Проблемы и причины производственного (производственный стресс возникает на производстве) стресса.

Профессию преподавателя, причисляют к специальностям высокого вида???? (что такое профессия высокого вида?) согласно показателю потребности постоянной рефлексии в содержании самого предмета своей работы согласно А.С. Шарфановой [34; 27]. Подобным образом, никак не вызывает сомнение то, что преподаватель обязан владеть конкретной суммой тот или иных значительных, можно сказать высоких индивидуальных (личностных) качеств, в отсутствии которых преподавательской деятельность не имеет успеха. (совершенно несогласованное предложение) На данный момент педагогическая литература пытается обозначить эти качества. Однако подобные стремления, как правило, завершаются перечислением плюсов современного культурного человека подобных как: (так по русски говорят?) гуманность, порядочность, усердность, трудолюбие, справедливость и другие настолько же великолепные (это беллетристика) особенности достойного человека, однако никак не являются производными конкретной профессии.

О типичности стресса для педагогической деятельности и её насыщенностями (несогласованное предложение) такими стресс-агентами, как социальная оценка, физическая угроза, повседневная рутинная работа, неопределенность, об этом говорят ученые исследователи данной проблемы. Проявления стресса в труде педагога обширны и разнообразны. Таким образом, психолог I. Dunham акцентирует в главную очередность (несогласованное предложение) такие стресс-реакции, как фрустрированность, выгорание, тревожность и изможденность. Аналогичные стресс-реакции E. Paykel, I. Dunham и прочие иностранные авторы объединяют с последующими отличительными чертами преподовательской деятельности:

- восприятие и осмысление одновременных коммуникаций разнообразного рода;

- изменение микросоциальной ситуации;

- взаимодействие с различными социальными группами;

- ролевая неопределенность (обилие социально-ролевых ожиданий);

- поведение и отношение детей. Где ссылка?

Что бы выявить стресс-факторы в педагогической деятельности следует рассмотреть и проанализировать модели деятельности педагога.

А.И. Щербаков устанавливает следующие главные функции (так модели или функции?) в труде преподавателя: мобилизационная, информационная, развивающая, ориентационная, коммуникативная; организаторская; экспериментальная и конструктивная [по 3; 18].

А.К. Маркова и Л.М. Митина исследуют преподавательскую деятельность с главных сторон (главная сторона она всегда одна), а непосредственно: сама педагогическая деятельность, как профессиональная активность преподавателя; педагогическое общение; обученность и обучаемость; воспитанность и воспитуемость; и самое главное это личность самого педагога. [по 3; 20].

Модели педагогической деятельности В.А. Сластенина, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой можно причислить к системным. Более успешным использованием системного подхода в концепции профессиональной педагогической деятельности показано в трудах Н. В. Кузьминой [по 28; 23].

Согласно её концепции любая педагогическая система состоит из функциональных и структурных компонентов. К структурным принадлежат: объект и субъект педагогического влияния, предмет их коллективной работы, цели преподавания и ресурсы педагогической коммуникации. К функциональным составляющим относят: гностический (информационный), проектировочный, коммуникативный, организаторский, конструктивный.

Развивая убеждения Н.В. Кузьминой сравнительно структуры деятельности и рассматривая обучение непосредственно как процесс управления, В.А. Якунин делает акцент на следующие функциональные элементы педагогической деятельности:

1) целеопределение - процедура проектирования персоны обучаемого, либо развитие модификации предстоящего профессионала;

2) информативный - сущность преподавания и обучения;

3) моделирование - предвидение близких и отдаленных эмоциональных итогов преподавания в конкретных обстоятельствах его реализации;

4) утверждение заключений - подбор наилучших методов персонального и группового воздействия в человек;

5) предприятие выполнения - осуществление учебно-методичных проектов, проектов и преподавательских заключений;

6) взаимодействие и коммуникации - методы взаимодействия соучастников тренировочного движения;

7) Надзор - подразумевает оценку практического итога;

8) Корректировка - предотвращение ненужных отклонений и перемен в нервной системе и действии соучастников тренировочного движения.

Учитывая все без исключения плюсы этой модели (структурный состав, кольцевой вид и управляемость), а так же сходство описания непосредственно самой работы педагогов высшей школы и общеобразовательной, в последующем описании стресс-факторов я стану основываться на модели В.А. Якунина. Помимо перечисленных выше ???? компонентов деятельности преподавателя высшей школы и общеобразовательной мы прибавим еще один компонент – исследовательский. Так как педагогам высших и общеобразовательных школ обязаны регулярно заниматься научно-исследовательской работой, а непосредственно создавать один либо ряд академических течений, публиковать заметки и учебно-методичную литературу, представлять проекты на конференциях, активно подготавливать учащихся к исследовательской деятельности. (несогласованное предложение)

Вообще непонятно о чем выше идет речь и зачем это тут.

Факторами профессионального стресса имеют все шансы быть равно??? как физические, так и психологические причины, при этом они имеют право существовать в действительности, или лишь предполагаться. Физическими стрессорами могут выступать неблагоприятные внешние влияния трудовой деятельности: высокая физическая нагрузка, плохая разработка эргономических составляющих и многое другое.

К психологическим стрессорам принадлежат: нехватка либо избыток информации, повышенная ответственность, неясность ситуации, недостаток времени, повышенная мотивация, нередкое либо стремительное изменение стратегий действия в процессе сформировавшийся ситуации, недовольство карьерным ростом, высокая конфликтность в коллективе и т.д.

