Фаза 8. Проектирование будущего
Этот этап характеризуется коллективным обсуждением планов на будущее. При этом планируется не только ближайшее, но и отдаленное будущее: работа, женитьба и родительство. Мы исходили из представления о том, что будущее посредством воображения, переносясь в настоящее, наполняет смыслом и подчиняет себе деятельность и интересы подростков. При этом уровень устойчивости Я-концепции тесно связан со способностью включать представления о себе в будущем в картину своего актуального «Я». Таким образом, «проектирование будущего» является важнейшим этапом в реконструкции системы отношений педагогически запущенных подростков.
Фаза 9. Идеалы и ценности
Прежде всего отметим, что изменение направленности личности педагогически запущенного подростка в процессе коллективного самоанализа, как правило, происходит лишь на фоне конструктивного снижения самооценки (см. фазу 6). Другим важнейшим условием перестройки ценностной сферы педагогически запущенного подростка является коррекция его отношений с авторитетными взрослыми. Мы разделяем точку зрения С. Славсона, который утверждает, что основной путь усвоения жизненных ценностей проходит через интроекцию образа авторитетного взрослого. В этой связи важнейшей задачей психокоррекционной работы с подростками является формирование потребности в идентификации с социально ценными взрослыми авторитетами. Главное место в этом процессе занимают взаимоотношения воспитанников с руководителем группы коллективного самоанализа, так как очень часто ведущий и становится тем авторитетом, на который начинает ориентироваться подросток. Этому способствует стиль взаимоотношений, складывающийся в процессе коллективного самоанализа между членами группы и ведущим. Таким образом, активные групповые методы оказываются оптимизирующим средством взаимоотношений между подростком и взрослым, а это, в свою очередь, является одним из основных условий эффективности психокоррекционного процесса.
Определяющим компонентом системы отношений личности является отношение подростка к родителям. По нашему мнению, групповой анализ данной проблематики не только возможен, но и необходим, так как именно здесь нередко находится основной источник высокой личностной напряженности. Коррекция этой сферы во многом определяет успешность формирования позитивного отношения к миру взрослых.
Помимо перестройки отношений со взрослыми важнейшим средством формирования ценностных ориентаций воспитанников является обсуждение нравственных ценностей в ходе открытой групповой дискуссии. Центральным событием фазы 9 является обсуждение необходимости законов и правил социального общежития.
На данном этапе работы группы возможна и более директивная организация обсуждения, когда руководитель сам предлагает ту или иную норму или ценность для групповой дискуссии. Для активизации обсуждения часто используются следующие приемы: ролевое проигрывание, коллективный анализ басен, пословиц, поговорок.
Для закрепления позитивных изменений в психологических характеристиках участников коллективного самоанализа требуется наличие определенной поддерживающей микросреды, где могли бы эффективно функционировать новые способы поведения (инициативность, открытость и др.) и ценностные ориентации [48]. Такой микросредой может быть объединение подростков на основе педагогически организованной деятельности с использованием методики коллективного самоуправления. Безусловно, использование групповых методов самоанализа требует специальной подготовки педагогов (в том числе и младшего звена). Тем не менее приведенная выше методика, на наш взгляд, заслуживает внимания.
В конце этого раздела хотелось бы еще раз напомнить: нет принципиальной границы между характеристиками педагогической работы, направленной на нормальных детей, и такой же работы с трудновоспитуемыми подростками. И в том, и в другом случае необходима продуманно построенная, педагогически организованная совместная деятельность детского и взрослого коллективов. Вышесказанное не снимает необходимости решения более сложных психологических и педагогических задач по коррекции поведения психически неблагополучных детей или подростков с уже сформированной криминальной направленностью личности. Но это — отдельная проблема.
Заключение
И правы все. Неправых больше нет.
И кто кому ни перегрыз бы горло —
у всех готов затверженный ответ:
«Во имя справедливости и долга».
И я боюсь, что через некий срок
одержат полную победу люди:
и будет справедливость, будет долг —
а вот людей-то на земле не будет.
Юрий Белаш
Завершая эту работу, мы хотим выразить надежду, что все изложенное поможет людям, искренне заинтересованным в судьбах молодого поколения России, сориентироваться в психолого-педагогических проблемах формирования личности тех, кто через 10-20 лет возьмет на себя ответственность за судьбу страны. Мы уверены в том, что принципиальной позицией гуманистически ориентированного педагога по-прежнему является задача воспитания личности, способной в любых, самых неблагоприятных условиях оставаться собой и сохранять человечность. Наше программное утверждение как нельзя лучше подкрепляют мудрые слова В. Шаламова: «Человек живет, когда он помогает людям» и А. Адамовича: «Из кризисной ситуации атомного века вырвется, чтобы жить дальше в тысячелетиях, человек гуманный. Homo sapiens — человек разумный мыслим в будущем лишь как человек до конца гуманный. Иному в будущее путь просто перекрыт, иной просто не выкарабкается из всех нарастающих социальных, классовых, национальных, демографических и т. п. противоречий» [3].
