Институт психологии имени л.с. выготского
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ ИМЕНИ Л.С. ВЫГОТСКОГО
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра педагогической психологии
Докукина Александра Игоревна
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Специальность «Педагогика и психология девиантного поведения»
Курсовая работа студента 2-го курса очной формы обучения
Научный руководитель кандидат психологических наук М.М.Мишина
Москва 2017
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Психолого-педагогический аспект развития мелкой моторики руки старших дошкольников. 4
Психологические особенности развития мелкой моторики. 5
Способы и методики развития мелкой моторики у дошкольников 6
Деятельность педагога-психолога по развитию мелкой моторики старших дошкольников. 12
Диагностика развития мелкой моторики. 12
Психолого-педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки дошкольников. 18
Заключение. 23
Литература. 24
Приложения. 25
Введение
Существуют разнообразные методики, помогающие сформировать мелкую моторику у ребенка дошкольного возраста. По моему мнению, наиболее значительной деятельностью, позволяющей совершенствовать мелкую моторику является рисование и лепка. Во время лепки дошкольник знакомится с объемной формой объекта, у него сформировываются умения работы 2-мя руками, активно формируются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Во время рисования ребёнок держит в руке объект, похожий на ручку, которой ему предстоит писать в школе. Помимо данных 2-ух типов деятельности имеются также: обведение вкладышей из серии "рамки и вкладыши Монтессори", изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов, разнообразное нанизывание, плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги, изготовление поделок и аппликаций из бумаги, переборка круп. Все эти виды деятельности прекрасно влияют на развитие мелкой моторики, а следовательно и мышления ребёнка.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время развитию мелкой моторики у ребёнка уделяется не так много времени, как раньше. Учителя отмечают, что у детей, поступивших в первый класс, имеются проблемы с овладеванием навыком письма.
Исходя из актуальности этой проблемы, была определена тема исследования: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».Цель исследования: изучить различные методики, помогающие процессу развития мелкой моторики
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование различных методик в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки старших дошкольников будет более успешной, если в работу включить самомассаж, пальчиковую гимнастику, переработку крупы, лепку из пластилина и рисование.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Охарактеризовать процесс развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
3. Выявить методы и приемы по использованию методик в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста.
4. Разработать конспект по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе подготовки к школе.
Методы исследования:
· теоретический (анализ литературы, обобщение);
· эмпирические (разработка конспекта занятия).
Глава 1. Психолого-педагогический аспект развития мелкой моторики руки старших дошкольников
Выводы к главе 1
Отталкиваясь от всего написанного ранее, можно придти к заключению, что формирование восприятия, мышления, памяти, внимания, речи и воображения оказывают большое влияние на психологическую готовность к школьному обучению. Формирование мелкой моторики очень связано с развитием речи. Психологи-педагоги и логопеды подходят к развитию мелкой моторики руки дошкольников, внимательно, они применяют способы, способствующие её развитию, а также применяют виды деятельности, помогающие развивать не только одного ученика, но и всю группу.
Основными методами, помогающими развить мелкую моторику, являются: рисование, различное нанизывание, лепка, оригами, поделки из природных материалов, пальчиковая гимнастика, игры с крупами и сказкотерапия.
Методика «Домик»
«Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш
Процедура обследования
Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:
какой рукой рисует ребенок (правой или левой);
как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;
быстро или медленно проводит линии;
отвлекается ли во время работы;
высказывания и вопросы во время рисования;
сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.
Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.
Обработка и анализ результатов
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.
1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.
2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).
3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.
Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.
4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).
5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии.
6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.
7. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.
Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «О» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.
При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.
Методику «Домик» можно рассматривать как аналог II и III заданий теста Керна-Йирасека, а именно: срисовывание письменных букв (II задание) и срисовывание группы точек (III задание). Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика «Домик» выявляет те же психологические особенности в развитии ребенка, что и II и III задания теста Керна-Йирасека.
Методику «Домик» можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.
Результат выполнения методики в баллах обсчитывается не столько для сравнения одного ребенка с другим, сколько для прослеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребенка в разном возрасте.»
