Этап. Вступительная часть (15 минут).

Тренинговая программа

«Пути решения конфликтов»

Выполнили:

Студентки 3 курса

Борзенкова Юлия

Романова Кристина

Проверила:

Бакаева Ирина Александровна

Ростов-на-Дону, 2017 г.

Формат тренинга:тренинговое занятие с элементами ролевой игры и дискуссии.

Цель -ознакомление со способами управления внутриличностными и межличностными конфликтами.

Задачи:

1. формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях;

2. научиться искать пути сотрудничества, видеть «плюсы» среди «минусов»;

3. обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.

Основные тематические блоки тренинга:

1 встреча:

· Знакомство

· Упражнение на знакомство «Через 15 лет»

· Информационный блок: психология конфликта

· Ролевая игра «Репетиция поведения»

· Упражнение «Нахал»

· Упражнение «Техника вежливого отказа»

· Упражнение «Проталкивание в автобусе»

· Рефлексия «Обратная связь»

2 встреча:

· Упражнение‑разминка «Встреча на узком мостике»

· Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение»

· Упражнение «Просьба»

· Упражнение «Другими словами»

· «Рефлексия по кругу»

Встреча

Этап. Вступительная часть (15 минут).

1. Знакомство

- Борзенкова Юлия Дмитриевна, Романова Кристина Сергеевна

- Мы хотим провести с Вами тренинг «Пути решения конфликтов». Данный тренинг направлен на выработку конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

- обозначение правил тренинга:

· Активно участвовать в тренинге

· Позитивная критика

· Отключить звук телефона

· Уважать мнение друг друга

· Поднятая рука

· Слышать и слушать друг друга

· Делиться опытом

· Каждый участник говорит за себя, от своего имени

Упражнение на знакомство «Через 15 лет» (10-12 минут).

Тренер делит участников на пары. Предлагает им познакомиться, пообщаться и придумать, что интересное, оригинальное или даже полезное для мира мог бы через 15 лет сделать его партнер.

Участники коротким рассказом продолжают фразу:

«Моя интуиция подсказывает мне, что через 15 лет, … (имя) может….

Мне показалось так потому, что…

Вопросы:

1. Что было легче: рассказывать о себе или о своём партнере?

2. Какие трудности возникали?

Этап. Основная часть.

Упражнение. Ролевая игра «Репетиция поведения» (25 минут)

Инструкция: "Вспомните, какие случаи общения с другими людьми вызывают у вас трудности? Может быть, вам придет в голову какой-то самый неприятный и неловкий для вас случай. Подумайте.

Сейчас у вас будет возможность вернуться в прошлое и попытаться выйти из этой ситуации с честью, и, что самое главное, найти для вас оптимальное поведение в такого рода ситуациях. Для начала, объединитесь, пожалуйста, в небольшие группы, по 4 – 6 человек. В каждой подгруппе расскажите по очереди свои случаи партнерам. После того, как все рассказы будут выслушаны, решите в каждой группе, какой из случаев наиболее эмоционально заряжен, требует внимания и помощи.

С другой стороны, это должен быть эпизод, удобный для сценической постановки. Решайте, просим вас. А сейчас, в каждой группе, автор выбранного эпизода становится режиссером своей истории и исполнителем главной роли. На другие роли он назначает партнеров из группы. В задачу режиссера входит постановка двух эпизодов.

Один – это неудачный эпизод, имевший место в реальности. Лучше всего, если это будет комедия, где все происходящее можно довести до гротеска и пародии. Другой эпизод - это удачное решение ситуации. Решение должно быть вашим собственным, но перед постановкой посоветуйтесь с партнерами. Они могут вам дать ценные советы. Итак, 20 минут на подготовку.

Приступим к просмотру сценических работ.

В заключение обсудим уже в кругу всех участников игры:

1. какие победы вам удалось одержать внутри себя?

2. Что вам в этом помогло?

3. Сложно ли Вам было вспомнить конфликтную ситуацию? Проиграть её?

Упражнение «Проталкивание в автобусе» (7 минут)

Все участники встают спиной друг к другу, а один участник должен протискиваться между ними, как в автобусе. Затем у него спрашивают:

1. Какое было отношение к участнику, который протискивался?

2. Какие чувства испытывал сам участник?

Этап Рефлексия.

«Обратная связь» (15 минут)

Инструкция: Заверши, пожалуйста, эти предложения так, как считаешь нужным.

· На этом тренинге я …

· Основное, чему я научился на нашем занятии …

· Больше всего мне запомнилось…

· Мне не очень понравилось, что на тренинге …

· Думаю, что после тренинга изменится …

Есть такая притча. Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.

Спасибо за работу, всего хорошего!

Встреча

Этап. Разминка.

1 упражнение‑разминка «Встреча на узком мостике» (15 минут)

Описание упражнения. Двое участников становятся на линии, проведенной на полу, лицом друг к другу так, чтобы между ними было расстояние около 3 м. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2–3 «мостика».

Психологический смысл упражнения. В контексте данного занятия упражнение выступает моделью конфликтной ситуации, и к нему можно возвращаться при обсуждении стратегий поведения в конфликте.

Вопросы:

1. Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения?

