Тема 2. Психологические основы педагогической саморегуляции
1. Значение саморегуляции в деятельности педагога.
2. Педагогические ситуации, порождающие потребность в психологической саморегуляции.
3. Саморегуляция восприятия и внимания.
4. Саморегуляция памяти и мышления.
5. Самоуправление эмоциональными состояниями.
Тема 3. Психокоррекция в деятельности педагога
1. Основные направления и цели педагогической психокоррекционной работы.
2. Классификация психокоррекционных методов.
3. Группы социально-психологического тренинга (Т-группы).
4. Группы встреч.
5. Группы тренинга умений.
Те м а 4. Аутотренинг в работе педагога
1.Понятие об аутогенной тренировке.
2.Значение аутотренинга и пути его практического использования, в работе педагога.
3.Цели и задачи аутогенной тренировки.
4. Упражнения, направленные на регуляцию тонуса мышц.
5.Упражнения, предназначенные для управления вниманием и чувственными образами.
6.Упражнения, предназначенные для изменения ритмики дыхания.
Темы для рефератов
1. Источники полезной для педагога психологической информации. ~- Педагогические ситуации, связанные с ними психологические процессы и состояния, требующие саморегуляции деятельности педагога.
2. Основные принципы саморегуляции.
3. Психокоррекционные методы и группы, возможности их использования в педагогической практике.
4.Аутогенная тренировка и ее применение в процессе самосовершенствования деятельности педагога.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Система работы педагога по психологическому самообразованию.
2. Теоретические основы психологической саморегуляции деятельностипедагога.
3. Психокоррекционная работа в профессиональной подготовке учителя.
4. Приемы и методы повышения работоспособности педагога при помощи аутогенной тренировки.
Литература
I
Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация.—М., 1983.
(Психология педагогической деятельности: 6—40, 64—73.)
Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986.
(Психологическая подготовка учителей: 333—351.)
Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения:
Книга для учителей и родителей.— М., 1987.
Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.— М., 1987.
Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.— М., 1989.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.— М., 1988.
II
Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе.— М., 1989.
(Активное социально-психологическое обучение педагогов.)
Ладанов И. Д. Управление стрессом.— М., 1989.
(Управление стрессом: 27—42. Тренировка воли: 43—69. Тренировка памяти: 69— 83. Саморегуляция (владение собой): 83—119. Предотвращение и преодоление конфликтов: 120—137.)
Леонтьев А. А. Педагогическое общение.—М., 1979.
(Как развивать умения педагогического общения: 39—45.)
Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности.— М., 1989.
(Преодоление критических ситуаций: 188—198. Саморегуляция психических состояний: 227—262.)
Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения.—Л., 1983.
(Пути и средства управления нервно-психическим напряжением: 138—151.)
Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий (что мы знаем о памяти).—М., 1988.
(Управление памятью: 84—112, 133—140.).
Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг.—М., 1989. (Психокоррекционная работа в современной гуманистической психологии: 195—207.)
Раттер М. Помощь трудным детям.—М., 1987.
(Психотерапия и ее эффективность: 347—397.)
Яценко Т. С. Социально-психологическое обучение в подготовке
будущих учителей.— Киев, 1987.
(Психокоррекционная работа в группе активного социально-психологического обучения: 48—59.)
Раздел 7.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
Глава 31.
РУКОВОДСТВО ДЕТСКИМИ ГРУППАМИ
И КОЛЛЕКТИВАМИ
Краткое содержание
Обучение детей общению и взаимодействию с людьми. Основное отличие работы с детскими группами от работы с группами и коллективами взрослых. Обучение детей умениям и навыкам межличностного взаимодействия и общения. Учет в общении возрастных особенностей детей, объединенных в группы и коллективы. Общие и частные цели педагогического руководства детскими коллективами, методы и средства реализации этих целей. Обучение распределению обязанностей и ролевым формам внутригруппового взаимодействия. Развитие организаторских умений и исполнительских навыков у детей, роль групповых норм и правил в их усвоении. Обучение деловому взаимодействию, функционально-ролевой адаптации и взаимозаменяемости в работе. Формирование умения устанавливать и поддерживать личные контакты с товарищами. Воспитание у детей способности оставаться независимыми в группе, уважать мнения и учитывать интересы других ее членов. Обучение умению вести дискуссию, предупреждать возникновение и разрешать уже возникшие межличностные конфликты. Возрастные возможности научения детей коммуникативным умениям и навыкам. Особое значение младшего школьного возраста в обучении общению.
Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах.Деловые и личные взаимодействия в детских группах и коллективах, их значение для развития ребенка как личности. Деловые связи в учении, игре и труде, их значение для формирования специфических деловых качеств личности у ребенка. Основные направления развития деловых отношений детей, возрастные особенности становления и преобразования этих отношений. Необходимость чувственных ориентиров для самоуправления совместной деятельностью у дошкольников. Обсуждение и составление планов совместной работы у детей младшего школьного возраста. Самоуправление деятельностью в подростковом и раннем юношеском возрасте. Формирование и укрепление нравственной основы деловых взаимоотношений — главная задача воспитания. Возрастные преобразования нравственных норм личных взаимоотношений детей. Построение личных взаимоотношений детей на основе концепции морального развития Л. Колберга.
Организация детской групповой деятельности. Необходимость оптимальной организации совместной деятельности детей в группах и коллективах, условия и требования, которым должна соответствовать эта организация. Возрастные аспекты определения оптимальной величины детских групп и коллективов. Систематическое изменение состава и распределения ролей между детьми в группах и коллективах. Требование равноправия и независимости личностей в коллективе. Приближение содержания деятельности детских групп и коллективов к условиям жизни взрослых людей. Роль задач, решаемых в детских группах и коллективах, для интеллектуального и личностного развития детей.
Развитие личности в детских группах и коллективах. Сложность решения проблемы влияния детских групп и коллективов на развитие личности ребенка, двойственность такого влияния. Усиление положительных и ослабление отрицательных следствий воздействия детских коллективов на личность ребенка. Включение ребенка в совместную деятельность и разные виды общения с целью его личностного развития. Практические пути решения проблемы разностороннего развития личности через организацию многопрофильных детских групп и коллективов со сменяемыми руководителями.