Характеристика типов отношений к занятиям спортом

При изучении и формировании спортивной мотивации предметом анализа тренера, психолога должны стать такие компоненты мотивационнойсферы спортсмена,как его мотивы, цели, эмоции, умение учиться спортивному искусству.

Рассмотрим характеристику типов отношения к спортивной деятельности.

Опытный тренер, умеющий целостно воспринимать своего ученика, мысленно сопоставляет его спортивную мотивацию с тем, как умеет этот ученик учиться спортивному мастерству. Тренер подмечает, что интерес к занятиям, возникнув без опоры на прочные знания, умения и навыки в тренировочной работе, угасает. Успешное выполнение учебных заданий за счёт владенияумением учиться выступает сильно действующим мотивирующим фактором.

У юных спортсменов следует выделять ступени включенности занимающихся в процессе занятий. Ступени включенности характеризуются общим отношением к занятиям, которое фиксируется по следующим признакам: посещаемость тренировочных занятий; общая активность на занятиях; ответственное выполнение заданий тренера; отсутствие отвлечения; широта и устойчивость интересов к разным сторонам спортивной деятельности.

За каждой из ступеней включенности занимающихся в спортивную деятельность лежат разные мотивы, цели занятий спортом. В этой связи следующим шагом исследования и формирования мотивации спортивной деятельности должно быть проникновение в сущность того, что побуждает спортсменов к занятиям, какие цели они ставят перед собой и как их реализуют.

Каждой из ступеней включенности в учебно-тренировочный процесс соответствует тотили иной уровень умения учиться спортивному мастерству, овладевать техникой и тактикой. Тренеру важно определить этот уровень умения учиться, чтобы понять причину техили иных мотивационных установок, барьеров, ухода от трудностей, потерю интереса, ухода из спорта.

Выделяются следующие типы отношений к занятиям спортом (Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин, 2000): отрицательное; безразличное; положительное (аморфное); положительное (активно-действенное). Из приведённых типов отношений четвёртый тип имеет самый наименьший процент от общего числа 12 %. В то же время он считается самым действенным типом с выраженной устойчивой мотивацией спортивной деятельности, обусловливающей результативность. Наибольший процент отсева (прекращение занятий спортом) отмечается в группах с первым (35 %) и вторым (27 %) уровнем включённости в занятия.

Поскольку самый оптимальный тип отношений – четвёртый, а остальные типы мало результативны и характеризуют неразвитую спортивную мотивацию, то вся работа по формированию мотивации спортивной деятельности юных спортсменов должна предусматривать перевод их с отрицательного, безразличного и положительного аморфного типов на положительное (активно-действенное).

При управлении формированием спортивной мотивации важно знать степень ее выраженности у спортсмена, которая может быть определена с помощью следующей формулы:

М = Дп + Мп + И/7 + У/2 + В, где

М – сила мотивации, Дп – ориентация на удовлетворение духовных потребностей, Мп – ориентация на удовлетворение материальных потребностей, И – устойчивость интереса к спорту, У – устремление к достижению успеха, В – вероятность (степень) достижения успеха.

Измерив каждый составляющий компонент мотивации по имеющимся в литературе методикам, можно судить о силе мотивации спортсмена.

Темы рефератов

1 Мотивация как психолого-педагогическая проблема.

2 Решение проблемы мотивации в спорте.

3 Возникновение и формирование спортивной мотивации.

4 Формирование мотивации к конкретному виду спорта.

Литература

1 Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. – Омск : СибГАФК, 2000.

2 Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург, 2000.

3 Общая и спортивная психология : учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск : СибГАФК, 2000.

4 Пилоян, Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. – М. : Физкультура и спорт, 1984.

5 Психология физического воспитания и спорта : учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.

6 Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М., 1986.

ГЛАВА 12 ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ

СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИЕЙ В СИСТЕМЕ

МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

12.1 Формирование спортивной мотивации

на этапе начальной специализации

В формировании мотивации широкое распространение за рубежом получили мотивационные тренинги, используемые в различных сферах деятельности человека (учебе, труде). В работе с юными спортсменами применяются следующие мотивационные тренинги:

1) тренинг причинных схем;

2) тренинг личностной причинности;

3) тренинг внутренней мотивации;

4) тренинг мотивации достижения.

Тренинг причинных схем. Позитивное действие на мотивацию оказывает такая причинная схема, при которой неуспех объясняется недостатками собственных усилий. В этой связи программы тренинга причинных схем ориентированы на: 1) перестройку объяснения спортсменами причин неуспеха; 2) такое изменение объяснений причин неуспеха, при котором любые внешние факторы и внутренний фактор (низкие способности) заменяются на внутренний фактор «недостаточность усилий». Именно эта причинная схема «неуспех – недостаточность усилий» является наилучшей для сохранения и формирования мотивации в ситуациях неуспеха.

