Глава 1.:Понятие и психологическая характеристика аддиктивного поведения

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.:Понятие и психологическая характеристика аддиктивного поведения………………………………………………………………………….5

1.1.Понятие аддикции в психологии…………………………………………….5

1.2.Понятие и причины дезадаптации личности ……………………………13

Глава 2.:Аддиктивное поведение как одна из форм дезадаптации личности………………………………………………………………………….19

2.1.Аддиктивное поведение как показатель нарушенной социализации личности………………………………………………………………………….19

2.2.Черты личности как фактор аддиктивного поведения……………………25

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………34

Введение

Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе.

Сложная экономическая ситуация в стране, иные мировоззрения и т.д. приводят к трудностям и конфликтам.

Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной литературе, но его конкретный аспект - подростковая девиация - изучен в меньшей степени. В подростковом возрасте, девиантное поведение - довольно сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.

Социализация, как известно, может проходить как в условиях образования и воспитания, так и в услови­ях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер раз­нонаправленных факторов.

В условиях образования личность, как правило, включается в социальный мир ценностно-норма­тивной системы требований и правил, овладение ко­торой приводит к социально приемлемым способам поведения, отражает основу формирования нравст­венного сознания, выражающегося в наличии у человека нравственных убеждений и принципов, понятия социальной ответственности, долга, что ведет к соот­ветствующей регуляции своего поведения.

Однако же мало кто рассматривает уход от реальности как форму дезадаптаци. А еще меньше исследований по данной теме.

Объект исследования: аддитивное поведение.

Предмет исследования: аддитивное поведение как форма дезадаптации.

. Задачи исследования:

1.Рассмотреть понятие аддикции в психологии

2.Изучить понятие и причины дезадаптации личности .

3. Исследовать аддиктивное поведение как показатель нарушенной социализации личности.

4.Охарактеризовать черты личности как фактор аддиктивного поведения

Цель нашего исследования: изучение причин возникновения аддиктивного поведения как формы дезадаптации

Методологическую основу исследования составили теоретические

положения возрастной психологии Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина; взгляды зарубежных отечественных психологов в области развития внимания Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования:-теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта;

Глава 1.:Понятие и психологическая характеристика аддиктивного поведения

Глава 2.:Аддиктивное поведение как одна из форм дезадаптации личности

Заключение

Проблема зависимости (адцикции) на сегодняшний момент является одной из наиболее актуальных проблем не только в области медицины, но и с точки зрения соци­ально-психологического здоровья каждого конкретного человека и всего общества.

Термин «аддикция» имеет давнюю историю. Во времена античности он использо­вался для определения имущественных отношений граждан. В Древнем Риме должник в качестве аддикта (присужденный, addictus) становился рабом кредитора. В психоло­гии термин «аддикция» видоизменялся также в значительной степени.

Первоначально он описывал поведение людей, зависимых от химических веществ, например, от никотина, алкоголя, наркотиков. Дальнейшее исследование данного фено­мена определило более масштабный взгляд на него как на специфическое поведение, в формировании которого задействованы как социальные условия раннего развития, так и психофизиологические особенности индивида.

Зачастую, выделяют две основные формы зависимости - химическую и нехими­ческую. Предметом исследования психологической науки является нехимическая форма аддикции, при которой объектом зависимости становится определенный поведенческий паттерн, а не вещество, вызывающее изменение психического состояния. Именно на данном основании подобный вид зависимости называют поведенческой аддикцией.

Существуют типы поведения, при котором люди меняют свое психическое состо­яние посредством химических веществ и усиливают его при помощи психологической компоненты. Известно, что использование наркотика в присутствии других людей при­водит к иным ощущениям, чем в одиночестве. Так, алкоголь в одиночестве вызывает сонливость и заторможенность, в то время как в компании людей у того же человека провоцирует повышение настроения и возбуждение. Обе формы зависимости взаимо­действуют теснейшим образом и разделение их возможно лишь гипотетически.

К специфическим особенностям аддикции относится вероятность легкого перехо­да от одной формы зависимости к другой. Человек, отказавшийся от одной из зависи­мостей производит впечатление выздоровевшего. Но при более пристальном взгляде выясняется, что просто произошла замена одного вида аддикции другим. Например, бывший алкоголик становится трудоголиком.

Лица с такого рода поведением характеризуются низкой толерантностью к фрустрации, сниженной стрессоустойчивость, страхом перед возможными жизненными тредностями, непроявленной способностью ждать и терпеть, жаждой сиюминутного ис­полнения желания.

