Из чего складываются отношения
Отношения отражают предпочтения личности, симпатии и антипатии к какому-либо определенному объекту окружения. Отношения являются предпосылками к позитивной или негативной реакции человека на все, что его окружает. Они отражают чувства людей, их понятия о добре и зле, и то, как происходит оценка объекта. Концепция отношений является комплексной. Отношения рассматриваются с точки зрения как их содержания, так и динамики развития. Рисунок 4.1 иллюстрирует связь отношений с ценностями и убеждениями, а также тот факт, что они предшествуют поступкам и влияют на активное поведение людей, которые, в свою очередь, через систему обратной связи оказывают влияние на представление человека об объекте и на его систему ценностей.
Представление об объекте. Отношения всегда связаны с каким-либо определенным объектом. Люди имеют собственное мнение о чем-либо или о ком-либо, например о правительстве, своем начальнике, работе, которую они выполняют, или ремнях безопасности автомобиля.
Рис 4.1. Модель формирования отношений
Нельзя сказать, что у кого-либо сложилось «хорошее мнение» или «плохое мнение», если не известен конкретный объект. Отношения людей к конкретному объекту бывают разными, так как зависят от большого количества факторов и формируются на основе сложившейся системы ценностей каждого человека.
Ценности – это более общее понятие, чем отношение, так как при их формировании нет необходимости в наличии конкретного объекта. Ценности служат фоном отношений и обычно соответствуют им. Например, если человек ценит верность, то у него будет позитивное отношение к компании, ценящей преданность делу. В то же время у такого человека будет негативное отношение к организациям или людям, отрицающим верность.
Ценности отражают итог восприятия действительности, объясняют, что считается правильным или неправильным. Они определяют понятие «смысл жизни» и цели, к которым люди должны стремиться. Ценности объясняют, почему люди выбирают тот или иной вид занятий, почему они жертвуют своим временем, помогая другим, почему они объединяются в группы, почему они воюют друг с другом и т.д.
Одна группа ценностей относится к целям жизни и пониманию мира. Среди них можно выделить:
• установочные (добро и зло);
• экономические (полезно и вредно);
• эстетические (гармония и хаос);
• социальные (любовь и ненависть к людям);
• политические и религиозные.
Другая группа ценностей связана с достижением целей. К ней относятся ценности, касающиеся:
• физиологии человека;
• независимости;
• индивидуальности;
• признания;
• общения.
Совокупность ценностей человека составляет его систему ценностей, по которой окружающие судят о том, что он представляет собой как личность.
В организациях, где серьезно задумываются о гармонии ценностей человека и ценностей организации, вопросам сочетания этих двух систем уделяется большое внимание. Проводится работа по формулированию, разъяснению и доведению до всех членов организации системы ценностей, которой она следует.
Убеждения. Ценности связаны с понятием «убеждения». Убеждения представляют собой систему информации об объектах или событиях. Убеждения – это мыслительный компонент отношений. Они не связаны с положительной или отрицательной реакцией, а только передают человеку информацию об объекте. Убеждения связывают характеристику с объектом, определяя его. Убеждения не обязательно соответствуют действительности (например, «атомные электростанции безопасны»), но тем не менее они являются для человека истиной. Убеждения могут быть абсолютными, когда человек безоговорочно считает что-либо верным, или вероятностными. Человек может верить, что атомные электростанции безопасны, но считать, что так обстоит дело только в большинстве случаев.
Убеждения формируют отношение человека. Знания, отраженные в убеждениях, помогают сформировать чувства. Можно предугадать отношение людей, узнав их убеждения и ценности. Предположим, что руководитель честен и щедр, но он никогда не доверяет принятие решений другим. Если подчиненный ценит честность и щедрость и не придает значения делегированию полномочий, то у него сформируется позитивное отношение к руководителю, если же для него важнее делегирование полномочий, то отношение будет негативным.
Убеждения могут сохраняться десятилетиями, но они в большей степени подвержены изменениям, чем ценности.
Эмоции. Одним из основных компонентов отношений являются эмоции. Эмоции – это чувственный компонент отношений, интенсивность которого влияет на похожесть и тип поведения, которое следует из отношений. Глубокое эмоциональное чувство скорее выльется в поступок, нежели слабое.
Эмоциональная реакция на какие-либо события или по отношению к каким-либо объектам вырабатывается в процессе социализации. Социализация – это процесс, в котором человек познает и признает своими ценности, позиции, веру и манеру поведения, принятые в дан-
ной культуре, обществе, организации. С раннего детства людей учат любить одни вещи и не любить другие, вырабатывая тем самым систему ценностей.
Ценности, убеждения, эмоции и представления об объекте формируют отношение индивидуума к данному объекту.
Намерения. Отношение сотрудников к руководителю может вызвать намерение действовать определенным образом. Негативное отношение к руководителю, несмотря на его честность и щедрость, может привести к тому, что у подчиненного возникнет желание сменить работу или получить должность, позволяющую принимать самостоятельные решения.
Намерения или желания действовать – вероятностная категория. Выбор среди различных возможностей определяется многими факторами, включая оценку наиболее удачного варианта. Намерение еще не означает открытое поведение или действие. Отношения часто приводят к действию, но отношения, не нашедшие своего проявления, являются внутренним делом человека и невидимы для окружающих.
Действия. Поведенческий компонент отношений, т.е. действия, важен, потому что необходимо отделять отношения, убеждения, ценности и намерения от того, что говорят люди или что они делают. Конкретные действия сотрудника требуют ответной реакции со стороны менеджера: подозрения, наказания, одобрения и т.д.