Тенденции в процессе вынесения суждения
Несколько черт, присущих человеку, ведут к неадекватным или неправильным выводам о вещах, которые он воспринимает. Оптический обман служит хорошим примером того, как одни и те же характеристики объекта воспринимаются людьми по-разному. Но для менеджеров наиболее важна предвзятость в восприятии, возникающая в отношениях между людьми. На работе возникает много ситуаций, когда предвзятость в восприятии могут спровоцировать такие простые вещи, как манера говорить или манера одеваться кого-либо из коллег. Предвзятость восприятия вызывает искажения, причины которых особенно важны для понимания. На рис. 4.3 показаны различные виды реакции человека и типы возникающих при этом ошибок.
Первое впечатление. Впечатления о других людях формируются при знакомстве. Эта тенденция представляет проблему, потому что первое впечатление часто бывает самым длительным. Обычно первые контакты довольно короткие, следовательно, можно сделать вывод, что ранние впечатления основаны на ограниченной информации. Другими словами, при оценке человек использует только некоторые факты, а затем поддерживает сложившееся мнение.
Ореол или акцент на одну характеристику. Многие люди сильно любят или не любят в других только что-то одно. Например, если одежда играет для человека большую роль, то манера одеваться может стать доминантой при оценке других людей. Если другой человек плохо одет, то результатом может быть общее негативное впечатление о нем. Эта тенденция называется эффектом ореола, что приводит к ситуации, когда одна или несколько характеристик индивидуума влияет на его оценку других характеристик.
Ореол, также относится к нашей самооценке. Мы вынесем самое положительное мнение о человеке, обладающем такими же чертами, как и мы сами. Менеджер, всегда приходящий на работу вовремя, скорее всего, будет положительно относиться к подчиненным, которые пунктуальны, и негативно к тем, кто опаздывает.
Проекция. Проекция является формой защитного механизма, при помощи которого люди защищают себя от нежелательных характеристик, которыми они обладают, но не хотят в этом себе признаться. По сути, мы видим в других те черты, которыми обладаем сами. Например, можно обвинить сослуживца в неряшливости, если неряшливость раздражает вас в себе самом. Проекция служит для создания неверных представлений. Если другие не обладают проецируемыми на них чертами, то неверное впечатление, созданное нами, будет довлеть над нашим поведением, и последуют дальнейшие неверные выводы.
Собственная теория личности. Практически каждый человек является психологом-любителем и имеет свои собственные суждения о личности. Люди обладают чертой группировать характеристики других, или формировать собственную теорию личности. Это побуждает человека делать о личности других выводы, которые он считает правильными. Например, утверждения, что «честные люди упорно работают», «сони ленивы», «тихони опасны», привязывают одну характеристику личности к другой. Но любая связка может быть опасна. Упорный труд и честность не всегда связаны между собой. Сони не обязательно плохие работники. Тихоня может быть по-настоящему стеснительным или трусливым.
Попытки создать свою собственную теорию личности являются худшим проявлением любительской психологии. Самый безопасный способ сделать вывод о людях – это связать две характеристики вместе только при условии, что есть доказательство постоянной повторяемости обеих характеристик.
Рис. 4.3. Тенденции в процессе вынесения суждений
Стереотипы. В собственной теории личности человек связывает вместе две или более характеристик. Стереотипы являются другим видом привязки, т.е. мы привязываем характеристики людей к характеристике группы, к которой мы относим этих людей. Если мы выясняем, что человек итальянец, то мы можем подумать, что он очень эмоционален и склонен к жестикуляции. Если он ирландец, мы можем сделать вывод, что он любит виски. Другими, кроме национальности, группами стереотипов являются старики или дети, профессора, продавцы, журналисты, начальники или любые другие категории, которые что-либо значат для человека.
Члены групп, особенно однородных, имеют общие ценности и убеждения и могут даже иметь общие черты или особенности поведения. В некоторых случаях человек спокойно делает выводы о людях на основе их принадлежности к той или иной группе. Скорее всего, он прав, делая вывод, что атлеты имеют хорошее здоровье, что средняя женщина поднимает меньше тяжести, чем средний мужчина, однако есть женщины, которые превосходят мужчин по поднятию тяжестей.
Часто стереотипы – это перепевы старых мифов и предрассудков. Тщательное исследование может показать, что лишь немногие члены группы обладают приписываемыми им характеристиками. Тем не менее стереотипы очень распространены и сохраняются потому, что они полезны и помогают людям организовать мир вокруг них. Они основаны на неопределенности, а иногда и на страхе или угрозе, которые постоянно подкрепляются.
Стереотипы также подкрепляются языковой практикой, например, слово «очкарик», сказанное по отношению к школьнику, понимается как прилежный ученик, что не всегда соответствует действительности.
