Источники ценностей, убеждений и отношений
Среди источников ценностей, убеждений и отношений следует отметить прямой личный опыт, ассоциации, взаимодействие с другими людьми, средства массовой информации.
Прямой личный опыт. Позитивный или негативный опыт от контакта с человеком или каким-либо объектом оказывает огромное влияние на формирование убеждений и представлений о нем. На собственном опыте люди узнают, что вкус конфет сладкий, что нельзя опаздывать на работу, надо быть опрятным и т.д.
Ассоциации. Человеческий мозг способен обобщать обычные события и делать из них логические выводы. Так, опыт первого рабочего дня может выразиться в определенном отношении к работе на протяжении долгого времени. Ассоциации могут также возникать и переноситься на другие объекты, с которыми не было контактов. Например, негативный опыт общения с работником одного из отделов может повлиять на отношение к другим работникам этого отдела или к организации в целом.
Взаимодействие с другими людьми. Родители, братья и сестры, учителя, друзья и многие другие, кто нас окружает, вовлечены в процесс
формирования наших отношений. Люди оказывают нам поддержку, служат для нас примером или источником информации. Мы идентифицируем себя с определенными группами людей и считаем себя членами этих групп.
Средства массовой информации. Средства массовой информации передают информацию, формирующую убеждения людей. Эффект их воздействия может быть как сильным, так и слабым. Существует гипотеза, что повторяющееся воздействие просто заставляет человека полюбить что-то, без развития убеждения или представления о ценности. В настоящее время СМИ являются мощным инструментом формирования убеждений. Особенно сильное влияние они оказывают на молодежь.
Функция отношений
Отношения выполняют в жизни человека много функций. К ним можно отнести функции обобщения, усиления отношения, выражения ценностей, самозащиты, сглаживания противоречий.
Обобщение. Отношения помогают людям вырабатывать стереотипы восприятия ситуации. Выбирая и организуя определенным образом факты, человек извлекает только часть доступной информации. Он выбирает те факты, которые совпадают с его отношениями, и игнорирует или приуменьшает те, которые им не соответствуют. Если у человека сложилось позитивное мнение об организации, то он интерпретирует все ее действия положительно и отбрасывает противоречащие его мнению факты.
Усиление. Отношения могут служить средством упрочения ценностей и убеждений человека. Если он привык к сотрудничеству, а работа в команде поощряется, то он получит вознаграждение в виде признания заслуг и особого отношения со стороны окружающих. В то же время негативное отношение к сотрудничеству со стороны работника может снизить его шансы получить повышение.
Выражение ценностей. Проявление отношения демонстрируют ценности человека и позволяют ему делиться ими с другими и влиять на окружающий его мир.
Ценности руководителя, например, могут выражаться в способе принятия решений, в подходе к организации собраний сотрудников, в привлечении всех служащих к обсуждению проблем.
Самозащита. Отношения помогают человеку самоутверждаться и поддерживать в себе чувство самоуважения. Например, чувство превосходства или доминирования руководителя над подчиненными может усиливаться, если он относится к подчиненным как к ленивым и недостаточно квалифицированным работникам.
Сглаживание противоречий. У многих людей убеждения противоречат друг другу и не составляют единого целого. Отношения помогают группировать мысли и таким образом сглаживать противоречия. Предположим, что человек считает, что необходимо поправлять людей, которые поступают неправильно. В то же время он обвиняет руководителя в несправедливости, когда тот обращает внимание на его ошибку. Какое-либо убеждение (например, в необходимости своевременного исправления ошибок после соответствующего указания) может являться частью отношения к подчиненным или безответственным людям. Другое убеждение (в несправедливом отношении) связано с пониманием собственной независимости или компетенции.
В процессе формирования своего отношения к руководителю и подчиненным человек будет анализировать ситуацию, свои чувства и действия и корректировать убеждения таким образом, чтобы избежать в будущем подобных противоречий.