Глава 13 психология спортивного коллектива
Понятие и признаки спортивного коллектива
Спортивная деятельность носит коллективный характер и протекает в специфических условиях – в условиях спортивной команды. Спортивная команда представляет собой коллектив со складывающимися внутри него взаимоотношениями. Перед спортивной командой стоят определённые задачи: а) обучение и воспитание спортсменов; б) повышение спортивного мастерства её членов; в) агитация и пропаганда спорта; г) вовлечение людей в занятия спортом; д) защита спортивной чести организации на различных соревнованиях.
Спортивной команде как сформировавшемуся коллективу присущи следующие признаки:
Автономность– сознательная обособленность от окружения, которая достигается существованием ограничений на число членов, наличием групповых целей, единых ценностей, правил, традиций и т. д.
Сплочённость характеризуется наличием прочных взаимосвязей между членами коллектива, проявлением чувства «Мы».
Общегрупповая цель спортивной команды – достижение высоких личных и командных результатов. Именно общность цели характеризует спортивный коллектив.
Коллективизм –ценнейшее качество спортивного коллектива. Каждый член коллектива подчиняет личные цели общественно значимым.
Положение и роль каждого члена коллектива определяется спортивной подготовленностью и рядом личностных качеств, проявляющихся в отношении к спортивной деятельности, членам коллектива, вещам и окружающей действительности.
Дифференцированность и структурность.Взаимодействие членов коллектива в процессе решения задач порождает дифференциацию между его членами по выполняемым функциям, по личным контактам. Вторая характеристика – структурность, предполагающая создание связей и отношений между спортсменами и отдельными группами внутри коллектива.
Стабильность состава спортивного коллектива на протяжении длительного времени.
Структура спортивной команды
Под структурой понимаются устойчивые взаимосвязи элементов целостного объекта. В спортивной команде взаимосвязи принимают две формы – межличностные взаимодействия и межличностные взаимоотношения.
Межличностные взаимодействия – это объективные связи между людьми в группе, обусловленные спецификой вида спорта. Для спортивной команды это преимущественно двигательные взаимодействия и информационные, осуществляемые с помощью речи, жестов, сигналов и т. п. Оба эти вида взаимодействия существуют вместе. Вид спорта обусловливает характер взаимодействий.
Межличностные взаимодействия связаны с отношением людей. Для спортивной команды устанавливается множество отношений. К основным отношениям относятся деловые и личные.
Деловые отношения включены в совместную деятельность и определяются ею. Вместе с межличностными взаимодействиями они образуют формальную структуру команды. Она обусловлена распределением функций между участниками деятельности, в тренировке, соревновании. Каждый спортсмен должен взаимодействовать с остальными предписанным ему образом.
Межличностные взаимоотношения – это субъективные связи между членами команды. Они детерминированы личностным фактором. Эти отношения выражают активную избирательную позицию личности и образуют неформальную структуру коллектива.
Элементами структуры команды являются спортсмены – члены этой команды. Общаясь и действуя, спортсмены образуют множество подгрупп:
соревновательный состав включает наиболее подготовленных. В разных видах спорта эта подгруппа делится на звенья (защитники и нападающие; начинающие эстафету и финиширующие и т. д.);
тренировочный состав включает всех членов команды. Члены этой группы не всегда принимают участие в соревнованиях;
неформальные группы образуются на основе симпатии, общих интересов. Неформальных групп в команде может быть несколько.
Динамические процессы в команде
Нормы и групповое давление.
Нормы поведения человека в группе представляют собой сложившиеся или требуемые в деятельности и общении стандарты. Усвоение этих норм, традиций является необходимым для нормальной групповой деятельности.
Тенденция человека изменять своё поведение под влиянием других людей, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремление приспособить его к их требованиям называется конформностью. Противоположным понятием является независимость, самостоятельность.
Тренеру, педагогу важно знать, что, настаивая на подчинении своему требованию, которое может быть неприемлемо для их воспитанников, он будет иметь дело со следующими последствиями:
а) спортсмен продолжает отстаивать свою точку зрения, не проявляет конформности, и конфликт усложняется;
б) спортсмен внешне принимает требования группы, а на самом деле продолжает им сопротивляться;
в) спортсмен меняет своё мнение и усваивает мнение большинства, соглашается с авторитетом не потому, что его убедили, а из боязни остаться одному;
г) спортсмен сопротивляется давлению, отрицая все групповые стандарты и требования, демонстрируя якобы независимость.