Упражнений, обращенных на формирование мелкой моторики довольно много. При желании, можно придумывать их лично и проводить с ребёнком новое занятие каждый день. Кроме того для выполнения процедур на развитие мелкой моторики важно:
· систематичность выполнения игр и упражнений. Автоматизация умений усваивается в повторении действий.
· последовательность (с элементарного к трудному). Вначале на правой руке, далее на левой; при успешном исполнении в правой и левой руке единовременно.
· все игры и упражнения обязаны проводиться по желанию малыша, в позитивном эмоциональном фоне.
· если малыш беспрерывно требует продолжения игры, следует постараться перевести его внимание в осуществление иного задания.
Заключение к главе 2.
Подводя итоги, следует выделить, что программа занятий организуются таким образом, чтобы гарантировать наиболее эффективную деятельность для формирования мелкой моторики, творческие способности, речь, память, фантазия, мышление и восприятие. Таким образом, можно сделать заключение о том, что предложенный план занятий психолого-преподавательской деятельности в старшем дошкольном возрасте с целью формирования мелкой моторики содействует и формированию познавательных процессов детей.
Заключение
Формирование мелкой моторики тесно связан с познавательными процессами, особенно с речью, и необходимо, для обучения ребёнка письму. Это говорит о том, что важно развить у ребёнка мелкую моторику, что приводит к необходимости поиска методов и деятельности, которая смогла бы поспособствовать развитию мелкой моторики.
В результате проведённого анализа различной психолого-педагогической литературы по методам и видам деятельности, способствующим развитию мелкой моторики дошкольников стало известно, что проблема формирования мелкой моторики детей была объектом интереса многих известных ученых и психологов, например: Л.С Выготского, Л.А Венгер, В.А Сухомлинского, М.М Безруких и др.
Проанализировав психолого-педагогические факторы развития мелкой моторики дошкольников, я пришла к выводу, что ее развитие тесно связано с развитием познавательной сферы ребенка, а также является показателем готовности ребёнка к обучению в школе.
Я обобщила психолого-педагогический опыт многих учёных и педагогов и пришла к выводу, что существует множеств разных форм, видов деятельности и методик, способствующих развитию мелкой моторики руки, одновременно с этим развивая познавательные сферы ребёнка. Этими видами деятельности являются: пальчиковая терапия, массаж и самомассаж, сказкотерапия, лепка, оригами, поделки из природных материалов, различные нанизывания, игры с крупами, игры с шнурками, рисование и закрашивание.
На основе методической и психолого-педагогической литературы, мною была разработана программа психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики, состоящая из двадцати заданий. Данная программа имеет цель развитие мелкой моторики руки, познавательных сфер и творческих способностей старших дошкольников. Занятия структурированы таким образом, чтобы обеспечить оптимальное использование следующих методов: самомассаж, пальчиковые тренинги, игры с крупой, лепка, оригами и рисование. Организация занятий осуществляется таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность развития мелкой моторики руки.
Литература
1. Немов Р. С. Психология: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Владос, 2000. - 608 с.
2. Соколова Е. А. Картотека пальчиковых игр и упражнений , 2012г. [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/03/01/kartoteka-palchikovykh-igr-i-uprazhneniy
3. Диагностика развития мелкой моторики руки. Методика «езда по дорожке» [Электронный ресурс]:http://psylist.net/praktikum/diamotru.htm
4. Н. И. Гуткина. Методика «Домик» («Езда по дорожке»)
5. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-фактория, 2006. - 224 с.
6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2000. - 456 с.
7. Сенсомоторика. Внимание //Диагностический инструментарий детского психолога/Под ред. И.В.Дубровиной.- Вып.1. - Н.Новгород, 1996. — с.23-26.
8. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н.Данилова, А.Л.Крылова . – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
9. Интернет-ресурс – origami-club: http://en.origami-club.com/easy/
Приложения
Схемы оригами для занятий
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ ИМЕНИ Л.С. ВЫГОТСКОГО
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