Двигательный (сенсомоторный) компонент психологической подготовленности.
При диагностике двигательного компонента определяются: 1) дозированный теппинг-тест; 2) точность воспроизведения заданного усилия (20 кг) на ручном динамометре.
Теппинг-тест осуществляется следующим образом. Испытуемый ставит карандашом точки в течение 10 секунд в максимально быстром темпе в одном квадрате (max). Затем ставит точки в другом квадрате в половину медленнее, демонстрируя различительную способность восприятия темпа (0,5 max). Определяется коэффициент К = 0,5 max/max.
Оптимальная величина по данному тесту составляет 0,6±0,05, и характеризует идеальное чувство темпа, соответствующее высокому уровню психологической подготовленности.
При снижении коэффициента К менее 0,45 наблюдается психомоторное торможение, установка человека на экономию энергии, утомление. При выявлении такой величины коэффициента у спортсмена осуществляется следующее: пересмотр содержания и объема тренировочных нагрузок; восстановительные процедуры (массаж, ПРТ, сауна, бассейн и др.).
При повышении коэффициента К более 0,65 наблюдается установка человека на скоростное движение, что характерно для спортивной борьбы. Значение коэффициента К = 0,85 и более характеризует чрезмерное психомоторное возбуждение и потерю контроля. При выявлении повышенного коэффициента у спортсмена осуществляется следующее: массаж в сочетании с ПРТ, обучение различению темпа движений.
Планирование соотношения видов подготовки спортсменов на предсоревновательном этапе.
Данный возрастной период характеризуется интенсивным развитием физических качеств. В этой связи развитию физических качеств (силы, быстроты, выносливости) уделяется значительное внимание при подготовке спортсменов к соревнованиям. Существенное внимание уделяется также психологической подготовке спортсменов. Этим самым создаются предпосылки для дальнейшего спортивного совершенствования на последующем этапе.
Процентное соотношение видов подготовки спортсменов на предсоревновательном этапе представляется следующим образом:
- физическая подготовка 30 %,
- техническая подготовка 20 %,
- тактическая подготовка 20 %,
- психологическая подготовка 30 %.
Приведены усредненные нормы времени. Не исключается изменение в планировании для каждого отдельного спортсмена в связи с его подготовленностью в том или ином виде подготовки.
Коррекция направленности тренировочных нагрузок на основе диагностики состояния спортсмена.Необходимость решения этой задачи обусловлена тем, что при определении направленности тренировочных нагрузок следует учитывать характер психического состояния спортсмена, его готовность к выполнению той или иной работы. На основе экспресс анализа преддеятельностного психического состояния спортсмена (перед тренировкой) можно дифференцировать на состояние готовности или неготовности к выполнению конкретных физических упражнений.
Для диагностики преддеятельностного состояния используются следующие методики: САН (самочувствие, активность, настроение); теппинг-тест (за 10 с); динамометрия; биопотенциометрия. При определении направленности тренировочных нагрузок, необходимо исходить из следующего.
При выявлении выраженных сдвигов в сторону повышения Дин опт/мак; Т-Т-опт/мак; САН; биопотенциала (по биометру) (по отношению к фону) большая часть тренировочной нагрузки должна носить скоростно-силовой характер. При выявлении выраженных сдвигов в сторону понижения большая часть тренировочной нагрузки должна быть направлена на выносливость.
Обеспечение восстановления работоспособности спортсменов после тренировок и соревнований.Необходимость решения этой задачи обусловлена повышением физических и психических нагрузок на спортсменов.
После тренировочного занятия, соревнования в организме спортсмена конкурируют две системы эрготропная и трофотропная. Как правило, после выполненной физической нагрузки некоторое время (около часа) преобладает эрготропная система. При этом продолжают расходоваться энергетические запасы организма, процесс восстановления отодвигается во времени. В данный период времени может наблюдаться проявление негативных психических состояний утомления, психического пресыщения, ухудшение самочувствия, настроения и др.
В работе со спортсменами решение этой задачи заключается в снижении активности эрготропной системы и ускорении включения в работу трофотропной системы, которая способствует ускорению восстановительных процессов и проявлению позитивных психических состояний. При этом важную роль играют процессы торможения, которые необходимы для устранения влияния помех на спортсмена. Такой помехой у спортсмена после тренировки и соревнования считается функционирование нежелательной для данной ситуации эрготропной системы. Устранить ее влияние можно при развитии процессов торможения, и их включения в определенный момент (в данном случае после окончании тренировочного занятия). Воспитать такое торможение возможно при одновременном использовании психорегулирующей тренировки (расслабление, успокоение) и восстановительного массажа.
При обосновании данного направления психологического обеспечения подготовки спортсменов исходят из того, что в основе саморегуляции лежат следующие психофизиологические механизмы: 1) устранение инерционной и неактуальной для настоящего момента функциональной системы, не нужных эмоциональных переживаний и негативных психических состояний, характерных для тренировки; 2) оптимизация формирования требуемого уровня доминирования актуальной для данной спортивной ситуации функциональной системы; 3) оптимизация закрепления в центральной нервной системе конкретных условно-рефлекторных временных связей и центрально-периферических отношений.
Назначение психорегуляции при подготовке спортсменов к соревнованиям заключается в следующем:
1 Приобретение спортсменом оптимального, боевого состояния к соревнованию.
2 Обеспечение отдыха между соревновательными стартами.
3 Преодоление чувства усталости, страха и других неблагоприятных состояний.
4 Ускорение вхождения спортсмена в необходимое состояние.
5 Восстановление работоспособности спортсмена после тренировок и соревнований.
6 Мобилизация на проявление максимальных, волевых и физических усилий.
Предлагается внедрение в тренировочный процесс спортсменов применение психорегулирующей тренировки после каждого тренировочного занятия и соревнования.
Методика восстановления работоспособности спортсменов после тренировочных занятий и соревнований заключается в следующем. Занятия ПРТ проводятся со всей группой одновременно в отдельном от спортзала помещении. Используются оба варианта ПРТ (расслабление и мобилизация). Время сеанса составляет 15–20 минут. С некоторыми спортсменами, у которых выявлено сильное утомление с проявлением монотонии и психического пресыщения, сеансы восстановления проводятся отдельно с использованием ПРТ и массажа. Сеанс продолжается в течение 30–40 минут. Во время сеанса восстановительного массажа спортсмен прослушивает формулы психорегулирующей тренировки (40 формул) – вариант расслабление, успокоение (по А. В. Алексееву), озвученные магнитофоном. Массажное воздействие оказывается на наиболее крупные рефлексогенные зоны спины, пояснично-крестцовой области, мышцы рук, бедер и голеней. Методика массажа соответствует классическому методу спортивного массажа. После прослушивания формул на расслабление (успокоение) спортсмен прослушивает мобилизующие формулы (20 формул).
Поскольку проведение сеансов восстановления работоспособности спортсменов предполагает наличие у них умений психической саморегуляции (внушения расслабления и мобилизации), то первоначальным моментом перед проведением сеансов восстановления специальной работоспособности спортсменов проводится краткосрочное (в течение 10 занятий) развитие психических функций (внимания, ощущения, представления, воображения) с использованием психотехнических игр и психорегулирующей тренировки.