Литература
1. Абрамкин В. Ф., Чижов Ю. В. Как выжить в советской тюрьме. Красноярск, 1992.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
3. Адамович А. А. Собр. соч. Минск, 1993. т. 4.
4. Александрова Т. И. Друзья зимние, друзья летние. Одесса, 1992.
5. Алемаскин М. А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Тюмень, 1985.
6. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М.-В., 1996.
7. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998.
8. Антология социальной работы. М., 1991. т. 2.
9. Асмолов А. Г. и др. На пути к толерантному сознанию / Под ред. А. Г. Асмолова. М., 2000.
10. Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности). М., 1993.
11. Башкатов И. П. Социально-психологические особенности криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Тюмень, 1985.
12. Берестов Б. Д. Лучшая из женщин. (Годы с Татьяной Александровой.) Избр. произв. М., 1998. т. 2.
13. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Л., 1992.
14. Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1990.
15. Бодалев А. А. Об одаренности человека как субъекта общения // Мир пси- хологии. 1998. № 4.
16. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4.
17. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
18. Братусь Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева. М, 1999.
19. Братусь Б. С. и др. Психология и этика. Самара, 1999.
20. Бурлацкий Ф. Междуцарствие или хроника времен Дэн Сяопина // Новый мир. 1982. № 1.
21. Вопросы психологии. 1984. № 4.
22. Вроно Е. Мера за меру. // Сегодня. № 163. 1994.
23. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации // Вопросы психологии. 1972. № 2.
24. Выготский Л. С. Собр. соч. М., 1983. т. 5.
25. Габышев Л. А. Одлян, или воздух свободы. М., 1992.
26. Гердт А. Л. Избр. соч. М, 1953.
27. Голубев Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.
28. Гордин Я. Мыслящие восстали на умственный подвиг // Знание — сила. 1988. № 6.
29. Гордин А. Ю. Формирование товарищеских отношений педагога и учащихся в советской школе. М., 1980.
30. Гранин Д. Милосердие. М., 1988.
31. Губерман И. Прогулки вокруг барака. М, 1993.
32. Давыдов В. В. и др. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
33. Даниленко О. М. Душевное здоровье как культурно-исторический феномен // Психологический журнал. 1988. т. IX. № 2.
34. Довлатов С. Собрание прозы в трех томах. СПб., 1995. т. 1.
35. Егорычева И. Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. 1999. № 1.
36. Еремин В. Судья и хулиганы // Учительская газета. 24 авг. 1985.
37. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. М., 1990.
38. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. Спб., 2000.
39. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
40. Зинченко В. П. От классической к органической психологии // Известия академии педагогических и социальных наук. М, 1996.
41. Индекс. Досье на цензуру. М., 1999.
42. Караковский В. А. Стать человеком. М., 1993.
43. Кибирь В. Беглецы // Север. 1991. № 4.
44. Китаев-Смык Л. Возвращенцы // Московский комсомолец. 1996. 10 октября.
45. Ковалев Г. А. Общение и его воспитательное значение // Мир психологии. 1996. № 3.
46. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.
47. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.
48. Комаров В. В. Активные групповые методы как средство коррекции психологических характеристик педагогически запущенных подростков // Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. М., 1990.
49. Комсомольская правда. 18 июня 1995.
50. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
51. Кони А. Ф. Собр. соч. М., 1966. т. 6.
52. Коробец И. Беспризорные дети и перевоспитание их в исправительно-трудовых колониях // Русская школа. 1914. № 7-8.
53. Коротов В. М., Гордин Л. Ю., Гордин А. Ю., Жуков В. В. Методика воспитательной работы. Учебное пособие для студентов педучилищ. М., 1990.
54. Коупленд Н. Психология и солдат. М., 1991.
55. Краковский А. П. О подростках. М., 1969.
56. Краткий словарь по социологии. М., 1989.
57. Кроник А. А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. М., 1998.
58. Куманев А. Л. Раздумья о будущем. М., 1981.
59. Кучкаров М. Т. Развитие мотивов отношения к трудовой деятельности на разных стадиях подросткового возраста: Автореф. канд. дис. М., 1990.
60. Ланцберг В., Кордонский М. Технология группы. Сокращенная редакция книги // Сельская школа со всех сторон СПб., 2001. № 20.
61. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв. М., 1983. т. 1.
62. Леонтьев А. Н. Философия психологии. М., 1994.
63. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1993.
64. Леонтьев Д. А. Три грани смысла // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева. М., 1999.
65. Лернер Л. На семи шатрах // Общая газета. 2001. № 35 (42).
66. Лило Д. Недоноски // Комсомольская правда. 5 сентября 1995.
67. Литвак М. Е. Психологическое айкидо. Ростов-на-Дону, 1992.