Механизм зависимости формируется на базе последовательного чередования определенных психологических состояний, при котором переживание напряжения, чув­ства острого одиночества, эмоциональной боли сменяется сильным позитивным ощуще­нием и таким образом запечатлевается опыт "совладающего" поведения при столкнове­нии с неприятностями. Примечательно, что для скорости и устойчивости формирования зависимости важна интенсивность сменяющих друг друга эмоциональных пережива­ний. Следовательно, чем сильнее и глубже переживаемые эмоции, тем легче формиру­ется аддиктивное поведение.

Зависимое поведение развивается как субъективная фиксация на том занятии, которое индивид считает для себя безопасным и успокаивающим. При столкновении с жизненными трудностями человек, не имеющий ресурсов и навыков совладающего по­ведения в стрессовых ситуациях, желает быстро и безболезненно достичь состояния счастья. Если удается реализовать подобную стратегию, то формируется связь между данным состоянием и действием, которое привело к нему. Последующие негативные пе­реживания будут подкреплять появление действий и поступков, которые способны быстро купировать негативную эмоцию и сформировать патологический паттерн .

Зависимая личность воспринимает мир как тюрьму, вырваться из которой позво­ляет не целесообразная продуктивная деятельность, а уход от реальности любым воз­можным способом. Согласно данному тезису, аддикция - в той или иной мере это укло­нение от взрослой личной ответственности, характерной для психологически зрелой личности.

В мыслительной сфере зависимая личность строит свою собственную действи­тельность, мало сопряженную с реальной жизнью. Все, что не соответствует их жела­ниям и представлениям - выпадает из поля зрения. Аддикт создает свой воображаемый мир, в котором и живет, все более и более входя в конфликт с окружающими людьми, которым его придуманный мир недоступен и непонятен.

Зависимое поведение развивается постепенно, проходя ряд этапов. В качестве триггерного, пускового механизма сначала должна случайно возникнуть смена двух по­лярных состояний: крайне тяжелое скачкообразно переходит в эйфорию. Индивид на осознанном уровне фиксирует способ перехода от одного эмоционального состояния к другому. В последующем данная последовательность возникает автоматически, при ухудшении психологического состояния. Для последнего этапа характерно встраивание аддиктивного поведения в структуру личности. При этом происходит значительная ак­тивизация защитных механизмов, обеспечивающих правомерность зависимого поведе­ния на уровне сознания.

На последнем этапе происходят нарушения социальной адаптации человека, т. к. весь арсенал душевных сил аддикта направлен на поиск стимула, запускающего меха­низм механизм зависимости с последующей эйфорией. К этому времени человек, как правило, уже не способен на нормальное общение, качественную профессиональную де­ятельность, полноценный отдых. Происходит разрушение физического и психического здоровья.

Список литературы:

1.Антилогова Л. Н., Лазаренко Д. В. Психологические особенности аддиктивного поведения студентов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57). С. 40 - 43.

2.Антилогова Л. Н., Лазаренко Д. В. Черты личности как фактор аддиктивного поведения студентов // Век­тор науки Тольяттинского государственного университета. (Серия: Педагогика, психология). 2014. № 3(18). С. 13 - 16.

3.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -
СПб.: Питер, 2015. - 288 с.

4.Благуш П. Факторный анализ с обобщениями: Пер. с чешск. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 248 с.

5.Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2013. - 368 c.

6. Барышева, А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса): Учебное пособие / А.Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. Шередер. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.

7. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.

8. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.

9. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 295 c.

10. Бороздина, Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.

11. Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.

12.Бородина Н. А. Психологическая причинность аддиктивного поведения личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 87 с.

13.Волков А.М. Деятельность: структура и регуляция.- М.: Изд-во МГУ, 1987. - 214 с.

14. Венда В.Ф. Перспективы развития психологиче-
ской теории обучения операторов. //Психологический
журнал. - 1980. - № 4. - С.48-63.

15. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: Олсиб, 2001. 251 с.

16.Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. Ростов на/Д.: Феникс, 2015. 512 с.

17.Кушнерова Ю. Ю. Формирование эго-идентичности студентов в процессе адаптации к обучению в вузе как фактор профилактики алкогольной аддикции: автореф. дис. . канд. психол. наук. Кемерово, 2012. 53 с.

18.Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддикция в куль­туре отчуждения. Фрагментарная идентичность в за­зеркалье постмодернизма: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - 434 с.

19.Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Издательство «Олсиб», 2015. - 251 с.

20.Лазаренко Д.В. К вопросу о необходимости изуче­ния психологических средств коррекции аддиктивного поведения личности // Материали за VIII международ­на научна практична конференция «Achievement of high school - 2012», Том 19, Психология и социология. -С.30-32.

21.Марсиа Д. Развитие личности. - М.: Прогресс, 1993. - 287 с.

