Понятие и характеристики трудной ситуации в аспекте стресса
В контексте ситуационного подхода к пониманию стресса и его преодоления особую значимость приобретает определение и описание признаков трудной жизненной ситуации [2]. По мнению В. В. Знакова, для уточнения понятия трудной жизненной ситуации необходимо рассматривать соотношение психологии субъекта и психологии человеческого бытия. Это позволит понять смысловые и ценностные контексты жизни субъекта и его отношения к жизненным ситуациям. Ситуация приобретает психологическое содержание трудной или легкой в результате того, как человек ее воспринимает, категоризует, понимает и соответственно как себя в ней ведет [7].
При обсуждении учеными понятия трудной жизненной ситуации отсутствует ясность, определенность не только в понимании того, что такое ситуация как предмет психологического познания, но также в описании объективных и субъективных критериев (характеристик) ее трудности. Интересным является взгляд Е. Ю. Коржовой на соотношение термина «жизненная ситуация» со смежными понятиями. Она отмечает, что всякая социальная ситуация, например конфликтная, является жизненной, так как она включена в контекст жизненного пути, человек непосредственно «соприкасается» с ней. Однако жизненная ситуация не всегда бывает социальной, если рассматривать последнюю в узком смысле, как ситуацию общения; в широком смысле они тождественны. Любая критическая ситуация является жизненной, но не всякая жизненная ситуация является критической, потому что в жизни человека есть и эмоционально положительно окрашенные ситуации [9]. Жизненная ситуация, в которой человек видит противоречие, выделяется им как проблемная, но не все жизненные ситуации являются проблемными и не все трудные ситуации являются стрессовыми. Таким образом, понятие «жизненная ситуация» оказывается многозначным вследствие того, что оно обогащается смыслами смежных с ней категорий.
Так же неоднозначно обстоит дело с определением трудной жизненной ситуации, в том числе и профессионально–трудной ситуации. Согласно психологии человеческого бытия, трудная ситуация – это не субъект и внешние обстоятельства жизни, воздействующие на него, а человек, находящийся внутри ситуации и оценивающий, интерпретирующий, понимающий ее как трудную для себя. Будет ли ситуация понята как трудная, зависит, во–первых, от индивидуальной специфики ее восприятия и когнитивной оценки субъектом ситуации и, во–вторых, от его личностных ресурсов стрессоустойчивости.
Итак, очевидно, что феномен трудной жизненной ситуации является предметом изучения психологии человеческого бытия и неразрывно связанной с ней психологии стресса и совладающего поведения.
В научной литературе в качестве характеристик трудной ситуацииназываются: значимость, неподконтрольность, неопределенность, малая прогнозируемость, динамичность, стрессогенность, а также недостаточное соответствие собственных ресурсов требованиям ситуации. С. А. Трифонова (1999) выделила четыре уровня анализа ситуации: ситуация как система внешних по отношению к субъекту условий, обусловливающая его активность и задающая пространственно–временные границы ее реализации; как комплекс условий, опосредующий активность человека; как продукт и результат взаимодействия личности и среды; как состояние субъекта в условиях неопределенности [18].
Для описания трудной ситуации в аспекте стресса В. Абабков и М. Перре предлагают использовать как объективные, так и субъективные характеристики ситуации [1]. В качестве психологических объективных параметровстрессовой ситуации авторы называют:
• валентность – присущую ситуации стрессогенность;
• контролируемость – имеющиеся возможности для контроля над ситуацией;
• изменчивость – вероятность того, что ситуация изменится сама по себе, т. е. в результате собственной динамики (например, погода);
• неопределенность – степень, в которой ситуация не содержит достаточной информации для ясного понимания ее смысла;
• повторяемость – вероятность повторения стрессовой ситуации.
Справедливо отмечается, что стрессовые ситуации могут изменять свои объективные психологические особенности в результате копинга или же, напротив, оставаться стабильными, несмотря на прилагаемые человеком усилия. Объективные параметры ситуации также подвержены изменениям в результате собственной динамики вне зависимости от человека. Субъективное восприятие характеристик стрессового события также имеет собственную психодинамику, не всегда совпадающую с объективными параметрами ситуации. Тем самым подчеркивается важность многомерного описания стрессовой ситуации с позиций объективности и субъективности.
