Профилактика стресса и отрицательных эмоций.

Профилактика конфликтов — совокупность направлений, методов управления организацией, которая уменьшает вероятность возникновения конфликтов.

Профилактические работы необходимо проводить как до, так и после возникновения конфликта.

Сущность профилактики заключается в устранении объективных и субъективных причин возникновения конфликтов. На обще социальном уровне профилактика конфликтов предполагает проведение социальной, экономической, культурной политики, изменение ценностей личности, укрепление правовой базы общества, борьба с социальной поляризацией и т. д.

.

Профилактика конфликтов в двух ситуациях:

• Профилактика стрессоустойчивости (т.е. до конфликта, в жизни)

• Профилактика конфликта (предконфликтной стадии в организации)

Стрессоустойчивый человек в любых условиях может выполнять поставленную задачу. Его не отвлекают: шум, посторонние вопросы, вечное, необоснованное недовольство начальства, зависть коллег, семейные проблемы

Такой индивид всегда выделяется из массы — спокойный, уверенный в себе, самодостаточный. Это человек — лидер

В любой даже самой экстремальной ситуации (пожар, потоп, наводнение и т.п.), он находит выход

Грубость, агрессию, насмешки, сплетни, интриги он пропускает мимо себя, просто не замечая

Оценка происходящего

• Для этого необходимо задать несколько вопросов: «это так важно для меня?», «как изменить это мою жизнь?», «могу я что-то изменить?»

В ситуации когда задержали рейс самолета, вы ничего не сможете изменить. Стоит ли нервничать из-за этого? Разрушая свои нервные клетки

• А если вам не нравится обслуживание в магазине, качество товаров. Вы из-за этого постоянно нервничаете. Реально избавится от проблемы меняя магазин, на более подходящий

Таким образом при анализе ситуаций выясняется, что их можно поделить на два вида:

1. Которые можно изменить

2. Не подлежащие изменению

Для устранения стресса:

• В первом случае понимаем и принимаем ситуацию

• Во втором действуем и меняем ситуацию

Способность человека к саморегуляции повышает его стрессоустойчивость. Развить данную способность помогут следующие психотехники:

1. Изменение содержания сознания. Данная техника предполагает отвлечение от неприятных ситуаций, мыслей, переключение внимания на окружающий мир, другую деятельность.

2. Управление физическим «Я». Например, сделать глубокий вдох, задержать дыхание (5-6 секунд), напрячь все мышцы тела, затем медленный выдох и расслабление мышц. Повторять 9-10 раз.

3. Репродукция ресурсных состояний или позитивных образов предполагает концентрацию на приятных воспоминаниях или сюжетах и всех сопутствующих им ощущениях (физических, зрительных, обонятельных, слуховых).

4. Работа с негативными установками и убеждениями.Предполагает переформулирование негативных, мешающих жить и вызывающих отрицательные эмоции установок и убеждений в позитивные. Например, негативное убеждение: «я не могу справиться со своим раздражением»; позитивное убеждение: «мое раздражение – это проявление моей эмоциональной энергии, и я могу научиться управлять этой силой».

5. Позитивное внушение и самовнушение. Данные техники заключаются в формулировании и постоянном повторении про себя позитивных высказываний. Например, «я становлюсь спокойней и меньше переживаю из-за жизненных неурядиц» или «я верю в свои способности и ресурсы преодолевать трудности и стрессы».

Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Принципы СП:

1. Принцип равноправия сторон – предоставление сторонам СП равных прав для вступления в коллективные переговоры, обсуждение вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Любая сторона СП может начать процедуру коллективных переговоров, предложить перечень вопросов для обсуждения, требовать предоставление информации, необходимой для переговоров.

2. Уважение и учет интересов сторон. Вступая в переговоры, стороны должны признавать и учитывать наличие определенных интересов, удовлетворение которых и есть побудительная причина для развития системы СП.

3. Заинтересованность сторон СП в участии в договорных отношениях. Основой для заинтересованности сторон является экономический рост, социальная стабильность и повышение уровня жизни.

4. Содействие государства в укреплении и развитии СП. Осуществляется при формировании законодательной базы СП и посредничества в случае серьезных разногласий между работниками и работодателями.

5. Принцип законности – соблюдение сторонами нормативных актов в процессе ведения переговоров, формированию сторон и нормативных правовых актов, принимаемых сторонами.

6. Полномочность сторон. Основывается на законодательстве, уставах и иных внутренних документах организации.

7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда.

8. Добровольность обязательств, принимаемых сторонами.

9. Реальность обязательств.

10. Обязательность выполнения принимаемых решений.

11. Контроль за исполнением взаимных обязательств.

Прогнозирование конфликта

- важнейший вид деятельности субъекта управления, который направлен на выявление причин конфликта в потенциальном развитии.

Основными источниками прогнозирования конфликтов считаются результаты изучения объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

В коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть:

уровень социальной напряженности;

социально-психологический климат;

лидерство и микрогруппы;

другие социально-психологические явления.

Особое место в прогнозировании принадлежит постоянному анализу общих и частичных причин возникновения конфликтов. Предотвращение возникновения конфликта предусматривает деятельность субъекта управления, направленную на недопущение возникновения конфликта.

Предупреждение конфликта — это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или

иной элемент общественной системы. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта (одной или

обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком

случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.

Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя и предупредить ее

появление. Прогноз — это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения.

• Стимулирование конфликта трактуют как вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию конфликта. Стимулирование целесообразно в отношении конструктивных конфликтов.

• Существуют различные средства стимулирования конфликтов:

• вынесение проблемного вопроса для публичного обсуждения (на собрании, совещании, семинаре);

• критика конфликтной ситуации;

• выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т.д.

• Однако в случае стимулирования конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это считается необходимым условием в управлении конфликтами, нарушение которого, как правило, приводит к печальным последствиям.

Наши рекомендации