Психология индивидуальных различий, психометрика и дифференциальная психология как основы общей психодиагностики

Психология дифференциальная – направление психологических исследований, которое «занимается изучением поведения и свойств личности, имеющих значительный разброс» (П. Хофсттатер, 1971). Понятие психологии дифференциальной введено В. Штерном в 1900 году.

Психометрия (психометрика) (греч. душа и мера) – область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений.

Психометрия дифференциальная (психометрика дифференциальная) – область психометрии, определяющая и обосновывающая требования к измерению индивидуально-психологических различий в психологической диагностике.

  Объектная область Предметная область
Психология Психический мир человека, во всем его многообразии. Закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека.
Психология дифференциальная Поведение и свойства личности, имеющие значительный разброс.
Психологическая диагностика
Психометрия (психометрика) Теория и практика измерения психических явлений
Психометрия дифференциальная Требования к измерению индивидуально-психологических различий в психологической диагностике

Основные научные школы

История психологических тестов

История проективного метода

История контент-анализа как психодиагностической процедуры

Проблемы общей и дифференциальной психодиагностики

Научная психодиагностика и психодиагностическая практика

Проблема предмета психодиагностики

Проблема содержания психодиагностических процедур и их классификации

Проблема постановки психологического диагноза

Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических инструментов

Индивидуально-психологические различия

Понятие нормы и стандарта (эталона)

Измерительные шкалы

Измерение – приписывание чисел объектам или их свойствам в соответствии с определенными правилами.

Уровни измерения:

1. номинальное – обозначение числом определенной совокупности объектов, имеющих общий признак;

2. ординальное – упорядочивание объектов в соответствии с убыванием или возрастанием общего для всех признака, позволяет определить объект, занимающий среднее положение в ряду – медиана, можно подсчитать % объектов с меньшим или большим значением признака - процентиль;

3. интервальное – различие между объектами по степени выраженности оцениваются по определенным эталонам – интервалам, допустимо вычисление среднего значения выраженности, стандартного отклонения и вычисления корреляционных связей и вычислений по предыдущим шкалам;

4. измерение отношений – допускает сравнение двух величин (признаков) и вычисление коэффициента вариации дополнительно к предыдущим шкалам.

5. абсолютное измерение – предполагает наличие абсолютного нуля и фиксированной единицы измерения.

Виды измерения:

1. нормативное – сравнение значений показателей испытуемого со значениями распределений аналогичных показателей в эталонной группе лиц (с нормой). Пример: А) на ординальном уровне, сравнивая испытуемого с другими, мы говорим: «Испытуемый имеет 40 процентиль». Процентильная шкала характеризуется отсутствием зависимости значений результатов измерения от характера и вида распределений (распределение Гауса, бимодальное, Пуассона, дискретное и др.). Б) на интервальном уровне – соблюдается равенство единиц измерения показателей теста (например, IQ) на всем интервале измерения; каждая единица измерения заключает в себе одинаковую величину свойства. При нормативном измерении на интервальном уровне используются стандартные шкалы (T-шкала, Z-шкала, шкала IQ, шкала stten – 10 баллов, шкала stnine – 9 баллов);

2. критериальное – прямая оценка качества выполнения тестового задания, без сравнения с показателями других лиц. Пример: при оценке знаний, умений, навыков в тестах достижений – критериально-ориентированные тесты. Оценка состоит в сравнении с установленным экспертом или стандартным результатом. Измерение предполагает измерение не относительного, а относительного статуса испытуемого.

3. ипсативное – ориентировано на оценку интраиндивидуальных (внутрииндивидуальных) соотношений и не связано с оценкой межиндивидуальных различий, в силу этого значения показателей сравниваются не с групповой, а с индивидуальной нормой. Подходы: а) чисто ипсативное анализируются распределение показателей у отдельного испытуемого – измерение и сравнение параметров «до и после», б) нормативно ипсативное: на первом этапе производится нормативная оценка показателей испытуемого и рисуется индивидуальный профиль; на втором этапе находим средний индивидуальный уровень этих показателей – отклонение от измеренной нормы и будет ипсативной оценкой, (ранее летал по первому классу, теперь – по третьему).

Типы шкал

Шкалы:

Шкала наименований А=В, А≠В Приписывание одинаковой системы координат
Шкала порядков (рангов) =,≠ >,< Ранжирование объектов по выраженности качества.
Шкала интервалов =,≠ >,< +,- Есть среднее значение и наше значение, измеряется интервал между ними.
Шкала отношений =,≠ >,< +,- А/В  

Порядковая (ранговая) шкала –позволяет обнаружить различие степени или свойства предмета. Приписывание предмету числа, которое отражает наличие или отсутствие какого-либо свойства, что позволяет проранжировать предметы по степени выраженности степени или свойства.

Униполярное ранжирование – по одному признаку.

Биполярное – по двум признакам.

Наши рекомендации