Взаимодействие как стимулирующий

ОБЩЕНИЕ

Сущность понятия общение

В педагогике и психологии общение рассматривается в качестве одного из видов деятельного, организующего фактора воспитания личности и необходимого условия человеческого существования.

Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес. Б.В.Ломов характеризует общение как особую форму взаимодействия людей и их взаимообмена идеями, ценностями, сообщениями, представлениями, установками, интересами, настроениями, чувствами, чертами характера и т.д. Этим подчеркивается обоюдный, активный характер общения, основанный на принципе обратной связи, где развивается система взаимоотношений «субъект-субъект».

Структура и функции общения

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. Интерактивная – заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В соответствии с выявленной структурой общения Б.Ф.Ломов определяет ее функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная. В своем толковании функций общения с ним перекликается Ю.Л.Ханин. Он выделил регулятивную, познавательную и экспрессивную функции общения. Изложим коротко их суть.

Регулятивная функция. В процессе общения осуществляется воздействие на партнера с целью изменения или сохранения на том же уровне: а) его поведения, б) действий, в) состояния, г) общей активности, д) особенностей восприятия, е) системы ценностей.

Познавательная функция. Заключается в том, что вследствие систематических контактов в ходе совместной деятельности партнеры приобретают самые разные знания о себе, о партнерах, о способах решения задач и т.д.

Экспрессивная функция. Различные формы речевого и неречевого общения, выражающие эмоциональные состояния и переживания.

Таким образом, при решении обучающей задачи общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт, формировать положительную мотивацию обучения.

При решении воспитывающих задач с помощью общения налаживаются воспитательные отношения, психологический контакт между педагогом и учеником; формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры.

При решении развивающих задач благодаря общению создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности.

Успех педагогической деятельности музыканта во многом будет зависеть от умения реализовать в ней все функции общения.

Взаимодействие как стимулирующий

Фактор общения

Влияние в условиях межличностного взаимодействия может осознаваться, а может и не осознаваться как тем, на кого влияют, так и тем, кто влияет. Обучение – это прежде всего информационный процесс. Педагог сообщает знания и в ходе обратной связи получает информацию о том, как усвоены эти знания. Взаимодействие осуществляется на уровне значений. Но дело в том, что педагог не просто передает знания, но еще и «транслирует» ученикам смысл, который имеют для него эти понятия. Когда ученик попадает в класс определенного педагога, он попадает в круг идей, опыта, достижений этого педагога. Ученик оказывается под влиянием определенной художественной школы, которую пропагандирует учитель. Часто бывает так, что ученики и педагог общаются не только в стенах учебного заведения, но и за его пределами. Многие музыканты жили в домах своих учителей. Делили с ними быт и культуру. В таких ситуациях воздействие было особенно сильным. Иногда, глядя на ученика, можно определить, кто его педагог. При длительном общении ученика с педагогом ученику невольно передается образ мышления, манеры наставника, его жесты, мимика и т.д.

Но вернемся к «школе». Педагог старается достаточно жестко сохранять традиции «школы». Он вольно или невольно воспитывает учеников в рамках этой школы. Культивируется определенный музыкально-исполнительский стиль класса.

Но может возникнуть проблема, когда из класса выходят «одинаковые» студенты. Они одинаково мыслят, у них схожа манера исполнения. Выдающиеся педагоги очень бережно относятся к индивидуальности ученика. Они воспитывают чувство высокого художественного и качественного критерия, правильно направляют репертуарный план, способствующий воспитанию разностороннего мастерства и художественного вкуса.

В педагогическом процессе

Люди, реализуя свои межличностные потребности, ведут себя по-разному, причем не только те или другие люди, но одни и те же в отдельные периоды времени, при решении различных проблем. Одним из первых, кто занялся изучением этих изменений, был Эрик Бёрн. Длительные наблюдения показали, что человек может пребывать в 3-х состояниях. Эти позиции называются «Дитя», «Родитель» и «Взрослый».

Все, что видит ребенок, делают его родители, и все, что они говорят, записывается в его «Родителя». «Родитель» есть у каждого, и у каждого он содержит информацию, полученную извне. Эта личностная инстанция у каждого уникальна. В «Родителе» записаны, прежде всего, правила, наставления и предостережения. Эти правила и наставления составляют основу личной этики человека. Здесь особенно важен тот момент, что, независимо от содержания, подобные правила записываются в «Родителя» как единственно правильные. Кроме норм, правил и запретов, «Родитель» каждого человека содержит огромное количество пояснений, как и что делать. Как мыть посуду, стирать белье и т.д. Основную роль в формировании «Родителя» человека играют его собственные родители, однако, кроме них, там может быть записано поведение братьев, сестер, бабушек и дедушек, если они живут вместе с ребенком. Вместе с «Родителем» одновременно формируется и другая инстанция – «Дитя». Это – запись внутренних событий, собственных реакций ребенка на то, что он видит и слышит. «Дитя» - это хранилище прочувственных отношений. Человек легко входит в это состояние. Когда человек горюет, когда ему тяжело, когда он в депрессии, когда он злится или гневается – он пребывает в состоянии «Дитя». Но вместе с тем радостные события, произошедшие с нами, все нами пережитое счастье – тоже в «Дитя».