Атрибуция. Подоплекой нашего восприятия и суждений является желание знать, почему происходят те или иные события. В самой природе человека заложено фундаментальное желание объяснить причину собственного и чужого поведения. Вопрос «почему?» служит ключом для объяснения, организации и оправдания человеческого поведения. Неспособность объяснить причину события может привести нас в состояние дискомфорта и даже стресса. Если мы знаем, почему происходят события, то мы можем предусмотреть их в будущем и выбрать правильную линию поведения.
Выводы о причинах событий также помогают решить, как реагировать на событие. Предположим, что руководитель дал вам нежелательное поручение. Можно обвинить его в несправедливости и отказаться выполнять задание или же можно решить, что у него не было другого выхода, и принять поручение к исполнению.
Теория атрибуции объясняет, как и почему мы делаем обычные умозаключения, которые являются посредниками между восприятием событий и ответной реакцией на них. Умозаключения являются суждениями, которые влияют на поведение, чувства, и выводы, которые мы делаем о событиях (рис. 4.4). Обычные умозаключения связаны с ошибками при вынесении суждений. Неверный вывод о причинах, вызвавших событие, схож с ошибками при восприятии.
Согласно теории атрибуции поведение других людей определяется качествами человека и ситуацией, в которой он находится. Однако существует общая тенденция привязки причин поведения к внутренним характеристикам человека. В этом заключается смысл фундаментальной ошибки атрибуции. Например, если мы видим, что человек что-то украл, то, скорее всего, сделаем вывод о том, что он вор по своей сущности, а не о том, что на это его вынудила ситуация. Люди склонны недооценивать ситуацию в качестве причины событий, даже когда им говорят, что человека заставляли действовать таким образом.
Несколько условий вызывают фундаментальную ошибку атрибуции.
Во-первых, если мы считаем, что у других есть возможность выбора в конкретной ситуации, то в большинстве случаев мы будем расценивать их действия как преднамеренные. В этом есть смысл: ведь у них была возможность поступить по-другому, однако они предпочли действовать именно так, а не иначе.
Рис. 4.4. Модель теории атрибуции
Во-вторых, если действия человека касаются лично нас или же имеют большое значение, с нашей точки зрения, то мы, скорее всего, сделаем вывод о наличии у человека внутренних мотивов поступить так, а не иначе.
Чтобы избежать фундаментальной ошибки атрибуции, следует поразмышлять о ситуации и человеке и таким образом идентифицировать реальную причину поведения человека. Конечно, это потребует дополнительной информации о событии и может вызвать задержку в вынесении решения, но зато это решение будет более точным.
В-третьих, люди делают умозаключения о собственном поведении. Эта атрибуция подвержена влиянию так называемой предвзятой позиции, или тенденции к оценке себя с положительной стороны. Люди часто приписывают удачи себе, а в неудачах обвиняют внешние факторы. Успех обычно приписывают упорному труду, способностям, правильно сделанным выводам. Неудачу же объясняют невезением, нечестными условиями, недостижимыми целями.
Водители иногда приводят странные объяснения, которые должны снять с них вину за дорожно-транспортные происшествия: «Машина-невидимка выскочила из ниоткуда, ударила мою машину и испарилась», «Когда я выехал на перекресток, то вдруг появился забор, загородивший мне обзор», «Пешеход ударил мою машину и залез под нее».
Самооправдание также действует в играх, основанных на умении, но с элементом шанса. Мы верим, что выигрываем благодаря своему умению, а проигрываем из-за невезения. Тем не менее предвзятость выходит за рамки игр. При общении с другими людьми мы рассматриваем свои действия как внутренне мотивированные, а действия других списываем на внутреннее противостояние. Вы сердитесь, потому что вас провоцируют. Гнев же другого человека приписывается его личным качествам. Объективные факты в этом случае не имеют значения, самооправдание доминирует, часто находясь в противоречии с реальностью.
Люди имеют тенденцию переоценивать себя во всех ситуациях. Эта тенденция распространяется на наши суждения об уме, способностях к лидерству, здоровье, продолжительности жизни, коммуникабельности и т.п. Льстивая атрибуция и комплименты используются везде. Человеку свойственно верить лести больше, чем критике. Мы переоцениваем свои возможности, предполагая, как хорошо мы будем вести себя в той или иной ситуации и насколько точны будут наши суждения.
Люди не всегда обвиняют в неудаче внешние обстоятельства и иногда приписывают успех везению. Тем не менее самооправдание довольно распространено, причем больше среди людей с высоким уровнем самооценки и самоуважения. Люди с низкой самооценкой часто принижают и винят в неудаче себя, а не списывают ее на внешние обстоятельства. Людям с низкой самооценкой нужно уважение и поддержка, так как, оценивая себя, они могут чаще выражать предвзятость. Вот почему некоторые люди постоянно говорят о своих достижениях, подвигах, успехах. Предвзятое хвастовство служит им ширмой для сокрытия чувства неполноценности в попытке получить признание и усилить тем самым самоуважение.