2. Что помогало, а что мешало успешно выполнить его?

3. Чем упавшие «в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию?

Вывод: подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремился пройти сам, а те, кто прежде всего старался помочь партнеру.

Этап. Основная часть.

Проведение игры

1-й этап.

Ознакомление всех участников с условиями игры:

Ведущий даёт участникам следующую инструкцию: «Представьте, вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и её груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли».

Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповреждёнными в результате пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с вёслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и 5 однодолларовых банкнот. Список предметов:

• Сектант.

• Зеркало для бритья.

• Канистра с 25 литрами воды.

• Противомоскитная сетка.

• Одна коробка с армейским рационом.

• Карты Тихого океана.

• Надувная плавательная подушка.

• Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

• Маленький транзисторный радиоприёмник.

• Репеллент, отпугивающий акул.

• Два квадратных метра непрозрачной плёнки.

• Один литр рома крепостью 80%.

• 450 метров нейлонового каната.

• Две коробки шоколада.

• Рыболовная снасть.

2-й этап.

Попросите каждого из участников самостоятельно проранжировать указанные в приложении предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 – у второго по значению и т. д., цифра 15 будет соответствовать самому менее полезному предмету).

На этом этапе деловой игры дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.

3-й этап.

Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного участника из каждой подгруппы попросите быть экспертом.

Предложите каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так как они это делали по отдельности).

На этом этапе допускаются дискуссии по поводу выработки решения.

Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы.

4-й этап.

В каждой подгруппе выбирается лидер, который бкдет отстаивать мнение группы. Выбирается эксперт для группы лидеров. Лидеры от подгрупп приглашаются в центр круга и ранжируют предметы по стапени важности. Лидеры обсуждают свои решения. Подсказок от остальных игроков быть не должно.

5-й этап.

Оцените результаты дискуссии в каждой подгруппе. Для этого:

А). Выслушайте мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и др.. Насколько активно и убедительно лидеры защищали и отстаивали интересы своей подгруппы.

Б). Зачитайте «правильный» список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО:

Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нём запасти достаточное количество воды и пищи для жизни в течение этого периода.

Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Информация, которая даётся ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

• Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

• Канистра с нефтегазовой смесью. Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.

• Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.

• Коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.

• Непрозрачная плёнка. Используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

• Коробка шоколада. Резервный запас пищи.

• Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в руках лучше «журавля» в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

• Нейлоновый канат. Можно использовать для связывания снаряжений, чтобы оно не упало за борт.

• Плавательная подушка. Спасательное средство на случай, если кто-то упадёт за борт.

• Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

• Ром, крепостью 80%. Содержит 80% алкоголя – достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.

• Радиоприёмник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

• Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

• Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

• Сектант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен. Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасёнными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

Вопросы:

1. Сложно ли Вам было ранжировать предметы?

2. Сложно ли было ранжировать их в группе?

3. Возникали трудности при присвоении ранга предметам?

4. Легко ли было убедить остальных ребят?

Как обойти конфликт.

Ответить улыбкой (не с сарказмом и иронией)

Использовать "Я - утверждение" - концентрируем свое внимание на том , что мы чувствуем и способны об этом сказать своему сопернику вместо "Ты - утверждения", которое подрывает и ведет к углублению конфликта (вместо " Вы должны принести мне книгу"- " Я была бы рада, если бы Вы принесли мне книгу")

Способность и умение прощать!!! - значит, "отпустить" свой гнев и не собираться мстить.

Этап Рефлексия

Тренинговая программа

«Пути решения конфликтов»

Выполнили:

Студентки 3 курса

Борзенкова Юлия

Романова Кристина

Проверила:

Бакаева Ирина Александровна

Ростов-на-Дону, 2017 г.

Формат тренинга:тренинговое занятие с элементами ролевой игры и дискуссии.

Цель -ознакомление со способами управления внутриличностными и межличностными конфликтами.

Задачи:

1. формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях;

2. научиться искать пути сотрудничества, видеть «плюсы» среди «минусов»;

3. обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.

Основные тематические блоки тренинга:

1 встреча:

· Знакомство

· Упражнение на знакомство «Через 15 лет»

· Информационный блок: психология конфликта

· Ролевая игра «Репетиция поведения»

· Упражнение «Нахал»

· Упражнение «Техника вежливого отказа»

· Упражнение «Проталкивание в автобусе»

· Рефлексия «Обратная связь»

2 встреча:

· Упражнение‑разминка «Встреча на узком мостике»

· Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение»

· Упражнение «Просьба»

· Упражнение «Другими словами»

· «Рефлексия по кругу»

Встреча

этап. Вступительная часть (15 минут).

1. Знакомство

- Борзенкова Юлия Дмитриевна, Романова Кристина Сергеевна

- Мы хотим провести с Вами тренинг «Пути решения конфликтов». Данный тренинг направлен на выработку конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

- обозначение правил тренинга:

· Активно участвовать в тренинге

· Позитивная критика

· Отключить звук телефона

· Уважать мнение друг друга

· Поднятая рука

· Слышать и слушать друг друга

· Делиться опытом

· Каждый участник говорит за себя, от своего имени

Наши рекомендации