В профессиональном стрессе выделяют определенного рода стресс-синдромы, под которыми подразумевают комплекс относительно устойчивых, стабильных проявлений стрессового реагирования в профессионально сложных моментах, ситуациях. Стресс-синдромы — это отрицательные последствия, возникающие в результате взаимодействия субъекта профессиональной деятельностью, выполняемой в определенных организационных условиях при воздействии разнообразных стресс-факторов. где ссылка?

В практике и теории стресс менеджмента выявляют особенности развития профессионально обусловленных синдромов стресса. Начиная с факторов стресса, которые определяются отличительными чертами (содержательными особенностями) и условиями профессиональной деятельности определенного индивида. Заканчивая симптоматикой переживания стресса в виде острах и затяжных, в некоторых случаях хронических стрессовых состояний, вплоть до фиксации неблагоприятных последствий стресса в форме стабильных, устойчивых индивидуальных и поведенческих деформаций.

В соответствии с этой логикой определяется ряд уровней синдромов стресса профессиональной деятельности:

1. Первый уровень. Он представление собой описание индивидуальных субъективных репрезентаций отдельных стресс-факторов либо стрессовые ситуации, воспринимаемых субъектом, как обременяющие либо затрудняющие успешное осуществление профессиональной деятельности, отрицательно сказывающиеся на качестве жизни и душевном благополучии;

2. Второй уровень. Признаки переживания стресса выступают здесь в виде острых кратковременных, хронических, преобладающих стрессовых либо постстрессовых состояний. Примером подобных состояний считаются сниженная работоспособность (монотонность, психическое перенасыщение, напряжение, переутомление). Как замечает Водопьянова, "стрессовые симптомы могут быть обнаружены во всех сферах психики. В эмоциональной сфере важнейшие феномены — чувство тревоги, переживание значимости текущей ситуации. В когнитивной — восприятие угрозы, опасности, оценка ситуации как неопределенной. В мотивационной — мобилизация сил или, напротив, капитуляция; может произойти подъем, но может появиться и торможение, сопровождаемое чувством усталости, ощущениями вялости и потерей интереса. В поведенческой сфере — изменение активности, привычных темпов деятельности, появление скованности в движениях или в общении"

3. Третий уровень. На данном уровне признаки устойчивых индивидуальных и поведенческих деструкции и деформаций. Профессиональные деструкции — это постепенно накопившиеся негативные последствия рабочих стрессов в виде устойчивых изменений структуры и содержания профессиональной деятельности, а также структуры личности субъекта. Профессиональные деструкции отрицательно сказываются на производительности, удовлетворенности работой и на формировании личности субъекта труда. Где ссылка?

А. К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкции:

- отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами;

- несформированность профессиональной деятельности (работник как бы застревает в своем развитии);

- дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и, как следствие, — нереалистические цели, ложный смысл труда, профессиональные конфликты;

- низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда;

- рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

- ухудшение ранее имевшихся профессиональных данных, ослабление профессионально важных качеств;

- искажение профессионального развития, появление негативных качеств, отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

- появление стойких деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции, особенно в профессиях, приносящих власть и известность);

- прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности. Где ссылка?

Профессиональные деструкции и деформации появляются из-за профессиональной дезадаптации. Они нарушают целостность личности субъекта труда, уменьшают удовлетворенность самореализацией, уменьшают уровень адаптации, стабильности, продуктивности деятельности. Профессиональные деструкции – нарушения ранее освоенных методов и способов деятельности; так же перемены, связанные с дезадаптацией к организационным и профессиональным стрессам, стрессам профессионального развития; и перемены, связанные с возрастными особенностями, физическим и нервно-психическим истощением. Преодоление деструкции потребует глубокой личностно направленной реконструкции, больших стараний как со стороны самой личности, так и со стороны психолога-консультанта, так как это сопутствуется огромным противодействием и психической напряженностью.

Считаю, что про деструкции писать не надо, так как Вы их не изучаете.

В процессе профессиональной деятельности многие свойства и качеств личности остаются невостребованными, вызывая внутриличностное напряжение. Это способствует формированию профессиональных акцентуаций — излишне проявленных свойств, негативно сказывающихся на деятельности и поведении профессионала. Ученые указывают на то, что многолетнее осуществление профессиональной деятельности в случае оптимальной адаптивности личности обязано сопровождаться индивидуальным и профессиональным ростом, удовлетворенностью работой и повышением продуктивности.

Однако в данном случае неминуемы периоды стабилизации. На начальных стадиях они недолговременны, но в дальнейшем возрастают. В крайних случаях это способно привести к наступлению профессиональной стагнации личности. Стагнация способна переживаться субъектом равно как психологический стресс. В случае недостающих адаптационных способностей чувство стресса выражается в устойчивых стресс-синдромах. Человек особенно чувствителен к возникновению профессиональных стресс-синдромах в моменты кризисов своего профессионального становления. Непродуктивный выход из низ искажает дальнейшее профессиональное развитие субъекта в виде устойчивых стресс-синдромов (хронических состояний сниженной трудоспособности, деструкции и деформаций).

Э. Ф. Зеер выделяет четыре группы основных детерминант профессиональных деструкции, которые по своей природе представляют различные виды психологических стресс-факторов, опосредующих возникновение стресс-синдромов:

1) объективные детерминанты, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда) - внешние стресс-факторы;

2) субъективные детерминанты, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений, - внутренние стресс-факторы;

3) объективно-субъективные детерминанты, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей организационные стрессы;

4) профессиональные деформации (профессионально-нежелательные качества), нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказывающиеся на продуктивности деятельности. Где ссылка?

Наши рекомендации