Глава 16 психологические основы
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
16.1 Психологическая сущность физической подготовки
Психологическая структура физической подготовки включает следующие составляющие: 1) специальные знания, 2) физические качества, 3) методы воспитания физических качеств. Специальные знания в свою очередь включают: понятия о физических качествах и представления о физических качествах.
1 Понятия о физических качествах формируются в процессе изучения специальной литературы и усвоения спортивной терминологии. В спортивной деятельности сложились общие понятия об основных физических качествах: быстрота, выносливость, сила, ловкость, а также о производных качествах: динамическая сила, статическая сила, общая выносливость, специальная выносливость, скоростная выносливость, взрывная сила и др. Конкретизация физических качеств обусловливается специфическими особенностями вида спорта.
2 Представления о физических качествах это воспроизведенный в сознании спортсмена образ физического качества во всем многообразии его элементов. В состав представлений о физических качествах входит следующее: величина и степень дифференцировки отдельных элементов его структуры, осознаваемые функции организма, связанные с напряжением и расслаблением мышц, частота и глубина дыхания и др. Представления о физических качествах не консервативны, они изменяются по мере развития физических качеств у спортсмена и зависят от его функциональных возможностей и уровня тренированности.
Специализированное восприятие физических качеств это сложный процесс отражения в сознании спортсмена сущности каждого физического качества в целостном его проявлении. Комплексное отражение сущности физического качества и условий совершаемых двигательных действий входит в состав специализированных восприятий спортсмена. Эти восприятия выступают в виде особого чувства «чувство силы толчка», «чувства силы сжатия», «чувства темпа движения» и др. Они формируются в процессе длительных занятий спортом и являются своеобразной «опорой», на которую спортсмен опирается, ориентируется при выполнении движений.
В развитии физических качеств (силы, быстроты, выносливости) существенное значение имеет психологический фактор. Так, например, при развитии силы для лиц с различной силой процессов возбуждения, одна и та же методика не даст ожидаемого результата. Спортсменам с большой силой процессов возбуждения оптимальным будет такой вес, который спортсмен может поднимать 1 – 3 раза в одном подходе. Для спортсменов с малой силой процессов возбуждения оптимальным будет такой вес, который он может поднимать 4 – 7 раз в одном подходе.
Различными будут объем и интенсивность и при развитии быстроты и выносливости у лиц с разной силой процессов возбуждения.
Психологическая характеристика
Основных физических качеств
Сила – способность человека совершать действия с определенным мышечным напряжением (усилием). Для большинства видов спорта сила в различных ее проявлениях является основным физическим качеством. Движение само по себе невозможно без напряжения мышечных масс, проявления силы. Сила характеризуется степенью напряжения, которое могут развить мышцы при сокращении.
Силовые качества мускулатуры связаны: 1) с содержанием структурных белков, позволяющих быструю мобилизацию химических процессов; 2) с морфологическими особенностями расположения мышечных волокон; 3) с исходным положением мышц.
В любом случае проявление силы связано со значительной концентрацией процесса возбуждения. Нервные центры, ответственные за сокращение должны быть возбуждены, не связанные с сокращением заторможены. Для проявления максимальной силы в однократном движении должны быть вовлечены все мышечные волокна мышцы, выполняющей движение. Максимальной силе присуща максимальная степень возбуждения нервных центров и большая концентрация мышечных единиц. Подготовку организма к такому состоянию мы можем наблюдать в процессе подготовки тяжелоатлета к подъему максимального веса.
Проявление максимального мышечного усилия сопряжено с проявлением волевого качества решительности и смелости.
В зависимости от особенностей действий, характера и величины проявления силы принято различать несколько разновидностей силовых качеств.
В основном сила проявляется в движениях, в динамическом режиме это так называемая динамическая сила. Но не всегда усилия спортсмена сопровождаются движением. Например, удержание упора руки в стороны на кольцах «крест», или стойка на руках и т. п. В этих случаях говорят о статической силе.
В зависимости от величины проявляемого усилия выделяются следующие усилия: предельные, распределенные, дозированные мышечные усилия.
Предельные мышечные усилия проявляются в тех случаях, где спортсмен полностью проявляет свои силовые возможности. Сознательное управление предельными мышечными усилиями затруднено, так как их величина зависит от функциональных возможностей организма. Немаловажное значение при этом имеет умение мобилизовать свои возможности в конкретный момент, что определяется развитыми навыками психорегуляции. Яркое проявление предельных мышечных усилий наблюдается при подъеме максимального веса тяжелоатлетом.
Распределенные мышечные усилия это усилия в 0,5; 0,25; 0,75 от максимальной силы.
Дозированные мышечные усилия обеспечивают точность двигательных действий спортсмена движений в гимнастике, броска в баскетболе, удара в волейболе и т. п. Они требуют строгой дифференцировки в их проявлении. В различном психическом состоянии эта дифференцировка может нарушаться и движения выполняются не точно, с ошибками, или вообще не выполняются.
