административную или педагогическую должность и «догружают» половиной ставки психолога. В этой ситуации он должен в полном объеме вести основную работу. В его деятельности доминируют педагогические установки и стереотипы поведения, которые он пытался преодолевать во время обучения. Катастрофическая нехватка времени на психологическую работу не дает возможности совершенствовать профессиональную компетентность психолога. В практической работе он ограничивается эпизодическим консультированием, психологической пропагандой и подготовкой административных мероприятий.
Часть специалистов работают при отделах народного образования в качестве районного психолога, психолога-методиста. Они независимы от администрации и педколлектива, вместе со статусом психолога получают статус руководящего работника. Именно последнее вызывает настороженность педколлективов, которые будут стараться сглаживать проблемы, не выносить сор из избы. Как правило, начинают эти психологи свою деятельность с масштабных исследований, консультирования различных категорий, а приходят к наиболее приемлемым вариантам — осуществлению психолого-педагогической подготовки педагогов и родителей, оказанию методической помощи и координации деятельности школьных психологов района.
Таким образом, уже сам статус психолога в значительной мере определяет его ориентации на тот или иной тип отношений со школьным коллективом и ведущие направления его деятельности.