Дальнейшее развитие личности связано со становлением третьей инстанции – «Взрослого». Это состояние возникает в результате нахождения ребенком отличий от «выученной концепции жизни», находящейся в «Родителе», и «прочувственной концепции жизни», находящейся в «Дитя». «Взрослый» связан, в первую очередь, с собственным опытом. В нем собирается информация, перерабатывается и на основе этого анализа принимается решение. «В этом случае, когда отсутствует расхождение между информацией, поступившей из окружающей реальности, и «выданной» «Родителем» ребенка, его «Взрослый» получает возможность освободиться, снять с себя контроль автоматизированной и стереотипизированной деятельности и заняться специфически взрослой деятельностью – творчеством».

Рассмотрим взаимодействие в системе «учитель – ученик» с позиций трансактного анализа. Любое взаимодействие – «трансакция» - состоит из стимула, производимого одним участником, и ответа, который дает другой. Любой человек, общаясь с другим человеком, находится в одной из ролей. Если другой человек отвечает именно из того состояния, в котором находится первый человек, то это комплементарные трансакции. Например, вопрос задает «Дитя» - отвечает «Дитя» и т.д.

Некомплементарные – это пересекающиеся трансакции. Пересекающиеся трансакции завершаются если не ссорами и конфликтами, то антипатией и негативными чувствами к партнеру.

Главное, что должно быть присуще подобному общению, - это субъект – субъектная основа, на которой оно протекает. Завуч музыкальной школы может выразить свое неудовольствие за допущенный промах в работе с учеником, учитель – выговорить учащемуся за неподготовленное домашнее задание. Однако во всех этих случаях и во множестве других ситуаций у старшего по отношению к младшему должна срабатывать прежде всего не формальная роль завуча, педагога, а принятие другого участника общения как личности. Не позиция «над», а позиция равного. При соблюдении этого условия устанавливается не просто межролевой, а межличностный контакт, в результате которого возникает диалог, а значит и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Тем самым создаются наилучшие условия для позитивных изменений личности.

По выражению А.Я.Бодалева, «пронизанность межролевого общения общением межличностным» - важнейшее условие преодоления императивного способа общения и перехода к взаимодействию, диалогу.

Понятие конфликта

Конфликт – трудно разрешимое, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. В психологии изучается в нескольких формах: внутриличностный, межличностный и групповой. Цель нашей работы позволяет ограничиться рассмотрением сущности межличностного конфликта.

Проблема межличностного конфликта начинает привлекать внимание психологов в 60-е годы. Наиболее распространенными среди зарубежных исследователей являются 2 концепции межличностного конфликта: мотивационная и когнитивная. Первая определяет конфликт как осознанную несовместимость индивидуальных намерений и интересов противоборствующих сторон, вторая усматривает основы конфликта в несовместимости познавательных стратегий противоборствующих сторон.

Среди причин, вызывающих конфликты, в отечественной психологии выделены следующие:

а) деловые противоречия;

б) личностные противоречия (ситуация конкуренции, когда выигрыш одного означает проигрыш другого);

в) смысловые барьеры в общении. «Смысловой барьер в общении – это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, создающие препятствия для взаимопонимания и взаимодействия:

- ученик не принимает требований, т.к. они чужды его взглядам, опыту и отношениям (нужно научить детей пользоваться языком взрослых, а взрослых – понимать язык детей);

- педагогом избрана неверная тактика воспитательных воздействий (крик);

г) педагог пренебрегает личностными смыслами. Личностный смысл, т.е. особая значимость для человека того, что связывает цели деятельности с мотивами ее осуществления, в чем отражаются потребности конкретного человека.

В соответствии с названными выше концепциями конфликт может выполнять две функции: позитивную (конструктивную) либо негативную (деструктивную) в зависимости от того как мы его разрешим. Нас интересуют возможности конфликта как стимула к переменам, к прогрессу в отношениях «учитель – ученик». Но для этого необходимо вовремя распознать «сигналы конфликта».

В.И.Журавлев выделяет ряд стратегий поведения конфликтующих:

1) стратегия противоборства как борьба за достижение целей;

2) стратегия сотрудничества, направленная на поиск таких решений, которые бы удовлетворяли всех конфликтующих;

3) стратегия компромисса – урегулирование всех противоречий посредством взаимных уступок;

4) Стратегия приспособления, выражающаяся в попытках сглаживания противоречий путем уступок.

