Методика «Измерение стрессонаполненности жизни»
Инструкция:вспомните и кратко опишите события последнего года вашей жизни. Используя 100–балльную шкалу, оцените степень их «разрушительного» влияния на ваше душевное равновесие (психологическую устойчивость, морально–психологическое и физическое самочувствие). Для сравнения силы негативного переживания используйте величины максимальной степени «разрушающего» стресс–события – 100 баллов, которая соответствует самым сильным и трагическим событиям: смерть супруга (супруги) или ребенка. Подсчитайте сумму оценок стрессогенности всех событий за прошедший год.
Интерпретация результатов.Статистические данные, полученные нами с помощью шкалы «стрессонаполненности» на выборке более 300 человек разных профессиональных групп, позволяют представить следующую интерпретацию результатов.
Низкий уровень«стрессонаполненности» – сумма баллов в интервале 150–199 стресс–единиц характеризует относительно спокойный период жизни, небольшую насыщенность жизни разрушительными стрессами и невысокую вероятность заболеваний вследствие дистресса (10–15 %). Для лиц с низким индексом «стрессонаполненности» жизни можно увеличить рабочие и другие виды нагрузок.
Средний уровень«стрессонаполненности» – сумма баллов в интервале 200–299 стресс–единиц характеризует относительно высокую психическую напряженностьи насыщенность жизни сильными стресс–событиями. В зависимости от личностной стрессоустойчивости вероятность заболеваний вследствие пережитых стрессов составляет 30–50 %.
В случае увеличения интенсивности рабочих и жизненных нагрузок для лиц со средним уровнем индекса «стрессонаполненности» следует еженедельно использовать активные формы отдыха и техники релаксации после рабочего дня, скорректировать стиль своей жизни в сторону более спокойного и рационального восприятия трудных рабочих и житейских ситуаций, сбалансировать профессиональную и личную жизнь по эмоциональным, интеллектуальным и физическим нагрузкам, заботиться об укреплении здоровья и стрессоустойчивости.
Высокий уровень«стрессонаполненности» – сумма баллов в интервале 300–650 стресс–единиц, характеризует высокую психическую напряженность и наличие большого количества стресс–событий, которые еще не преодолены и не рассматриваются в качестве конструктивного жизненного опыта. Лица, переживающие высокий уровень «стрессонаполненности», имеют вероятность психосоматических заболеваний более 50 %. Они имеет склонность к психическому выгоранию. Для данных лиц рекомендуется: снижение интенсивности рабочих и жизненных нагрузок, обязательная коррекция образа и стиля жизни по вектору снижения стрессогенности, систематическое использование активных форм отдыха и техник релаксации после рабочего дня, использование конструктивных копинг–стратегий для преодоления стресс–событий, специальные диеты, витамины и пищевые добавки, снижающие нервно–психическую напряженность и улучшающие деятельность иммунной системы, внимательное отношение к своему здоровью и забота об его укреплении.
Чрезмерный уровень«стрессонаполненности» – сумма баллов выше 650 стресс–единиц характеризует очень высокую психическую напряженность – дистресс, наличие большого количества «разрушающих» стресс–событий. Лица с чрезмерным уровнем «стрессонаполненности» имеют высокую вероятность психосоматических заболеваний и психического выгорания (более 60 %). Для данных лиц рекомендуется: снижение интенсивности рабочих и жизненных нагрузок, обязательная коррекция образа и стиля жизни по вектору снижения стрессогенности, систематическое использование активных форм отдыха и техник релаксации после рабочего дня, использование конструктивных копинг–стратегий для преодоления ежедневных профессиональных и личных стрессов, специальные диеты, витамины и пищевые добавки, снижающие нервно–психическую напряженность и улучшающие деятельность иммунной системы, активное применение профилактических и реабилитационных средств для повышения стрессоустойчивости и укрепления здоровья.
Кроме количественной оценки суммарного индекса «стрессонаполненности» жизни за последний год можно посчитать количество событий, которые человек относит к стрессовым. Шкала имеет как положительные стороны, так и существенные ограничения. Положительным является то, что с ее помощью измеряется стресс как личностная реакция в зависимости от субъективного восприятии и оценки событий. К ограничениям относится то, что максимальная оценка 100 баллов, с которой предлагается сравнивать по своим субъективным переживаниям все другие жизненные события, может быть неизвестна многим респондентам. Помимо этого, не учитывается вклад положительных стрессовых событий, который позволяет купировать (нейтрализовать) некоторые жизненные утраты или невзгоды. Тем не менее при определенных доработках данный методический прием может быть использован для диагностики стресса, например для выявления крайних групп по пережитым стрессовым событиям, а также при лонгитюдных исследованиях для сравнения «стрессонаполненности» разных жизненных этапов.
Список литературы
1. Абабков В. А., Перре М.Адаптация к стрессу. – СПб., 2004.
2. Анцыферова Л. А.Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1.
3. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю.Психология жизненных ситуаций. – М.,1998.
4. Василюк Ф. Е.Психология переживания. – СПб., 1984.
5. Виткин Дж.Женщина и стресс. – СПб., 1996.
6. Гришина Н. В.Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997. № 1.
7. Знаков В. В.Психология человеческого бытия и трудные жизненные ситуации / Психология совладающего поведения // Материалы Международной научно–практической конференции. – Кострома, 16–18 мая 2007 г.
8. Коржова Е. Ю.Развитие личности в контексте жизненных ситуаций // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 7 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой: Вып. 4. – СПб., 2004. С. 155–159.
9. Куликов Л. В.Мозаика радости. – СПб., 1997.
10. Лазарус Р. С.Эмоция как процесс защиты. Хрестоматия по психологии эмоций / Автор–составитель В. Вилюнас.
11. Левин К.Теория поля в социальных науках. – СПб., 2000.
12. Леонова А. Б.Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 3.
13. Магнуссон Д.Требуется: психология ситуаций // Психология социальных ситуаций / Составитель Н. В. Гришина. 2001. С. 153159.
14. Николов Л.Повседневные ситуации и ценностные ориентации личности // Идеологический процесс и воспитание личности. – М., 1980.
15. Психология социальных ситуаций / Составитель Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001.
16. РоссЛ., Нисбетт Р.Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. / Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2000.
17. Снетков В. М.Человек и личность – конфликт развития // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 7 / Под ред. Л. А. Коростылевой. – СПб.: СПбГУ, 2003. С. 52.
18. Трифонова С. А.Субъективная ситуация: содержание, формирование, способы построения: Автореф. дисс. … канд. псих. наук. – Ярославль, 1999.
19. Филиппов А. В., Ковалев С. В.Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. 1986. № 1.
20. Хекхаузен Х.Мотивация и деятельность. – М.: Педагогика, 1986. Т. 1. С. 15–33.
21. Холмс Т. Х., Райх Р. Х.Сравнительная шкала (по данным социологического опроса) // Сборник психосоматических исследований. – М., 1967. № 11. С. 213–18.
22. Hobfoll St. E.Stress, Culture and Community. – N.Y. and London, 1998.
Тема 5