Рефлексивный компонент психологической подготовленности.
На основании результатов опроса со спортсменами, у которых выявлены недостатки в сформированности отдельных составляющих рефлексивного компонента, проводится следующая работа:
1 Планирование соревновательных целей осуществляется в соответствии собственной подготовленности (технической, физической, психологической) с подготовленностью соперников. Этим предусматривается сбалансирование уровня притязаний с возможностями спортсмена, что, в свою очередь, вселяет в спортсмена уверенность в своих силах.
2 Восприятие возможностей соперников. Спортсменам сообщаются данные технической, физической, психологической подготовленности будущих соперников, если они впервые встречались с ними, и они этого не знали. Далее осуществляется сопоставление возможностей соперников со своими возможностями. Оптимальным при этом будет такое соотношение, когда возможности соперника оценены также как и собственные возможности. На основе этого перед спортсменом ставится соревновательная цель во встрече с каждым соперником.
3 Желание участвовать в соревновании («хочу ли я?»). При низком показателе выяснялись причины ослабления желания. На основе выявленных причин строится соответствующая работа со спортсменом.
4 Субъективное восприятие оценки возможности спортсмена другими людьми (тренером, товарищами по команде) – «смогу ли я с точки зрения других?». Низкая оценка по этому показателю готовности является следствием оценки тренера и переноса этой оценки на собственную оценку своей подготовленности. Это является указанием тренеру и спортсмену для постановки реально достижимых целей в предстоящем соревновании, снижением уровня притязаний, повышения уверенности в своих силах.
5 Личностная значимость выступления в предстоящем соревновании.
От того насколько значимо выступление спортсмена в предстоящем соревновании, будет зависеть его соревновательная мотивация, желание выступать в соревновании, его предстартовое состояние и результативность соревновательной деятельности. Спортсмену предлагается ответить на ряд вопросов одним из ответов: «очень важно», «скорее важно, чем не важно», «не очень важно», «скорее не важно, чем важно», «не важно».
На основе анализа результатов ответов спортсмена осуществляется работа по повышению личностной значимости предстоящего выступления в соревновании.
3 Эмоциональный компонент психологической подготовленности.
1 При выявлении у спортсмена повышенной тревожности проводится следующая работа. Посредством беседы выявляются причины повышенной тревожности, и на этой основе строится последующая работа, заключающаяся в следующем: обеспечение спортсмена необходимой информацией о предстоящем соревновании; формирование у спортсмена адекватной самооценки своей подготовленности; постановка реально достижимых соревновательных целей; снижение уровня эмоционального возбуждения; тренинг уверенности.
2 Коэффициент вегетатики КВ = 1,2±0,6 свидетельствует об оптимальной предстартовой психологической подготовленности спортсмена.
При выявлении высокого показателя вегетатики (КВ = 1,8 и более) имеет место затруднения в переносимости нагрузок, спортсмен прилагает волевые усилия для преодоления неблагоприятного состояния. Путем анализа тренировочных нагрузок и беседы со спортсменом необходимо выяснить причины подобного состояния, и на основе этого строить тренировочный процесс. В данном случае спортсмену рекомендуется снизить тренировочную нагрузку, не рекомендовать упражнения, связанные с проявлением выносливости.
Коэффициент вегетатики КВ = 0,6 и менее свидетельствует о парасимпатикотонии, не довосстановлении, болезненном состоянии. Выяснив причины проявления такого состояния, необходимо пересмотреть: тренировочные нагрузки; обратить внимание на питание спортсмена; рекомендовать восстановительные процедуры (массаж, водные процедуры, ПРТ и др.), в лабораторных условиях использовать прибор ПЭЛАНА (прибор электроанальгезии с генерацией импульсов от 500 до 1200 герц), ЛЭНАР (лечебный электронаркоз с генерацией импульсов от 500 до 2000 герц.
3 Способность к управлению своим состоянием, поведением определяется путем выполнения заданий психофункционального теста А. В. Алексеева с регистрацией частоты сердечных сокращений. При выявлении недостаточного (среднего и низкого) уровня сформированности умений психорегуляции со спортсменами проводятся ежедневные занятия (в течение 20 минут) по обучению навыкам психорегуляции.
Предлагается применение психорегулирующей тренировки (ПРТ) во время сеанса восстановительного массажа. Применяя массаж с определенной силой и продолжительностью воздействия, можно изменять функциональное состояние центральной нервной системы, снижать или повышать ее возбудимость. Посредством массажа и ПРТ можно оказывать воздействие на психические процессы, происходящие в сознании, регулировать эмоционально-чувственные, волевые, мотивационные проявления человеческой психики. ПРТ (проводимая в сочетании с массажем) достаточно сильное средство воздействия на спортсмена.
4 Экспресс-оценка эмоционального состояния спортсменов осуществляется по методике Ю. Я. Киселева и предусматривает выявление следующих показателей: самочувствия, настроения, желания тренироваться, желания соревноваться, удовлетворенность тренировочным процессом, удовлетворенность соревновательным процессом, отношения с товарищами, отношения с тренером, готовность к соревнованию. Оценка проводится до тренировки и после. Тем самым становится ясным влияние тренировочного занятия на эмоциональное состояние спортсмена, что позволяет вносить соответствующие коррективы в тренировочный процесс. Результаты оценки эмоционального состояния каждого спортсмена сравниваются с установленными ранее критериями.
При выявлении существенных отклонений в эмоциональном состоянии спортсмена проводится следующая работа.
Выявляются причины ухудшения эмоционального состояния спортсмена, и на этой основе строится соответствующая работа с ним.
· При снижении самочувствия и настроения: пересматривается характер тренировочной нагрузки, ее объем, интенсивность; проводится медицинское обследование; восстановительные мероприятия (массаж, сауна, ПРТ, плавание в бассейне и др.).
· При снижении желания тренироваться и соревноваться: пересмотр содержания тренировочных занятий; совместно со спортсменом проводится пересмотр соревновательных целей и сбалансирование уровня притязаний с возможностями спортсмена; анализ подготовленности будущих соперников; актуализация соревновательной мотивации.
· При снижении удовлетворенности тренировочным процессом: анализ выполнения заданий и подготовленности (технической, физической, тактической, психологической) достигнутой в процессе тренировок;
· При ухудшении отношений с тренером и товарищами по команде: анализ характера своего отношения к спортсмену; удовлетворение эмоциональных контактов со спортсменом; акцентированное внимание к спортсмену; беседы с другими спортсменами по налаживанию благоприятных отношений к спортсмену.