22.7. Менделевич В. Д. Клиническая (медицинская) психология. М., 2005. 432 с.

23.Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. 448 с.

24.Хмелевская О. Е. Психологические предикторы и детерминанты формирования наркотической аддикции личности с нарушением адаптации: дис. . канд. психол. наук. Красноярск, 2015. 123 с.

25.Чеверикина Е. А. Социально-психологические особенности студентов вузов, склонных к зависимости от психоактивных веществ: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2013. 218 с.

26.Четвериков Д. В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2015. 385 с.

27.Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис: Пер.
с англ. / Общ. ред. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 2015.- 344 с.

28. Морозова И.С. Психологические факторы и механиз-
мы интенсификации познавательной деятельности лично-
сти. Дисс.. д-ра псих. наук. - Новосибирск, 2006. - 430 с.

29.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.:«Питер», 1999. - 608 с.

[1]Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -СПб.: Питер, 2015.С.110.

[2] Бородина Н. А. Психологическая причинность аддиктивного поведения личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005.С.15.

[3] Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. Ростов на/Д.: Феникс, 2015.С.168.

[4] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Издательство «Олсиб», 2015.С.168.

[5] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Издательство «Олсиб», 2015.С.185.

[6] Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016.С.116.

[7] Менделевич В. Д. Клиническая (медицинская) психология. М., 2005.С.169.

[8] Четвериков Д. В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2015.С.105.

[9]Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис: Пер.с англ. / Общ. ред. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 2015.-С.185.

[10] Антилогова Л. Н., Лазаренко Д. В. Черты личности как фактор аддиктивного поведения студентов // Век­тор науки Тольяттинского государственного университета. (Серия: Педагогика, психология). 2014. № 3(18). С. 13.

[11] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддикция в куль­туре отчуждения. Фрагментарная идентичность в за­зеркалье постмодернизма: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013.С.187.

[12] Кушнерова Ю. Ю. Формирование эго-идентичности студентов в процессе адаптации к обучению в вузе как фактор профилактики алкогольной аддикции: автореф. дис. . канд. психол. наук. Кемерово, 2012.С.11.

[13] Лазаренко Д.В. К вопросу о необходимости изуче­ния психологических средств коррекции аддиктивного поведения личности // Материали за VIII международ­на научна практична конференция «Achievement of high school - 2012», Том 19, Психология и социология. -С.30.

[14] Морозова И.С. Психологические факторы и механизмы интенсификации познавательной деятельности личности. Дисс.. д-ра псих. наук. - Новосибирск, 2006.С.163.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.:Понятие и психологическая характеристика аддиктивного поведения………………………………………………………………………….5

1.1.Понятие аддикции в психологии…………………………………………….5

1.2.Понятие и причины дезадаптации личности ……………………………13

Глава 2.:Аддиктивное поведение как одна из форм дезадаптации личности………………………………………………………………………….19

2.1.Аддиктивное поведение как показатель нарушенной социализации личности………………………………………………………………………….19

2.2.Черты личности как фактор аддиктивного поведения……………………25

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………34

Введение

Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе.

Сложная экономическая ситуация в стране, иные мировоззрения и т.д. приводят к трудностям и конфликтам.

Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной литературе, но его конкретный аспект - подростковая девиация - изучен в меньшей степени. В подростковом возрасте, девиантное поведение - довольно сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.

Социализация, как известно, может проходить как в условиях образования и воспитания, так и в услови­ях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер раз­нонаправленных факторов.

В условиях образования личность, как правило, включается в социальный мир ценностно-норма­тивной системы требований и правил, овладение ко­торой приводит к социально приемлемым способам поведения, отражает основу формирования нравст­венного сознания, выражающегося в наличии у человека нравственных убеждений и принципов, понятия социальной ответственности, долга, что ведет к соот­ветствующей регуляции своего поведения.

Однако же мало кто рассматривает уход от реальности как форму дезадаптаци. А еще меньше исследований по данной теме.

Объект исследования: аддитивное поведение.

Предмет исследования: аддитивное поведение как форма дезадаптации.

. Задачи исследования:

1.Рассмотреть понятие аддикции в психологии

2.Изучить понятие и причины дезадаптации личности .

3. Исследовать аддиктивное поведение как показатель нарушенной социализации личности.

4.Охарактеризовать черты личности как фактор аддиктивного поведения

Цель нашего исследования: изучение причин возникновения аддиктивного поведения как формы дезадаптации

Методологическую основу исследования составили теоретические

положения возрастной психологии Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина; взгляды зарубежных отечественных психологов в области развития внимания Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования:-теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта;

Глава 1.:Понятие и психологическая характеристика аддиктивного поведения

Наши рекомендации