Совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности
Групповая совместимость представляет собой широкое понятие, включающее различные межличностные отношения:
1) комплиментарность потребностей – когда у двух индивидов они дополняют друг друга. Например, когда один индивид проявляет сильное стремление к лидерству, а другой – потребность в повиновении;
2) конгруэнтность потребностей – когда два индивида обладают сходными потребностями и эти потребности взаимно удовлетворяются одним и тем же межличностным отношением. Например, когда оба испытывают сильную потребность в сближении или наоборот, потребность в автономии;
3) комплиментарность навыков – когда недостаточные способности одного индивида компенсируются высокими способностями другого;
4) комплиментарность знаний – когда два индивидуума обладают «неперекрещивающимися» знаниями, так, что каждый может учиться у другого или полагаться на компетенцию другого;
5) общность ценностей – когда два или более индивидуумов имеют общую систему ценностей и правил поведения.
Формирование оптимальных взаимоотношений и эффективность совместной деятельности в спорте обусловлены тремя видами совместимости: социальной, психологической и психофизиологической. Однако не стоит понимать это абсолютно, т. е. думать, что совместимость должна быть максимально выражена на всех трёх уровнях (видах). Полная совместимость предполагает оптимальное сочетание всех её видов и наличие определённого соотношения между ними, их взаимодополняемость и взаимозаменяемость. Спортивная деятельность характерна ситуациями, где, то один, то другой вид совместимости выступает на первый план, становится ведущим и обусловливает эффективность совместной деятельности. Значение того или иного вида совместимости обусловлено особенностями спортивной деятельности, её «сценарием», требованиями, задачами. Наличие совместимости между членами групповой деятельности приводит к срабатываемости. Показателями срабатываемости являются: а) продуктивность совместной деятельности и характер поведения членов группы; б) эмоционально-энергетические затраты, проявляющиеся в физиологических показателях и в субъективных показателях состояния удовлетворения работой, собой, партнёром; в) особенности взаимопонимания друг друга.
О значении совместимости в срабатываемости спортивных групп свидетельствуют следующие факты: 1) большинство теннисистов – победителей в парных разрядах никогда не были победителями в одиночных играх; 2) далеко не всегда эффективными являются экипажи (командные виды гребли), составленные из спортсменов, победивших в одиночных соревнованиях.
При изучении совместимости в спортивных группах и их комплектовании следует исходить из организации совместной деятельности. Выделяется три вида организации совместной деятельности в спорте:
1) последовательно выполняемая совместная деятельность. Этот вид спортивной деятельности имеет место в спортивных играх (командных и парных);
2) синхронно выполняемая совместная деятельность (бесконтактная). К ней относятся отдельные элементы фигурного катания, спортивной акробатики, художественной гимнастики (командные упражнения), синхронное плавание, синхронные прыжки на батуте, командная гребля;
3) одновременно выполняемая совместная деятельность (контактная). Этот вид деятельности имеет место в спортивной акробатике (пары, тройки, четвёрки), отдельные элементы в фигурном катании, (поддержки, броски).
Поскольку каждый из этих видов имеет свои специфические особенности, то и срабатываемость в них будет определяться своим комплексом факторов, знание которых позволит тренеру более эффективно комплектовать спортивные группы. А то, каков комплекс этих факторов для каждого вида совместной деятельности – на сегодня является проблемой для спортивной психологии.
Особое значение в психологии спорта имеет совместимость тренеров при управлении одной спортивной командой (в хоккее, баскетболе, волейболе, футболе и т. п.). На основании анализа психологической литературы и наблюдений за совместной деятельностью тренеров по управлению спортивными командами нами выделены факторы, обусловливающие успешность их совместной деятельности. В этой связи выделяются и уровни совместимости (Г. Д. Бабушкин, 2006).
Первый, высший уровень – социально-идеологический. Предполагает единство моральных и этических ценностей, убеждённость, патриотизм. Поскольку элементы социально-идеологической совместимости являют собой стержневую подструктуру личности, то этот уровень будет иметь главное значение в иерархии уровней совместимости тренеров.
Второй, нижележащий уровень совместимости – социально-психологический, предусматривающий сходство взглядов, отношений к себе, партнёру, коллективу, а также единство мнений, интересов, установок.
Третий уровень – психологический, предполагающий сходство по одним чертам характера (ответственность, озабоченность делами тревожность и т. д.) и взаимодополняемость по другим чертам (возбудимость, решительность, спокойствие и т. д.).
Четвёртый уровень – психофизиологический, предполагающий различия по возрасту и темпераменту.
Пятый уровень – профессиональный, предусматривающий различия в социально-психологическом статусе, который занимают тренеры в руководстве командой.
В системе уровней совместимости верхние, социально-идеологический и социально-психологический, занимают ведущее место в совместной деятельности, могут регулироваться сознанием тренеров и управляться извне, т. е. со стороны руководства.
Темы рефератов
1 Управление коллективом в юношеском спорте.
2 Управление коллективом в спорте высших достижений.
3 Психологическая совместимость и срабатываемость в совместной деятельности.
4 Лидерство в спортивном коллективе.
5 Стили руководства коллективом.
Литература
1 Бабушкин, Г. Д. Психология деятельности тренера / Г. Д. Бабушкин. – Томск : ТПУ, 2005.
2 Мальчиков, А. В. Социально-психологические основы управления спортивной командой / А. В. Мальчиков. – Смоленск : СГИФК, 1987.
3 Мельников, В. М. Психология спорта / В. М. Мельников, А. Л. Попов. – М. : РГАФК, 1998.
4 Общая и спортивная психология : учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина. – Омск : СибГАФК, 2004.
5 Психология : учебник для физкультурных вузов / под ред. В. М. Мельникова. – М. : Фис, 1987.
6 Психология физического воспитания и спорта : учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.