Быстрота – способность человека совершать движения в минимальный для данных условий промежуток времени. Выделяется три разновидности проявления быстроты:
1 Минимальное время, необходимое для начала действия в ответ на определенный раздражитель – латентное время двигательной реакции. Ее проявление мы наблюдаем при выполнении движений спортсмена со старта в легкой атлетике, плавании.
2 Скорость отдельного движения элемента техники. Проявление его можно наблюдать в боксе при выполнении ударов, в фехтовании при выполнении укола и в других действиях.
3 Частота движений количество движений выполненных за определенное время. На этом принципе построена методика «теппинг-тест», «челночный бег». Яркое проявление частоты движений при педалировании в велосипедном спорте, в беге и в других видах спорта.
Представленные проявления быстроты могут быть относительно независимы друг от друга: спортсмен может иметь очень быструю реакцию и быть относительно медлительным в движениях и наоборот.
С позиции психологии под быстротой понимается способность организма управлять временными параметрами движения: отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения.
Развитие качества быстроты определяется психологическими возрастными особенностями. Лучше всего быстрота развивается в возрасте 14–16 лет у мальчиков и в 11–14 лет у девочек. Для этого возраста характерна высокая подвижность и лабильность нервных процессов. Лабильность лежит в основе развития скорости реакции и скорости отдельного движения, подвижность в основе развития частоты движений. Именно эти психические процессы и определяют независимость этих двух разновидностей проявления качества быстроты.
Выносливость – это способность человека совершать длительное время работу не снижая ее эффективности. Возможность совершать длительное время работу зависит от: 1) энергетического потенциала организма, его биохимического субстрата; 2) от обменных процессов в мышцах; 3) от баланса протекания процессов возбуждения и торможения.
Действия на пределе возможностей, да еще в длительном промежутке времени сопряжены с физическим утомлением, порою болями, желанием прекратить работу. Для преодоления этих трудностей необходимо волевое качество настойчивость. Именно настойчивость, терпеливость, упорство лежат в основе проявления и развития качества выносливости.
Чувство усталости, проявляющееся при выполнении длительной работы, это субъективное переживание признаков утомления. Это чувство может возникать не только в результате наступления утомления, но и при выполнении монотонной работы (например, однообразный бег). При развитии выносливости особое внимание следует уделять психологическому компоненту воспитанию волевого качества настойчивости.
Ловкость – способность человека быстро овладевать новыми действиями и перестраивать двигательную деятельность в связи с изменяющейся обстановкой. Другое ее определение: ловкость – это способность быстро и рационально справляться с двигательной задачей.
Выделяется три ступени проявления ловкости:
Первая ступень ловкости характеризуется пространственной точностью и координированностью движений, без учета скорости их выполнения. Она имеет место в таких видах спорта как: лыжный спорт, конькобежный спорт, плавание и т. п.
Вторая ступень ловкости - это такая пространственная точность движений и такие пространственные координации, которые осуществляются в сжатые сроки. Движения выполняются по заданным параметрам, отклонение от которых ведет к невыполнению их. Она проявляется в движениях с заданной структурой, кинематикой, пространственными и временными характеристиками (спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика и т. п.).
Третья ступень ловкости имеет место при решении нестандартных двигательных задач. При этом оценивается, насколько выполняемые действия соответствуют сложившейся ситуации в данный момент. Именно эта ступень ловкости имеет место в спортивных играх, единоборствах и в других видах спорта.
Ловкость обусловливается большим разнообразием условнорефлекторных связей, характерных для данных родственных форм двигательной деятельности человека. Ловкость зависит от деятельности второй сигнальной системы. Благодаря ей, идет оценка обстановки, принятие решений и осуществление сложных движений.
Ловкость в своем проявлении комплексное качество: в нем проявляется и сила и быстрота и выносливость. В различные моменты проявления ловкости эти качества имеют разную значимость. Проявление ловкости зависит от точности восприятия ситуации и ее оценки, которые совершенствуются по мере занятий спортом.
Ловкость – специфическое качество и по-разному проявляется в различных видах спорта. Достаточно ловкий гимнаст оказывается недостаточно ловким в спортивных играх. Это обусловливается тем, что один вид спорта требует предельной точности воспроизведения мышечных усилий и времени, другой вид спорта требует проявления пространственных и временных признаков движения.
Проявление ловкости в спортивной гимнастике и акробатике требует высокой вестибулярной устойчивости и дифференцировки мышечных усилий. Проявление ловкости в спортивных играх требует распределения и переключения внимания, быстрой и правильной оценки ситуации. В этой связи при воспитании ловкости следует учитывать особенности спортивной деятельности и ее требования к личности спортсмена.