Организационный период смены в лагере
Практика работы в детских оздоровительных лагерях показывает, что наиболее сложными и для детей, и для педагогического коллектива являются первые 3-5 дней смены. Их принято называть организационным (адаптационным) периодом смены. Существует педагогическое поверье: «Как пройдет организационный период, так пройдет и вся смена». Действительно, если в первые дни не будет налажен быт, ребята не приучатся соблюдать режим дня, культурно вести себя в столовой, правильно застилать кровать, выходить на зарядку, то тщетно ожидать, что они «исправятся» и начнут всё делать правильно с середины смены.
Организационный период – это время привыкания ребенка к новым условиям жизни, к новым требованиям, к новому распорядку дня, к новому рациону питания, к новым людям. Это период, когда закладываются основы временного детского коллектива, формируется его актив.
Основная цель этого периода – адаптировать ребенка к условиям и особенностям лагеря.
Главная задача вожатого на данном этапе заключается в том, чтобы помочь ребятам быстро и безболезненно войти в новую для них жизнь.
Позицию вожатого по отношению к детям можно охарактеризовать как «заботливый, но требовательный Родитель». А саму работу вожатого - как работу «пчелки, собирающей горькую порой пыльцу, которая затем превратится B нектар». Самоуправления пока нет, поэтому вожатый руководит отрядом. Он - и старший товарищ, и командир, и воспитатель одновременно. Все дела проводятся под руководством вожатого. Ведущая позиция организатор.
Адаптационный период длится 3-5 дней не потому, что так принято B лагере или так требует начальник лагеря, а потому, что 3-5 дней - это оптимальное время для. первичного привыкания ребенка к новым условиям жизнедеятельности. Наибольшие трудности отмечаются:
· в привыкании к условиям закрытого (ограниченного) социума;
· к самостоятельному ведению быта (уборка, ухаживание за одеждой и обувь, личная гигиены и т.д.);
· к новизне общения (установление многообразных коммуникативных связей и отношений с большим числом сверстников, старших и младших по возрасту);
· к смене вида деятельности (учебы на досуг; неорганизованного отдыха на организованный, пассивных видов отдыха на активные).
Известно, что люди различаются по своей способности приспосабливаться (адаптироваться). Одни делают это легко, для других освоение нового, чрезвычайно сложно. Характер адаптации и ее сроки зависят от исходного состояния здоровья детей на момент поступления их в оздоровительное учреждение.
Задачей вожатого в организационный период является целенаправленное, заранее
продуманное изучение воспитанников, их интересов и запросов, особенностей характера, физического развития, практических умений и навыков.
Первые сведения о детях вожатый получает на регистрации от самих ребят и их родителей. Более подробную информацию он получает путем специального анкетирования- и анализа своих наблюдений за поведением детей на проведенных мероприятиях.
В организационный период вожатый должен большое внимание уделять работе над дисциплиной. Прежде всего, это приучение детей к четкому соблюдению режимных моментов. В дальнейшем это сослужит вожатому добрую службу и позволит ему акцентировать свои усилия на подготовке и проведении творческих досуговых дел, высвободит время для воплощения в жизнь интересных задумок и планов.
C первой минуты встречи с ребятами вожатый начинает решать еще одну важную задачу - создание временного детского коллектива. В первые дни смены вожатый организует не только мероприятия информационного характера,“ но и мероприятия, направленные на то, чтобы каждый ребенок мог попробовать свои силы и проявить свои способности. В основном такие мероприятия ориентированы на включение детей в совместную деятельность.
Также проводятся мероприятия рекреационного характера, которые не требуют от вожатого и ребят особого напряжения сил, но позволяют быстро привыкнуть друг к другу, преодолеть эмоциональные неудобства. В этот период целесообразно отдавать предпочтение игровым формам работы: игры-задания, игры-научения, игры-знакомства, игры-«ледоколы», подвижные игры на свежем воздухе, парные спортивные игры, игры с мячом и др. Они несут определенную смысловую нагрузку, но не удручают своим однообразием.
Перечислим обязательные отрядные дела организационного периода:
1. Оформление отрядного места.
2. Отрядные сборы: по определению и утверждению правил (законов) жизни отряда; разработке комплекса атрибутов отряда; обсуждению и утверждению плана работы.
3. Формирование структуры отряда, выборы органов самоуправления.
4. Изготовление отрядного уголка (газеты).
5. Игры на знакомство, на выявление лидеров, на выявление творческих способностей, на сплочение отряда.
6. Знакомство с лагерем.
7. Отрядный «огонек» знакомств.
8. Подготовка к празднику открытия смены.
Методы работы вожатого с отрядом на организационном этапе:
· работа над дисциплиной и режимом: сначала разъясняю, а затем требую, добиваюсь выполнения своих требований;
· помощь в преодолении трудностей адаптации: показываю, знакомлю, интенсивно общаюсь с ребятами,
· если необходимо, помогаю (оказываю реальную помощь, а не даю советы);
· формирование временного коллектива: понимаю ребят и отвечаю на волнующий их вопрос: «Что будет?», рассказываю, предлагаю, советуюсь, обсуждаю с ребятами, высказываю свое мнение, стремлюсь заинтересовать собой, предстоящей деятельностью, раскрываю перспективы;
· изучение ребят: наблюдаю, выделяю личностные особенности, определяю статус ребенка, вырабатываю индивидуальный подход к детям.