К основным субъективным параметрамстрессовой ситуации А. Абабков и М. Перре относят:
• валентность – субъективное значение ситуации, которое влияет на ее стрессогенность, что индивидуально обусловлено;
• контролируемость – субъективную оценку личной способности контроля над стрессовой ситуацией;
• изменчивость – субъективную оценку того, что стрессовая ситуация изменится самостоятельно, без участия субъекта;
• неопределенность – субъективную оценку неопределенности и неясности ситуации;
• повторяемость – субъективную оценку повторяемости стрессовой ситуации;
• осведомленность – степень личного опыта переживания подобных ситуаций.
Все приведенные объективные и субъективные характеристики могут быть отнесены к системно–экстернальным (внешним) или системно–интернальным (внутренним) состояниям.
Американские ученые Дж. Браун и Дж. Блок оценивали различные характеристики ситуаций с помощью Калифорнийского ситуационного теста (CSQ). В результате проведенных опросов и оценок разного типа ситуаций (в основном познавательного или проблемного характера) и математического анализа данных были получены семь основных и четыре дополнительные характеристики – ситуационные параметры, среди которых такие, как структура, конвергентность, дивергентность, оцениваемость и др. Все эти параметры по результатам исследования получили числовое выражение, и чем его значение выше, тем в большей мере данный параметр выражен в ситуации. Как считают авторы, каждая ситуация может и должна быть охарактеризована набором этих параметров. Следует признать, что в настоящее время нет единства в понимании или интерпретации объективных и субъективных элементов стрессовых ситуаций, отсутствует русскоязычный инструментарий для оценки стрессогенности трудных ситуаций. Ниже мы приводим некоторые модели методик для оценки стрессогенности трудных ситуаций в профессиональной деятельности.
Основные понятия и типы стрессовых ситуаций
В контексте ситуационного подхода участники стрессовой ситуации рассматриваются не как пассивные «жертвы» воздействия внешних стресс–факторов, а как активные субъекты взаимодействия со структурными элементами ситуации, которые обладают определенной стрессогенностью (потенциальным риском нарушения гомеостаза организма и детерминации последующих стресс–реакций) в зависимости от восприятия и когнитивной оценки ситуации. Качество взаимодействия субъектов со структурными элементами стрессовой ситуации существенно отличается от взаимодействия в обычных или привычных условиях жизнедеятельности.
Анализ литературы и систематизации таких понятий, как «стресс» и «ситуация», позволяет констатировать отсутствие общепринятого понятия «стрессовая ситуация». В научной литературе понятия «стрессовая» и «стрессогенная ситуация» используются либо как синонимы воздействия стресс–факторов, либо рассматриваются различные стресс–факторы как внешние детерминанты стрессовых состояний, их классификации без соотнесения с динамикой изменения состояния человека и его субъективных параметров восприятия и копинга, а также динамики изменения качества взаимодействия субъекта и внешних ситуативных факторов. На наш взгляд, необходимо дифференцировать понятия «стрессогенной» и «стрессовой ситуации».
Стрессогенная ситуация– это ситуация, содержащая некоторые объективные и субъективные характеристики с потенциальным риском (вероятностью) стресс–реагирования участников – субъектов данной ситуации. Стрессогенная ситуация – это имплицитно–стрессовая ситуация. Структурные и содержательные элементы «стрессогенной ситуации» содержат преимущественно имплицитные детерминанты стрессового реагирования как мобилизации адаптационных возможностей. Стрессогенная ситуация превращается в стрессовую ситуацию для человека в результате субъективной репрезентации (когнитивной репрезентации) ситуации. Стрессоры ситуаций в профессиональной деятельности скорее привносятся в работу, а не появляются в результате работы, но в любом случае они неотъемлемая часть профессионального стресса. Возможность успешной адаптации или преодоления стрессовой ситуации определяется личностными ресурсами стрессоустойчивости, субъективными характеристиками восприятия и оценки, отношением к ситуации. Эмоциональная стрессогенность ситуациисвязана, с одной стороны, с субъективной значимостью ситуации (мотивацией достижения цели, эмоциональной привлекательностью и др.), с другой – с неопределенностью ситуации – оценкой вероятности успешного развития, исхода и последствий данной ситуации для человека. Оценка вероятностных значений зависит от степени неопределенности структурных (объективных) компонентов ситуации для субъекта ситуации, т. е. от его концептов–знаний, необходимых для понимания фактических требований ситуации, и тех личных ресурсов, которые необходимы для адаптации к данным требованиям. Информационная стрессогенностьситуации обусловлена количеством и качеством доступной информации, которой оперирует субъект (субъекты) ситуации во временном аспекте (интервале).