Сигналы конфликтов

Х.Корнелиус и Ш.Фэйр (Австралия) предлагают, на наш взгляд, полную классификацию сигналов конфликтов, которую мы возьмем за основу анализа. Итак:

Кризис. Как сигнал достаточно очевиден: обе конфликтующие стороны доводятся до первого срыва.

Напряжение. Искажает восприятие другого человека и многих его действий. Сами взаимоотношения в этом случае становятся источником непрерывного беспокойства, когда достаточно искры, чтобы вспыхнуло пламя.

Недоразумение. По мнению Х.Корнелиус и Ш.Фэйр, мы впадаем в недоразумения, делая ложные выводы из ситуации, чаще всего из-за недостаточно четкого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания.

Например, Ф.Шопен был человеком очень эмоциональным. Но как только он видел, что ученик расстраивался, сразу же успокаивал его. Таким образом Шопен хотел приблизить учеников к своим требованиям.

Инциденты. Их суть сводится к тому, что какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, однако через несколько дней она нередко забывается. Вместе с тем, будучи неверно воспринятым, такой инцидент может привести к развитию конфликта.

Дискомфорт – это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить словами его трудно. В данном случае психологи советуют прислушаться к интуиции и спросить себя: «Могу ли я что-то сделать по этому поводу в данный момент?»

ОБЩЕНИЕ

Сущность понятия общение

В педагогике и психологии общение рассматривается в качестве одного из видов деятельного, организующего фактора воспитания личности и необходимого условия человеческого существования.

Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес. Б.В.Ломов характеризует общение как особую форму взаимодействия людей и их взаимообмена идеями, ценностями, сообщениями, представлениями, установками, интересами, настроениями, чувствами, чертами характера и т.д. Этим подчеркивается обоюдный, активный характер общения, основанный на принципе обратной связи, где развивается система взаимоотношений «субъект-субъект».

Структура и функции общения

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. Интерактивная – заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В соответствии с выявленной структурой общения Б.Ф.Ломов определяет ее функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная. В своем толковании функций общения с ним перекликается Ю.Л.Ханин. Он выделил регулятивную, познавательную и экспрессивную функции общения. Изложим коротко их суть.

Регулятивная функция. В процессе общения осуществляется воздействие на партнера с целью изменения или сохранения на том же уровне: а) его поведения, б) действий, в) состояния, г) общей активности, д) особенностей восприятия, е) системы ценностей.

Познавательная функция. Заключается в том, что вследствие систематических контактов в ходе совместной деятельности партнеры приобретают самые разные знания о себе, о партнерах, о способах решения задач и т.д.

Экспрессивная функция. Различные формы речевого и неречевого общения, выражающие эмоциональные состояния и переживания.

Таким образом, при решении обучающей задачи общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт, формировать положительную мотивацию обучения.

При решении воспитывающих задач с помощью общения налаживаются воспитательные отношения, психологический контакт между педагогом и учеником; формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры.

При решении развивающих задач благодаря общению создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности.

Успех педагогической деятельности музыканта во многом будет зависеть от умения реализовать в ней все функции общения.

Взаимодействие как стимулирующий

Фактор общения

Влияние в условиях межличностного взаимодействия может осознаваться, а может и не осознаваться как тем, на кого влияют, так и тем, кто влияет. Обучение – это прежде всего информационный процесс. Педагог сообщает знания и в ходе обратной связи получает информацию о том, как усвоены эти знания. Взаимодействие осуществляется на уровне значений. Но дело в том, что педагог не просто передает знания, но еще и «транслирует» ученикам смысл, который имеют для него эти понятия. Когда ученик попадает в класс определенного педагога, он попадает в круг идей, опыта, достижений этого педагога. Ученик оказывается под влиянием определенной художественной школы, которую пропагандирует учитель. Часто бывает так, что ученики и педагог общаются не только в стенах учебного заведения, но и за его пределами. Многие музыканты жили в домах своих учителей. Делили с ними быт и культуру. В таких ситуациях воздействие было особенно сильным. Иногда, глядя на ученика, можно определить, кто его педагог. При длительном общении ученика с педагогом ученику невольно передается образ мышления, манеры наставника, его жесты, мимика и т.д.

Но вернемся к «школе». Педагог старается достаточно жестко сохранять традиции «школы». Он вольно или невольно воспитывает учеников в рамках этой школы. Культивируется определенный музыкально-исполнительский стиль класса.

Но может возникнуть проблема, когда из класса выходят «одинаковые» студенты. Они одинаково мыслят, у них схожа манера исполнения. Выдающиеся педагоги очень бережно относятся к индивидуальности ученика. Они воспитывают чувство высокого художественного и качественного критерия, правильно направляют репертуарный план, способствующий воспитанию разностороннего мастерства и художественного вкуса.

Наши рекомендации