Структура и этапность спортивной деятельности
Структура спортивной деятельности представлена на рис. 10.
|
Рис. 10 Структура спортивной деятельности
Достижение человеком результатов в спортивной деятельности (особенно высоких) обусловлено наличием определённых предпосылок внутреннего плана. В качестве таких предпосылок выступают спортивные способности – двигательные, психомоторные, координационные, функциональные и др. Способности являются одним из факторов выбора того или иного вида спортивной деятельности.
Участие и активность человека в спортивной деятельности обусловлено необходимостью удовлетворять определённые потребности. Осознание и формирование потребностей, их понимание определяют цели этой деятельности. В структуре спортивной деятельности им принадлежит доминирующее положение, выполняющее функции пускового механизма. Высокую значимость в результативности спортивной деятельности имеют цели – ближайшие, промежуточные, перспективные. Мотивы, являясь внутренней побудительной силой, выступают основным фактором стремления к занятиям спортом и достижению результатов.
Основным средством достижения целей являются спортивные упражнения, реализуемые с использованием определённой техники и тактики. В результате систематических занятий спортом достигаются различные эффекты: педагогический, психологический, биологический, социологический.
Если в массовом спорте и на начальных этапах занятий спортом предпосылки (способности) не являются обязательной составляющей психологической структуры спортивной деятельности, то в спорте высших достижении этот фактор становится обязательным.
Этапность спортивной деятельности
Спортивная деятельность (выполнение упражнения, тренировочное занятие, соревнование, период и т. д.) протекает по этапам согласно определённым закономерностям. На каждом этапе выполняется соответствующая деятельность, решаются определённые задачи и могут проявляться различные состояния, влияющие на результативность спортивной деятельности (табл. 1).
Возникновение того или иного неблагоприятного состояния обусловлено рядом факторов: подготовленностью спортсмена, индивидуально-психологическими особенностями и другими факторами внешнего порядка (соперники, условия, спортивные снаряды и т. д.).
Таблица 1
Этапность спортивной деятельности (по Е. П. Ильину, 1980)
Этапы деятельности | Задачи и содержание деятельности | Психофизиологические состояния |
Мотивационный | Осознание потребности в деятельности, выбор цели, постановка задач | Состояние неопределенности, неуверенности, тревожности, боязни |
Ориентировочный (познавательный) | Сбор информации о наличной ситуации и средствах достижения цели или выполнения задачи (создание ориентировочной основы деятельности), оценка вероятности достижения цели | |
Программный | Планирование (программирование) деятельности, выбор способов и средств для достижения цели | |
Настроечный | Психологическая настройка на предстоящую деятельность (сосредоточение), подготовка к ней, мобилизация волевых усилий на показ максимального результата | Состояние мобилизационной готовности, стартовая лихорадка, апатия |
Исполнительный | Исполнение намеченного плана и регуляция параметров деятельности и состояний спортсмена, волевое преодоление возникающих препятствий | Оптимальное рабочее состояние; монотония, психическое пресыщение, психическое напряжение (стресс), компенсированное и некомпенсированное утомление |
Оценочный | Оценка достигнутого, внесение корректив на будущее | Радость, воодушевление; фрустрация |
Темы рефератов
1 Спортивная деятельность как сфера проявления возможностей человека.
2 Спортивные способности как фактор достижения высоких результатов в спорте.
3 Интерес к спорту и его формирование.
Литература
1 Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. – СПб., 2000.
2 Кретти, Д. Б. Психология в современном спорте / Д. Б. Кретти. – М. : Фис, 1978.
3 Общая и спортивная психология : учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск : СибГАФК, 2000.
4 Психология физического воспитания и спорта : учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.