Основные принципы типологии Майерс — Бриггс
Типология Майерс — Бриггс, как и любая система оценки, основывается на ряде принципов, которые позволяют использовать ее наиболее эффективно. Рассмотрим 10 основных принципов типоведения.
1. Жизнь укрепляет в людях их предпочтения, заставляя относиться к предпочтениям, им не свойственны», с большим недоверием. К какому бы типу ни относился человек, он заметит, что все происходящее с ним в течение дня согласуется, похоже, с его предпочтениями. Так, если он относится к решающему типу (Г), то с удовольствием обнаружит к концу дня, что действовал по своему плану и это ему очень помогало. А если человек относится к воспринимающему типу (Р), то будет в конце дня со вздохом думать, что мог бы свободно справиться со многими неожиданностями, которые ему встретились. И так для всех восьми предпочтении. В стрессовых ситуациях люди мыслительного типа (Т) будут довольны, что их объективность помогла им оставаться невозмутимыми под градом нападок, а люди чувствующего типа (F) будут довольны в подобной ситуации тем, что смогли оказать поддержку всем, кто в ней нуждался, и т.д.
2. Достоинства, доведенные до крайности, могут превратиться в свою противоположность. Совершенно естественно, что люди стремятся опираться на свои сильные стороны. Но, делая так, они забывают о других свойствах своего характера и способствуют тому, что они постепенно становятся их недостатками. Так, например, экстраверты, обладая способностью оживить любую ситуацию, являются плохими слушателями и подавляют других. Интроверты со своей стороны являются прекрасными слушателями, но доведенная до крайности способность концентрировать внимание может привести к тому, что эти люди будут избегать спорных ситуаций во внешнем мире и попадут в изоляцию Люди мыслительного типа (Т) привносят объективность и рациональность в любую ситуацию, но если эти качества доведены до крайности, это может привести к тому, что относящиеся к такому типу перестанут обращать внимание на то, что нравится и не нравится другим. Люди чувствующего типа (F), в свою очередь, привносят в отношения субъективность и озабоченность проблемами других, но, доведенные до крайности, эти качества делают их мнительными, принимающими все на свой счет.
3 Типоведение — всего лишь теория; только жизнь может дать всему правильную оценку. Хотя можно оценить свой тип предпочтений или типы других людей, эта оценка часто может не совпадать с реальным поведением, опытом или самосознанием. По многим причинам люди зачастую видят себя или других не такими, как на самом деле. Например, если на работе все считают кого-то человеком объективным, организованным и разумным, он может вести себя соответственно. Через какое-то время он сам начнет верить в то, что это его предпочтения. На самом деле, возможно, он просто адаптировался к окружающей обстановке. Или все думают о ком-то, что он такой общительный и напористый потому, что экстраверт. Тем не менее может случиться так, что поведение не соответствует его типу, так как окружающие или неправильно этот тип определили, или существует какое-то обстоятельство, которое вынуждает его вести себя несоответственно своим предпочтениям. В любом случае, прежде чем делать выводы, необходимо подкрепить наблюдения опытом.
4. Типоведение объясняет, но не может служить оправданием. Нет ничего более нелепого, чем попытка считать все негативное в своем поведении результатом своих личных предпочтений. «Я хотела тебе позвонить, но я интроверт, а мы не делаем ответных телефонных звонков». Или: «Я собирался прийти сегодня вовремя, но я отношусь к воспринимающему типу, а мы всегда опаздываем». Такие отговорки иногда могут иметь место при определенных обстоятельствах, но они не проходят на работе.
5. Целое больше, чем сумма его составляющих. Без сомнения, многие слышали об этом и раньше, но вряд ли найдется пример убедительней, чем типоведение. Это одновременно и «хорошая новость», и «плохая новость». Хорошо то, что «составляющие» типоведения – четыре пары предпочтений – дают возможность легко и быстро использовать эту систему. Может быть, будет не так легко понять, является ли кто-то ENTJ или ESTJ, например, но можно легко определить экстравертность (постоянная привычка думать вслух). С другой стороны, сложность сведения вместе всех четырех предпочтений очевидна. ENTJ, если использовать приведенный выше пример, замахивается на то, чтобы переделать весь мир, сделать его лучше, в противоположность ему ESTJ – человек практического склада, предпочитает наладить ведение дел для общего блага. Так, два человека, которые кажутся такими похожими, обнаруживают огромную разницу в характерах.
6. Типоведение – все же односторонний взгляд на человеческую личность. Четыре буквенных описания типоведения, помогая разобраться в определении типов личности, только открывают путь к пониманию людей, стоящих за этими буквами. Пол, этнические, социально-экономические, ценностные факторы и многое другое в совокупности делают людей теми, кто они есть. Одна из опасностей, которую таит в себе типоведение, – тенденция относиться к четырем буквам характеристики как к непреложной истине. Это не только наносит урон основным принципам типоведения, но часто приносит больше вреда в делах, чем пользы. Ничто не может так сильно разочаровать любого человека, как сознание того, что человеческую природу уложили в жесткую схему.
7. Чтобы добиться эффективного использования типоведения, начните с себя, а потом уже применяйте его к другим. Чем лучше человек будет знать самого себя, тем лучше он сможет сотрудничать и общаться с теми, кто от него отличается. Процесс должен начинаться с самопознания и самоутверждения, прежде чем будет создана основа для налаживания взаимоотношений.
8. Легче говорить или думать о типоведеннии, чем пользоваться им. Люди имеют естественную склонность-придерживаться того, что для них хорошо. Если, например, предпочтением кого-то является всегда всем руководить, ему будет трудно поступиться этим, даже если эта черта мешает наладить работу целого коллектива. Чтобы использовать индивидуальные особенности наиболее эффективно, требуются убежденность, личный опыт и вера в то, что усилия приведут к положительному результату.
9. Не следует обвинять во всем противоположный тип. Этот путь совершенно естествен. Легко думать, что каждый, кто не согласен с кем-то, является его типологической противоположностью. Во-первых, некоторые типы личности имеют естественную склонность к спорам. Это совсем не означает, что они против самой идеи; споря, они часто таким образом сами разбираются в проблеме. Более того, некоторым типам личности необходимо докопаться до самой сути – куда может привести дискуссия, например. Пытаясь определить это, они могут постоянно задавать какие-то вопросы, что выглядит порой как несогласие. Если что-то не получается так, как задумано, не торопитесь прийти к заключению, что в этом виноват кто-то, принадлежащий к другому типу.
10. Типоведение не может объяснить все. Поскольку типоведение является позитивным и помогает понять многое в повседневном поведении, находятся энтузиасты, готовые с помощью этой системы объяснить все. Такая тенденция не соответствует идее типоведения. Существуют аспекты поведения, которые не могут быть объяснены с точки зрения типологии. Иногда, например, у людей есть психические или психологические проблемы, и их поведение выходит за рамки «нормального». Личность некоторых людей настолько сложна или, наоборот, проста, что не поддается простому анализу. Типоведение не может дать ответы на все вопросы.
Природа отношений