Рассмотрим общую классификацию возможных причин действий, которая имеет три измерения:

1) локализация (расположение) причин: внешняя или внутренняя по отношению к человеку как субъекту действия;

2) стабильность причины: является ли причина стабильной по влиянию или же ее влияние изменяется, варьирует по времени;

3) подконтрольность причины сознанием человека: является ли действие причины подконтрольным человеку и произвольно регулируемым со стороны субъекта действия (таблица 4).

Программы тренинга мотивации путем изменения причинных схем отдают предпочтение «усилию» как наиболее оптимальной причине, которую можно устранить самому спортсмену. Можно считать, что это единственная причина, которая находится под волевым контролем спортсменов, и, следовательно, она образует единственную причинную схему, не формирующую у спортсменов неуверенность в себе, в своих возможностях улучшить собственные результаты.

Программы тренинга мотивации посредством изменения причинных схем преследуют общую цель – так изменить собственные представления спортсменов о причинах своих неуспехов, чтобы любые причинные объяснения заменить одним – недостаточностью собственных усилий. Лишь в этом случае можно будет рассчитывать на сохранение и развитие мотивации.

Таблица 4

Измерения причинности Причины
недостаток способностей трудные противники недостаток усилий случайные факторы и т. п.
Локализация внутренняя внешняя внутренняя внешняя  
Стабильность стабильная стабильная нестабиль- ная нестабильная  
Подконтрольность неконтро- лируемая неконтро- лируемая контроли-руемая неконт-ролиру-емая  

Очень важным при изменении причинных схем в формировании спортивной мотивации является изучение актуализирующихся эмоциональных состоянии (переживаний). Используя ту или иную причинную схему, она показывает нам, что чувствует спортсмен и что переживает, что надо делать дальше. Причинные схемы используются при формировании спортивной мотивации в двух аспектах – в тренировочной и соревновательной деятельности (рис. 17, 18).

Тренинг личностной причинности. Сущность этого тренинга мотивации, используемого в зарубежной педагогической психологии (Р. Д. Чармс, 1972; 1984 и др.), основывается на следующем исходном положении: первичная особенность мотивации человека – стремление к эффективному взаимодействию с окружающей действительностью, стремление изменить ее в желаемом направлении. Иначе говоря, первичное стремление человека – быть эффективной причиной происходящего. Развитие мотивации рассматривается в этом случае как развитие ощущения того, что сам человек является причиной своего поведения и всех его последствий.

Рис. см. в др. пособии (готовые)

 
  Характеристика типов отношений к занятиям спортом - student2.ru

Рис. 17 Причинные схемы, объясняющие мотивацию

 
  Характеристика типов отношений к занятиям спортом - student2.ru

Рис. 18 Причинные схемы, объясняющие мотивацию

Личностная причинность представляет собой инициацию индивидом поведения с намерением вызвать изменение в своем окружении. В случае, когда человек начинает целенаправленное поведение, он воспринимает самого себя в качестве субъекта своего намерения и своего поведения. Он становится причиной и источником поведения.

С другой стороны, когда что-либо внешнее по отношению к человеку вынуждает его к совершению тех или иных действий, человек начинает ощущать себя инструментом внешней силы, которая в данном случае выступает как причина поведения.

И поскольку человек побуждается к своему действию извне, он оказывается не столько субъектом действия, сколько объектом манипулирования другими.

Идея тренинга личностной причинности заключается в следующем. Если к человеку относятся как к «источнику», он начинает смотреть на себя как на причину своих действий, становится в большей степени «источником», чем был им до начала тренинга. Изменение самовосприятия отражается на мотивации и на поведении. Поведение становится конструктивным, компетентным, стабильным и т. п.

Тренинг личностной причинности следует проводить как тренинг не директивный, т. е. вместо стремления непосредственно изменить поведение человека тренер должен стремиться изменить свое отношение к занимающимся: он должен научиться относиться к ним как к «источникам». Тренинг личностной причинности предполагает оказание помощи занимающимся в следующем:

- в постановке перед собой целей реально достижимых: правильно соразмерять цели со своими возможностями;

- выяснить свои сильные и слабые стороны, заняться самоанализом;

- определить конкретные действия, которые можно сделать в настоящее время, чтобы со временем добиться поставленных перед собой целей, т. е. наметить для себя ближайшую перспективу поведения;

- научиться понимать, действительно ли поведение приближает к цели, обладают ли их действия желаемыми последствиями.

Такое содержание тренинга личностной причинности направлено на развитие у занимающихся способностей к целеобразованию, планированию своего поведения и самоанализу.

Наши рекомендации