В нашей группе 100 ребятишек»
Цель: развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом; развитие координации движений.
Описание задания. Игра проводится полностью, как в задании 3.17.
Точки»
Цель: развитие ориентирования в пространстве.
Дидактический материал: лист с заданием, на котором нарисован зайчик (в нижнем левом углу листа) и Домик (в верхнем правом углу листа), между зайчиком и домиком нарисовано большое число точек (приложение 9).
Описание задания. Психолог говорит ребенку: «Зайчик заблудился и не может найти дорогу к своему дому. Ты хочешьпомочь ему? Тогда, соединяя точки, нарисуй дорожку от зайчика к его дому»,
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение 3, упражнения 4—6.
Пантомима»
Цель: развитие воображения и творческих способностей; снятие эмоционального напряжения.
Описание задания. Ребенок жестами, мимикой, звуками изображает какое-либо животное. Психолог должен отгадать задуманное ребенком животное. Игра проводится 2—3 раза.
Занятие 6
Пуговицы»
Цель: развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.
Дидактический материал: большой набор разных пуговиц, среди которых только три одинаковые.
Описание задания. Передребенком хаотично раскладывают все пуговицы и предлагают найти три одинаковые.
Найди свой цвет»
Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.
Дидактический материал: несколько флажков и пуговиц разного цвета.
Описание задания. Повсей комнате расставляют стулья, на которые устанавливают флажки разного цвета. Ребенку в руки дают пуговицу одного цвета. По команде
психолога «Иди гулять!» ребенок ходит по комнате. По команде «Найди свой цвет!» ребенок должен подойти к флажку, соответствующему цвету пуговицы. Игра проводится 4—5 раз.
Загадки»
Цель: развитие способности по ряду признаков определять предмет.
Дидактический материал: любые загадки, соответствующие данной возрастной группе детей.
Описание задания. Психолог загадывает загадки, ребенок должен отгадать загадку.
Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят... (черепахи).
И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете — На поляне, на опушке. Мы — зеленые ... (лягушки).
За рекой они росли, Их на праздник принесли, На веточках — иголки. Что же это — ... (елки).
Очень ласковый и чистый,
Лапой моется пушистой,
Если пустит когти в ход,
Страшный зверь — домашний ... (кот).
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение3, упражнения 7, 8.
Угадай»
Цель: повышение эмоциональноготонуса, возможности активного самовыражения;развитие воображения.
Описание задания. Психолог с помощью мимики и движений изображает какой-либо предмет. Ребенок должен отгадать название предмета. Затем психолог и ребенок меняются местами.
Занятие 7
Пуговицы»
Цель: развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.
Дидактический материал: большой набор разных пуговиц, среди которых должны быть пуговицы, одинаковые по цвету, форме, величине.
Описание задания. Ребенку предлагается выбрать из всего набора пуговиц сначала одинаковые по цвету, затем — одинаковые по размеру, форме.
Регистр»
Цель: развитие координации слухового и моторного анализаторов.
Дидактический материал: детское пианино или металлофон.
Описание задания. Ребенку показывают пианино (металлофон) и объясняют, что если нажимать клавиши с правой стороны пианино, то звук будет тонким, высоким. Если нажимать клавиши с левой стороны, то звук будет низким, грубым. Ребенок пробует играть в разных регистрах. Далее психолог предлагает ребенку игру. Когда он нажимает клавиши верхнего регистра, ребенок должен лечь на коврик, когда нажимает клавиши нижнего регистра, ребенок — ходит, бегает, выполняет любые движения. Игра проводится 5—6 раз. Далее психолог и ребенок меняются местами: ребенок нажимает на клавиши, а психолог выполняет движения.
Загадки»
Цель: развитие способности по ряду признаков определять предмет.
Дидактический материал: любые загадки, соответствующие данной возрастной группе детей.
Описание задания. Психолог загадывает загадку, ребенок должен ее отгадать.
Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.
Описание. Приложение 3, все упражнения.
Послушай, что за окном»
Цель: обучение способности концентрировать внимание ia слуховых сигналах.
Описание задания. Попросить ребенка сконцентрировать свой слух на звуках, которые удается услышать за окном (или дверью). Ребенок должен перечислить услышанные звуки.
Рекомендации педагогам и родителям
* учить детей различать предметы на ощупь.
* Формировать умение выделять признаки в предмете.
* Учить соотносить предметы по величине.
* Учить способам распознающего наблюдения.
* Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
* Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
* Формировать умение составлять из частей целое.
* Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
* Различать основные признаки разных времен года.
* Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.
* Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.
* Формировать сенсорные эталоны формы.
* Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
* Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.