Глава 1.:Понятие и психологическая характеристика аддиктивного поведения
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.:Понятие и психологическая характеристика аддиктивного поведения………………………………………………………………………….5
1.1.Понятие аддикции в психологии…………………………………………….5
1.2.Понятие и причины дезадаптации личности ……………………………13
Глава 2.:Аддиктивное поведение как одна из форм дезадаптации личности………………………………………………………………………….19
2.1.Аддиктивное поведение как показатель нарушенной социализации личности………………………………………………………………………….19
2.2.Черты личности как фактор аддиктивного поведения……………………25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………34
Введение
Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе.
Сложная экономическая ситуация в стране, иные мировоззрения и т.д. приводят к трудностям и конфликтам.
Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной литературе, но его конкретный аспект - подростковая девиация - изучен в меньшей степени. В подростковом возрасте, девиантное поведение - довольно сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.
Социализация, как известно, может проходить как в условиях образования и воспитания, так и в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов.
В условиях образования личность, как правило, включается в социальный мир ценностно-нормативной системы требований и правил, овладение которой приводит к социально приемлемым способам поведения, отражает основу формирования нравственного сознания, выражающегося в наличии у человека нравственных убеждений и принципов, понятия социальной ответственности, долга, что ведет к соответствующей регуляции своего поведения.
Однако же мало кто рассматривает уход от реальности как форму дезадаптаци. А еще меньше исследований по данной теме.
Объект исследования: аддитивное поведение.
Предмет исследования: аддитивное поведение как форма дезадаптации.
. Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие аддикции в психологии
2.Изучить понятие и причины дезадаптации личности .
3. Исследовать аддиктивное поведение как показатель нарушенной социализации личности.
4.Охарактеризовать черты личности как фактор аддиктивного поведения
Цель нашего исследования: изучение причин возникновения аддиктивного поведения как формы дезадаптации
Методологическую основу исследования составили теоретические
положения возрастной психологии Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина; взгляды зарубежных отечественных психологов в области развития внимания Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования:-теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта;
Глава 1.:Понятие и психологическая характеристика аддиктивного поведения
Глава 2.:Аддиктивное поведение как одна из форм дезадаптации личности
Заключение
Проблема зависимости (адцикции) на сегодняшний момент является одной из наиболее актуальных проблем не только в области медицины, но и с точки зрения социально-психологического здоровья каждого конкретного человека и всего общества.
Термин «аддикция» имеет давнюю историю. Во времена античности он использовался для определения имущественных отношений граждан. В Древнем Риме должник в качестве аддикта (присужденный, addictus) становился рабом кредитора. В психологии термин «аддикция» видоизменялся также в значительной степени.
Первоначально он описывал поведение людей, зависимых от химических веществ, например, от никотина, алкоголя, наркотиков. Дальнейшее исследование данного феномена определило более масштабный взгляд на него как на специфическое поведение, в формировании которого задействованы как социальные условия раннего развития, так и психофизиологические особенности индивида.
Зачастую, выделяют две основные формы зависимости - химическую и нехимическую. Предметом исследования психологической науки является нехимическая форма аддикции, при которой объектом зависимости становится определенный поведенческий паттерн, а не вещество, вызывающее изменение психического состояния. Именно на данном основании подобный вид зависимости называют поведенческой аддикцией.
Существуют типы поведения, при котором люди меняют свое психическое состояние посредством химических веществ и усиливают его при помощи психологической компоненты. Известно, что использование наркотика в присутствии других людей приводит к иным ощущениям, чем в одиночестве. Так, алкоголь в одиночестве вызывает сонливость и заторможенность, в то время как в компании людей у того же человека провоцирует повышение настроения и возбуждение. Обе формы зависимости взаимодействуют теснейшим образом и разделение их возможно лишь гипотетически.
К специфическим особенностям аддикции относится вероятность легкого перехода от одной формы зависимости к другой. Человек, отказавшийся от одной из зависимостей производит впечатление выздоровевшего. Но при более пристальном взгляде выясняется, что просто произошла замена одного вида аддикции другим. Например, бывший алкоголик становится трудоголиком.
Лица с такого рода поведением характеризуются низкой толерантностью к фрустрации, сниженной стрессоустойчивость, страхом перед возможными жизненными тредностями, непроявленной способностью ждать и терпеть, жаждой сиюминутного исполнения желания.
