Методы изучения групповой деятельности
Наиболее распространенными методами являются: социометрический и гомеостатический.
Социометрический метод предназначен для исследования взаимоотношений в спортивных группах и коллективах. Он позволяет быстро и технически просто проникнуть во внутреннюю структуру группы и количественно оценить характеристики межличностного общения. Данный метод позволяет определить сплочённость коллектива, статус каждого члена коллектива, эмоциональную экспансивность (потребность личности в общении).
Гомеостатический метод (Ф. Д. Горбов, 1975) основан на моделировании совместной и взаимосвязанной деятельности на специальной установке «Гомеостат». В ней использован принцип взаимоперекрестных связей, через которые каждый из испытуемых, решая свою частную задачу, влияет на результаты деятельности остальных испытуемых. Основное назначение данной методики отбор спортсменов при комплектовании рабочих спортивных групп в хоккее, спортивной акробатике и др.
20.3 Психолого-педагогические рекомендации
Результаты психодиагностики имеют прикладное значение. Изучение спортсмена, знания о нём, как бы глубоки и правильны они ни были, не помогут спортивному совершенствованию, пока на их основе не начнется воздействие. После изучения условий деятельности, психологических и профессиональных особенностей спортсмена, тренера и других лиц, участвующих в этой деятельности, самый простой и распространённый способ воздействия это рекомендация, подсказка, совет или просто сомнение, которое заставляет задуматься, изменить отношение, решение, действие. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации предписывают определённый характер и последовательность восприятий, воспоминаний, размышлений, переживаний, действий, слов и пр. Они должны быть своевременными, соответствовать индивидуальным особенностям адресата (возрасту, полу, образованию, интеллекту и др.), а также ситуации и особенностям взаимоотношений спортсмена и педагога. Истинное для одного человека и для определённых условий, для другого или в другой ситуации может оказаться бесполезным или даже вредным. Чем более авторитетен, опытен, уважаем, известен педагог, тем эффективней его рекомендации. Лучше всего, когда рекомендации даются от имени науки, объективно доказавшей их правомерность. Нередко они бывают построены на здравом смысле, на житейских или профессиональных наблюдениях. А это значит, что они могут содержать в себе как тонко подмеченные и правильные факты, так и закрепившиеся неверные представления. Добиться научной обоснованности каждой рекомендации задача недостижимая, но при сомнении в верности рекомендации от неё лучше отказаться.
Рекомендации могут носить как обобщённый характер, так и подчинённый случаю – эпизодический, конкретный. Они содержат большой элемент демократизма, несмотря на то, что в них часто используется слово «должен». Рекомендации не приказывают, не требуют, они советуют, нередко предоставляют выбор, дают знания, информацию к размышлению. Они меняют отношения, побуждают, обучают, воспитывают и, что важно, дают предельно сжатое психологическое образование. Поэтому часто рекомендации направлены тренеру и другим, взаимодействующим со спортсменом людям с целью поднять уровень их психологической, психогигиенической и психотерапевтической грамотности. Поскольку большинство вопросов прикладной психологии может быть в той или иной мере выражено в рекомендациях, их число очень велико. Здесь приводятся рекомендации, касающиеся наиболее ответственных моментов спортивной тренировки и соревнований.
1 Некоторая степень психического перенапряжения в пик тренировочной нагрузки – естественное следствие правильно построенного тренировочного процесса. Отсутствие признаков психического перенапряжения означает, что спортсмен мог бы выдержать большую физическую нагрузку и более жёсткий спортивный режим.
2 Если при привычной тренировочной нагрузке, далёкой от максимума объёма и интенсивности, у спортсмена появляются явные признаки психического перенапряжения, причины его надо искать в дополнительных факторах: а) в неблагоприятном психологическом климате (например, конфликт с кем-нибудь из членов коллектива, длительное пребывание на сборах в отрыве от дома, от семьи; б) в снижении мотивации (например, отмена поездки на соревнования, в которых спортсмен очень хотел принять участие); в) в конфликтной жизненной ситуации (например, необходимость делить время между тренировками и подготовкой в институт); г) в появлении в системе ценностей спортсмена новой ценности, более значимой, чем спорт, и др.
3 Тренер должен помнить, что при появлении признаков первой стадии перенапряжения – нервозности, коррекции требуют в основном отношения и поведение спортсмена, возможно, его режим, но не тренировочная нагрузка. Спортсмен должен знать о необходимости пережить эти состояния и быть уверенным, что быстро восстановится в период запланированного снижения нагрузки.
4 При появлении признаков второй стадии перенапряжения порочной стеничности тренеру необходимо пересмотреть запланированную тренировочную нагрузку и систему восстановления спортсмена.
5 Если обнаруживаются признаки третьей стадии психического перенапряжения – астеничности, значит, тренер допустил грубые ошибки в подготовке спортсмена: в методике, организации условий жизни, питания, общения, отдыха и т. п. Спортсмен, прошедший третью стадию перенапряжения, редко возвращается в большой спорт. Длительный отдых и щадящий режим, необходимые ему после этого, смещают жёсткие целевые установки, нарушают непрерывность процесса подготовки к высокому результату, не позволяют вновь мобилизоваться на нелёгкий спортивный труд.
6 Волнение перед стартом – необходимый компонент высокого результата. Оно помогает спортсмену перешагнуть через стандарты тренировочных результатов, подняться над собой, привычным и ординарным, часто на неожиданную высоту.