68. Личность преступника как объект психологического исследования // Научные труды под ред. А. Р. Ратинова. М, 1979.
69. Лишин О. В. и др. Диагностика уровня сформированности общественно полезной деятельности как способ психологической характеристики воспитательного процесса // Психологический журнал. 1990.
70. Лишин О. В. Общественно полезная деятельность как фактор формирования мотивационно-потребностной сферы личности подростка: Автореф. канд. дис. М., 1984.
71. Лишин О. В., Чернышева О. А., Ящук С. Л. Подросток в школе: система отношений, мотивация деятельности // Мир психологии. 2001. № 3.
72. Логинова Н. К. Детская тайна. М., 1989.
73. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
74. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
75. Майор Измайлов. Судьба хранила солдат в Афганистане. Для Чечни // Новая газета. 1996. 25 ноября — 1 декабря.
76. Макаренко А. С. О воспитании. М, 1990.
77. Макаренко А. С. Собр. соч. т. 5. 1958.
78. Маро (Левитина М. И.) Работа с беспризорными (практика новой работы в СССР). Харьков, 1924.
79. Маслоу А. Г. Психология бытия. М., 1997.
80. Матов С. Открытое письмо президенту РФ // Общая газета 2001. № 28.
81. Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. М., 1994.
82. Митрополит Сурожский Антоний. О церкви, о монашестве и браке // Континент. Москва-Париж. 1993.
83. Митыпов В. Геологическая поэма. М, 1985.
84. Михайлов Ф. Т. Преемственность в развитии сознания // Природа. 1986. № 5.
85. Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М., 1981.
86. Московский комсомолец. 10 июня 1995.
87. Мясищев В. Н. Психология отношений. М-В., 1995.
88. Народное образование. 1993. № 5.
89. Новиков А. Мальчишки играют в спецназ // Общая газета. 2000. № 36.
90. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1977.
91. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М., 2000.
92. Петровка, 38. 1995. № 21.
93. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
94. Писарев Д. И. Избр. пед. соч. М., 1951.
95. Поляков С. Д. Коммунарская методика: проблемы исследования // Коммунарская методика как феномен педагогической действительности. Кострома, 1989.
96. Постанова М. И., Кнорре Е. Б. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.
97. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М., 1990.
98. Прихожан А. М. Развитие эмоциональной стороны самовоспитания // Формирование личности в переходный момент от подросткового к юношескому возрасту. М, 1987.
99. Проблемы безнадзорности асоциального поведения несовершеннолетних: Справка. М.: Департамент по делам семьи, женщин и детей Минтруда России, 1998.
100. Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли. М, 1973.
101. Психология: Словарь. М, 1990.
102. Разгон Л. Э. Непридуманное. М., 1991.
103. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб., 1997.
104. Роджерс К. К науке о личности. История зарубежной психологии. Тексты. М, 1986.
105. Росси Ж. Справочник по ГУЛАГу. М., 1991. ч. 1.
106. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.
107. Сергеев В. М. Педагогически организованная деятельность как психологическое условие развития подростково-юношеской группы: Автореф. канд. дис. М., 1993.
108. Серебряников Н. Н. Социология войны. М., 1998.
109. Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ. М, 1991. т. 6.
110. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М., 1991.
111. Справочник бойскаута / Сост. У. Хилкорт. Техас, 1986.
112. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей: Аналитическая записка. М., 1994.
113. Я. Стюарт, В. Джойс. Современный транзактный анализ. СПб., 1996.
114. Туляганова Г. К. Интересы «трудных» подростков как отражение их мотивационно-потребностной сферы: Автореф. канд. дис. Ташкент, 1993.
115. Уварова Н. Оживи куклу! // Семья и школа. 1988. № 6.
116. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
117. Ухтомский А. А. Доминанта. Л., 1966.
118. Файнбург З. И. Не сотвори себе кумира. Социализм и культ личности (очерки теории). М, 1991.
119. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. М., 1997.
120. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
121. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994.
122. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. М., 1997.
123. Философский словарь. М., 1997.
124. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
125. Фромм Э. Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии. М., 1992.
126. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
127. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
128. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1997.
129. Хараш А. У. Межличностный контакт как исходное понятие устной пропаганды // Вопросы психологии. 1977. № 4.
130. Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.
131. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
132. Шаламов В. Колымские рассказы. Книга 2. М., 1991.
133. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
134. Шмидт О. Педагогический листок. 1881.
135. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. М., 1992.
136. Шулешко Е. Е. Обучение письму и чтению. М., 1988.
137. Щедровицкий Г. П. К методике педагогического исследования игры // Знание. 1963.
138. Эйдемиллер Э. Т., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. М., 1990.
139. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1995.
140. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.
141. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
142. Эфроимсон В. П. Гениальность и генетика. М., 1998.
143. Яшук С. Л. Влияние педагогически организованной деятельности на поведение подростков и старшеклассников: Автореф. канд. дис. М., 1995.