Механизм зависимости формируется на базе последовательного чередования определенных психологических состояний, при котором переживание напряжения, чувства острого одиночества, эмоциональной боли сменяется сильным позитивным ощущением и таким образом запечатлевается опыт "совладающего" поведения при столкновении с неприятностями. Примечательно, что для скорости и устойчивости формирования зависимости важна интенсивность сменяющих друг друга эмоциональных переживаний. Следовательно, чем сильнее и глубже переживаемые эмоции, тем легче формируется аддиктивное поведение.
Зависимое поведение развивается как субъективная фиксация на том занятии, которое индивид считает для себя безопасным и успокаивающим. При столкновении с жизненными трудностями человек, не имеющий ресурсов и навыков совладающего поведения в стрессовых ситуациях, желает быстро и безболезненно достичь состояния счастья. Если удается реализовать подобную стратегию, то формируется связь между данным состоянием и действием, которое привело к нему. Последующие негативные переживания будут подкреплять появление действий и поступков, которые способны быстро купировать негативную эмоцию и сформировать патологический паттерн .
Зависимая личность воспринимает мир как тюрьму, вырваться из которой позволяет не целесообразная продуктивная деятельность, а уход от реальности любым возможным способом. Согласно данному тезису, аддикция - в той или иной мере это уклонение от взрослой личной ответственности, характерной для психологически зрелой личности.
В мыслительной сфере зависимая личность строит свою собственную действительность, мало сопряженную с реальной жизнью. Все, что не соответствует их желаниям и представлениям - выпадает из поля зрения. Аддикт создает свой воображаемый мир, в котором и живет, все более и более входя в конфликт с окружающими людьми, которым его придуманный мир недоступен и непонятен.
Зависимое поведение развивается постепенно, проходя ряд этапов. В качестве триггерного, пускового механизма сначала должна случайно возникнуть смена двух полярных состояний: крайне тяжелое скачкообразно переходит в эйфорию. Индивид на осознанном уровне фиксирует способ перехода от одного эмоционального состояния к другому. В последующем данная последовательность возникает автоматически, при ухудшении психологического состояния. Для последнего этапа характерно встраивание аддиктивного поведения в структуру личности. При этом происходит значительная активизация защитных механизмов, обеспечивающих правомерность зависимого поведения на уровне сознания.
На последнем этапе происходят нарушения социальной адаптации человека, т. к. весь арсенал душевных сил аддикта направлен на поиск стимула, запускающего механизм механизм зависимости с последующей эйфорией. К этому времени человек, как правило, уже не способен на нормальное общение, качественную профессиональную деятельность, полноценный отдых. Происходит разрушение физического и психического здоровья.
Список литературы:
1.Антилогова Л. Н., Лазаренко Д. В. Психологические особенности аддиктивного поведения студентов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57). С. 40 - 43.
2.Антилогова Л. Н., Лазаренко Д. В. Черты личности как фактор аддиктивного поведения студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. (Серия: Педагогика, психология). 2014. № 3(18). С. 13 - 16.
3.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -
СПб.: Питер, 2015. - 288 с.
4.Благуш П. Факторный анализ с обобщениями: Пер. с чешск. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 248 с.
5.Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2013. - 368 c.
6. Барышева, А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса): Учебное пособие / А.Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. Шередер. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.
7. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
8. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
9. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 295 c.
10. Бороздина, Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.
11. Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.
12.Бородина Н. А. Психологическая причинность аддиктивного поведения личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 87 с.
13.Волков А.М. Деятельность: структура и регуляция.- М.: Изд-во МГУ, 1987. - 214 с.
14. Венда В.Ф. Перспективы развития психологиче-
ской теории обучения операторов. //Психологический
журнал. - 1980. - № 4. - С.48-63.
15. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: Олсиб, 2001. 251 с.
16.Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. Ростов на/Д.: Феникс, 2015. 512 с.
17.Кушнерова Ю. Ю. Формирование эго-идентичности студентов в процессе адаптации к обучению в вузе как фактор профилактики алкогольной аддикции: автореф. дис. . канд. психол. наук. Кемерово, 2012. 53 с.
18.Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддикция в культуре отчуждения. Фрагментарная идентичность в зазеркалье постмодернизма: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - 434 с.
19.Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Издательство «Олсиб», 2015. - 251 с.
20.Лазаренко Д.В. К вопросу о необходимости изучения психологических средств коррекции аддиктивного поведения личности // Материали за VIII международна научна практична конференция «Achievement of high school - 2012», Том 19, Психология и социология. -С.30-32.
21.Марсиа Д. Развитие личности. - М.: Прогресс, 1993. - 287 с.