Стрессовая ситуация– вид неординарной социально–психологической ситуации, в том числе и профессионально–трудной ситуации, которая содержит объективные повышенные требования к адаптационным потенциалам (ресурсам) человека, детерминирует изменения психического состояния человека и качество взаимодействия в системе «субъект–ситуация». Структурные и содержательные параметры стрессовой ситуации отличаются от привычных (оптимальных) и обусловливают повышение психической напряженности (эмоциональный или информационный стресс) – мобилизации адаптационных ресурсов у субъекта ситуации. Стрессовая ситуация представляет собой сложный многоуровневый и многокомпонентный феномен, для понимания которого требуется детальный анализ параметров стрессовой ситуации [3].
Для системного описания стрессовой ситуации как сложного психологического феномена должны быть определены его разноуровневые параметры – объективные и субъективные характеристики. Профессионально–трудные ситуации– единицы анализа взаимодействия человека и требований со стороны профессиональной деятельности в определенных организационных условиях.
Трудовая деятельность человека насыщена трудными ситуациями с определенной продолжительностью и кратковременными стрессовыми воздействиями разной силы. Продуктивной, на наш взгляд, является пятиуровневая классификация стрессовых воздействий:
1. Стрессовые стимулы(стресс–факторы) – отдельные объекты или действия, нарушающие гомеостаз организма и вызывающие стресс–реакции.
2. Стрессовые ситуации– неординарные ситуации, отягощенные повышенными требованиями к адаптационным потенциалам (ресурсам) человека. Объективные и субъективные параметры стрессовой ситуации отличаются от обычных (оптимальных) и требуют от субъекта ситуации мобилизации дополнительных усилий или ресурсов. Потенциальная стрессогенность ситуации связана, с одной стороны, с ее объективной и субъективной значимостью, с другой – с неопределенностью (вероятностью) положительного или желаемого результата. В большинстве случаев стрессовая ситуация представляет собой разновидность социально–психологической ситуации в отличие от природных катаклизмов или экологических катастроф.
3. Стрессовые события– особые значимые жизненные эпизоды, имеющие причину и следствие в виде сильных переживаний и изменений смыслообразующих атрибутов жизненного пространства личности. Стрессовое событие – это фрагмент ситуации, соотнесенный с некоторым временным отрезком и смыслообразующими, ценностными или экзистенциальными переживаниями.
4. Стрессовое окружение– обобщающее понятие, характеризующее типы стрессовых ситуаций в социально–психологическом пространстве личности.
5. Стрессовая среда– совокупность стрессогенных физических и социальных переменных внешнего мира.
Типы ситуаций.Лазарус выделил три типа стрессовых ситуаций. Первый тип – ситуация утраты, представляет собой травмирующую потерю, утрату кого–либо или чего–либо, что имеет большое личное значение (смерть, длительная разлука, потеря работы). Второй тип – ситуации угрозы, требующие от человека больших копинг–усилий, активизации адаптационных возможностей. Третий тип – ситуации вызова, требующие для адаптации сложных и потенциально рискованных стратегий преодоления.
Ф. Е. Василюк предложил классифицировать стрессовые ситуации по характеру фрустрирующих мотивов и по характеру «барьеров». К внутренним барьерам относятся личностные препятствия достижения цели, к внешним – барьеры, которые не дают возможность субъекту выйти из ситуации или изменить ее. В качестве содержательных параметров стрессовой ситуации рассматривается тип фрустраторов. Главным признаком критической жизненной ситуации как разновидности стрессовой ситуации является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преодолеть препятствующие этому достижению преграды [4].
Согласно ресурсной концепции стресса, выделяются следующие типы стрессогенных ситуаций:
1) ситуации, представляющие угрозу потери ресурсов (ситуации угрозы);
2) ситуации с фактической потерей ресурсов (ситуации потери).
Ситуации с отсутствием адекватного возмещения истраченных ресурсов, когда вложение личных ресурсов для достижения желаемого значительно превышает получаемый результат. Например, временные затраты или физические усилия для достижения какой–нибудь значимой цели значительно больше, чем приобретение желаемых целей или ценностей: например материального достатка, статуса или уважения [22].
В соответствии с изложенными теоретическими принципами и представлениями о ситуации представляются перспективными разработки методов оценки стрессогенности (стрессовой нагрузки, давления) трудных ситуаций в профессиональной деятельности.