7 Если во время разминки перед стартом у спортсмена нарушилась техника это, скорее всего, следствие напряжённости, которая приводит к дисгармонии функций, нарушает работу мышц-антагонистов и сбалансированную систему их напряжения-расслабления. Корректировать технику в эти моменты значит вмешиваться в автоматизмы навыка. Поэтому начинать лучше с психологического состояния спортсмена.
8 В период соревнований у спортсмена повышена чувствительность ко всему, что, так или иначе, касается его выступления и результата и, в первую очередь, к любому из проявлений состояния тренера. Поэтому тренер, ни при каких обстоятельствах не должен проявлять волнения, сомнений по поводу предстоящего выступления спортсмена, неуверенности, раздражительности, неоправданной суетливости.
Психическое напряжение в период соревнований испытывает не только спортсмен, но и тренер (бывает, что тренер даже больше). Но чтобы спортсмен не заметил этого, тренер должен быть настроен оптимистически, уверенно, в общении быть лёгким, раскованным.
9 Отношения и манера общения тренера со спортсменом во время соревнований должны быть обычными либо мягкими. Содержание и форму своих обращений к спортсмену необходимо очень тщательно контролировать.
10 То, что было полезно для мотивации тренировочного процесса, может оказаться вредным в соревновательной обстановке (разговоры о результатах выступлений, всякого рода «накачки», заострение внимания на значимости выступления). Всё это допустимо лишь в крайних случаях подавленности спортсмена, и то непосредственно перед стартом.
11 Нецелесообразно чрезмерно «раздувать» достоинства соперника, нельзя раздражаться по поводу каких-либо нарушений в технике или необычности поведения спортсмена.
12 Не следует успокаивать спортсмена такими фразами, как: «Не волнуйся», «Возьми себя в руки, ты же спортсмен». Они могут вызвать только раздражительный ответ. Целесообразнее говорить «Спокойно» или даже «Волнуйся», напомнив, что умеренное волнение перед стартом это помощник спортсмена.
13 Если есть необходимость дать спортсмену какие-либо указания в отношении его действий или поведения, то фразы должны быть краткими и понятными. Неопределённые выражения, указания, связанные с поиском вариантов, лучше исключить. В моменты растерянности, неуверенности спортсмена жёсткий, авторитетный приказ выполнять определённые действия может оказаться вполне оправданным, особенно если он отдан императивно, в манере, не оставляющей никаких сомнений в правильности и необходимости именно этих, а не каких-либо других действий.
14 Оценивать действия спортсмена необходимо спокойным тоном. Лучше, если среди оценок будут преобладать положительные. Спортсмену, закончившему выступление неудачно, нужно уделить особое внимание. Нельзя выражать разочарований по поводу его результата, подчёркивая бесперспективность спортивного будущего. Заняться анализом ошибок лучше через день-два после соревнований, когда страсти улягутся.
15 В период соревнований тренер не должен быть озабочен, чрезмерно внимателен или назойлив в своём стремлении помочь спортсмену. Особенно перед сном. Ни в коем случае не следует уговаривать его быстро заснуть. И даже «Пора спать» лучше заменить на «Пора отдыхать».
16 Тренер должен помнить, что спортсмена окружает много людей, недостаточно хорошо знающих спорт, не всегда правильно понимающих спортсмена. Они любят задавать вопросы о самочувствии, о предполагаемых результатах, о соперниках и пр., что часто вредит спортсмену. Особенно надо опасаться восторженных доброжелателей, которые всегда уверены в рекорде, в победе и т. п. В первую очередь следует оберегать от них молодых, не закалённых в спортивных баталиях спортсменов.
17 Спортсмен должен знать, что сильнейший враг будущего результата – это мысли о нём. Их надо заменять мыслями о работе, о том, что, как и когда делать. Для большинства спортсменов мысли о результате в конкретной и лаконичной форме полезны только непосредственно перед стартом.
Приведённые рекомендации лишь примеры. Хорошо, когда тренер собирает рекомендации (как собирают афоризмы), и ещё лучше, когда он формулирует их для себя, бесконечно уточняя и дополняя в течение всей своей профессиональной деятельности.
В структуре психологического обеспечения спортивные рекомендации как средства воздействия отличаются рядом достоинств и недостатков. К достоинствам относятся: всеохватывающий характер, простота использования, широкий временной диапазон эффекта воздействия (от мгновенной реакции до следов, остающихся спустя годы), огромное многообразие форм при одном и том же содержании, возможность учёта тончайших оттенков психических состояний и свойств личности и пр. К недостаткам рекомендаций относятся: их нередко спорный характер (когда они базируются не на строгих научных фактах, а на наблюдении), поучающая форма (что у спортсменов, достигших успехов, может вызвать негативную реакцию), отсутствие системы в их реализации и пр. Эти недостатки, особенно последний, устраняются целенаправленной систематической психологической подготовкой к спортивной деятельности.
Темы рефератов
1 Психодиагностика: содержание, назначение в спорте.
2 Методы психодиганостики свойств личности.
3 Методы диагностики психических процессов.
4 Методы психодиагностики психических состояний.
Литература
1 Алексеев, А. В. Психагогика / А. В. Алексеев. – Ростов н/Дону, 2004.
2 Марищук, В. Л. Психодиганостика в спорте / В. Л. Марищук. – М. : Просвещение, 2005.
3 Научно-исследовательская работа студентов / под ред. Г. Д. Бабушкина. – Омск, 2005.
4 Психология физического воспитания и спорта : учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.
5 Юров, И. А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте / И. А. Юров. – М. : Советский спорт, 2006.