22.7. Менделевич В. Д. Клиническая (медицинская) психология. М., 2005. 432 с.
23.Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. 448 с.
24.Хмелевская О. Е. Психологические предикторы и детерминанты формирования наркотической аддикции личности с нарушением адаптации: дис. . канд. психол. наук. Красноярск, 2015. 123 с.
25.Чеверикина Е. А. Социально-психологические особенности студентов вузов, склонных к зависимости от психоактивных веществ: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2013. 218 с.
26.Четвериков Д. В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2015. 385 с.
27.Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис: Пер.
с англ. / Общ. ред. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 2015.- 344 с.
28. Морозова И.С. Психологические факторы и механиз-
мы интенсификации познавательной деятельности лично-
сти. Дисс.. д-ра псих. наук. - Новосибирск, 2006. - 430 с.
29.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.:«Питер», 1999. - 608 с.
[1]Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -СПб.: Питер, 2015.С.110.
[2] Бородина Н. А. Психологическая причинность аддиктивного поведения личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005.С.15.
[3] Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. Ростов на/Д.: Феникс, 2015.С.168.
[4] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Издательство «Олсиб», 2015.С.168.
[5] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Издательство «Олсиб», 2015.С.185.
[6] Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016.С.116.
[7] Менделевич В. Д. Клиническая (медицинская) психология. М., 2005.С.169.
[8] Четвериков Д. В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2015.С.105.
[9]Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис: Пер.с англ. / Общ. ред. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 2015.-С.185.
[10] Антилогова Л. Н., Лазаренко Д. В. Черты личности как фактор аддиктивного поведения студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. (Серия: Педагогика, психология). 2014. № 3(18). С. 13.
[11] Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддикция в культуре отчуждения. Фрагментарная идентичность в зазеркалье постмодернизма: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013.С.187.
[12] Кушнерова Ю. Ю. Формирование эго-идентичности студентов в процессе адаптации к обучению в вузе как фактор профилактики алкогольной аддикции: автореф. дис. . канд. психол. наук. Кемерово, 2012.С.11.
[13] Лазаренко Д.В. К вопросу о необходимости изучения психологических средств коррекции аддиктивного поведения личности // Материали за VIII международна научна практична конференция «Achievement of high school - 2012», Том 19, Психология и социология. -С.30.
[14] Морозова И.С. Психологические факторы и механизмы интенсификации познавательной деятельности личности. Дисс.. д-ра псих. наук. - Новосибирск, 2006.С.163.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.:Понятие и психологическая характеристика аддиктивного поведения………………………………………………………………………….5
1.1.Понятие аддикции в психологии…………………………………………….5
1.2.Понятие и причины дезадаптации личности ……………………………13
Глава 2.:Аддиктивное поведение как одна из форм дезадаптации личности………………………………………………………………………….19
2.1.Аддиктивное поведение как показатель нарушенной социализации личности………………………………………………………………………….19
2.2.Черты личности как фактор аддиктивного поведения……………………25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………34
Введение
Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе.
Сложная экономическая ситуация в стране, иные мировоззрения и т.д. приводят к трудностям и конфликтам.
Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной литературе, но его конкретный аспект - подростковая девиация - изучен в меньшей степени. В подростковом возрасте, девиантное поведение - довольно сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.
Социализация, как известно, может проходить как в условиях образования и воспитания, так и в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов.
В условиях образования личность, как правило, включается в социальный мир ценностно-нормативной системы требований и правил, овладение которой приводит к социально приемлемым способам поведения, отражает основу формирования нравственного сознания, выражающегося в наличии у человека нравственных убеждений и принципов, понятия социальной ответственности, долга, что ведет к соответствующей регуляции своего поведения.
Однако же мало кто рассматривает уход от реальности как форму дезадаптаци. А еще меньше исследований по данной теме.
Объект исследования: аддитивное поведение.
Предмет исследования: аддитивное поведение как форма дезадаптации.
. Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие аддикции в психологии
2.Изучить понятие и причины дезадаптации личности .
3. Исследовать аддиктивное поведение как показатель нарушенной социализации личности.
4.Охарактеризовать черты личности как фактор аддиктивного поведения
Цель нашего исследования: изучение причин возникновения аддиктивного поведения как формы дезадаптации
Методологическую основу исследования составили теоретические
положения возрастной психологии Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина; взгляды зарубежных отечественных психологов в области развития внимания Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования:-теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта;
Глава 1.:Понятие и психологическая характеристика аддиктивного поведения