Тема 1. Общая характеристика развития ребенка от одного года до трех лет
1. Особая роль раннего детства в психическом развитии детей.
2. Главные психологические достижения этого возраста: прямохождение, речевое общение и предметная деятельность — их особенности в раннем возрасте,
3. Общая схема психологического развития детей от одного года до трех лет.
4. Понятия продуктивной и репродуктивной деятельности. Проявление этих видов деятельности у детей раннего возраста.
5. Становление символической репрезентации действительности.
Тема 2. Развитие речи у детей раннего возраста
1. Общность этапов речевого развития детей в разных странах.
2. Основные шаги в развитии речи от одного года до трех лет.
3. Усвоение детьми раннего возраста фонетики и грамматики.
4. Развитие лексики, структуры и семантики детской речи.
5. Основные пути усвоения языка в раннем детстве.
Тема 3. Появление предметной и конструктивной игровой деятельности
1. Освоение детьми культурных правил пользования предметами домашнего обихода.
2. Развитие предметной деятельности, выделение в ней ориентировочно-исследовательской фазы.
3. Возникновение продуктивной и изобразительно-конструкторской деятельности.
4. Начало развития предметных игр, подражания и символического использования предметов.
5. Переход к групповым сюжетно-ролевым играм.
6. Становление произвольности в деятельности ребенкараннего возраста.
Тема 4. Восприятие, память и мышление у ребенка раннего возраста
1. Появление способности предвосхищать будущий результат деятельности.
2. Развитие оперативной памяти.
3. Формирование восприятия в раннем детстве.
4.Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.
5. Основные пути развития мышления в раннем детстве.
6. Начало соединения мышления и речи.
Темы для рефератов .
1. Развитие движений у детей раннего возраста.
2. Формирование речи у ребенка от одного года до трех лет.
3. Предметные игры детей раннего возраста.
4. Развитие мышления у ребенка в раннем возрасте.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Пути ускорения развития движений у ребенка раннеговозраста.
2. Средства совершенствования речи в раннем возрасте.
3. Развивающие игры детей раннего возраста.
4. Совершенствование памяти и мышления у ребенка в возрасте от двух до трех лет.
Литература
I
Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.— Иркутск, 1989.
(Ранний возраст: 56—62.) ,
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—М., 1984.-.-Т. 4. (Раннее детство: 340—368. Кризис трех лет: 367—376.)
Карлсон Л. и др. Ребенок от 0 до 2 лет: развитие во взаимодействии с окружающими людьми.— М., 1983. ^Понимание взрослыми и детьми друг друга. Познание Детьми окружающего мира. Самопознание. Режим жизни и привыкание к новым условиям. Игры маленьких детей.)
Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов.— М., 1964.
(Сенсорное развитие в раннем возрасте (до года): 17—35.)
Развитие личности ребенка.— М., 1987.
(Психологические особенности детей раннего возраста; 59—73.)
Раншбург И., Поппер П. Секреты личности.— М., 1983.
(развитие двигательной активности в раннем возрасте: 29—41.)
Раттер М. Помощь трудным детям.— М., 1987. (Ранний возраст (второй год жизни): 91—97.)
Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения
до семи лет).—М., 1960. (Психическое развитие ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет): 93—137.)
II
Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства
у детей.— М., 1964. (Формирование восприятия пространства с рождения до конца раннего детства: 63-92.)
Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.— М., 1966.
(Моторное развитие ребенка от рождения до двух лет: 138—147.)
Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М. В. Гамезо и др.—М., 1984.
(Психология детей раннего возраста: 64—67.)
Возрастная психология /Под ред. А. В. Петровского.— М., 1979.
(Ранний возраст: 41—49.)
Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие.— Минск, 1987.
(Развитие представлений у детей в раннем возрасте: 24—43.)
Карпова С. Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка.—
Ростов-на-Дону, 1987. (Проблема овладения дошкольниками фонематической стороной речи: 5—27.)
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.— М., 1986.
(Развитие общения у детей в первые семь лет жизни: 75—103. Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми: 106—120.)
Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе.— Кишинев, 1987.
(Генезис общения у дошкольников: —43.)
Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов.—М., 1985.
(Развитие детей в раннем детстве: 73—114.)
Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.— Л., 1989.
(Самоконтроль в раннем детстве: 83—86.)
Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.—
(Развитие речи у детей раннего возраста: 57—99, 119—145.)
Эльконин Д.Б. Психология игры.—М., 1978.
Возникновение игры в онтогенезе ребенка (от рождения до 3 лет): 151—168.) то
II
Карпова С. Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка. Ростов-на-Дону, 1987.
(Неорганизованный процесс овладения ребенком фонематической стороной речи: 27 - 49. Организованный процесс овладения ребенком фонематической стороной речи-49—88.)
Новоселова С. А. Развитие мышления в раннем возрасте.— М., 1978.
Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.— М., 1985.
(Влияние эмоционального общения на возникновение первых слов у детей: 99—118.)
Глава 5.