В это время формируется социально-психологический климат и складывается система взаимодействия, взаимоотношений.

3. Рассматривая организационный период с точки зрения реализации содержательных задач, нужно учесть, что это первый этап запуска программы смены.

Важно принятие ребенком программы па одном из уровней:

· цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации формируются в совместной творческой деятельности детей и предлагаются педагогу;

· цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации формируются в совместной творческой деятельности педагога и детей;

· принятие ребенком цели педагога, этапов ее достижения (задач) и совместное определение содержания взаимодействия и форм его реализации.

Каждый вариант имеет свои границы возможности и полезности в зависимости от различных объективных и субъективных условий.

Вариант, в котором цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации предлагаются педагогом, а дети «принимают» предложения педагога и соглашаются включиться в деятельность, не имеет смысла, т. к. отражает репродуктивный уровень субъектности детей, при котором взрослый сам единолично управляет жизнедеятельностью ВДК.

Условием принятия программы является формирование у каждого ребенка собственного мотива, т. к. только при этом условии возникает психологическая готовность к самореализации личности.

Механизм формирование мотива:

· формирование желаний («хочу»);

· определение предмета желания на основе интересов («чего хочу»);

· определение средств на основе способностей («с помощью чего могу удовлетворить свои желания»);

· определение плана действий;

· осуществление самой деятельности.

Задачи организационного периода

Подведем итог и сформулируем задачи оргпериода (в оргпериод детям вместе с педагогами-взрослыми нужно):

· адаптироваться к природно-климатическим условиям;

· познакомиться друг с другом;

· познакомиться с другими людьми в лагере, с самим лагерем его возможностями, условиями, территорией, включиться в систему взаимоотношений, взаимодействия;

· выработать и принять общие нормы и требования (в том числе единые педагогические требования);

· составить представление о перспективах деятельности;

· заложить основы совместной коллективной деятельности, определить структуру коллектива.

Что же для этого нужно сделать педагогу?

Содержание и средства работы с детьми в организационный период

Что нужно сделать педагогу для решения задачи? Как это сделать (дела отряда, общелагерные дела, методы, приемы)?
Для знакомства друг с другом, с вожатыми: · включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение; · создать доброжелательную атмосферу; · создать ситуации неформального общения; · помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям; · помочь проявиться в лучших качествах; · дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности; · рассказать о себе самом, показать себя в деле; · проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности Игры на знакомство, визитки с именами, КТД, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую Пользу (дежурство в столовой), встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, огонёк знакомства, совместные дела на знакомство, творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы – обсуждение общих проблем; индивидуальные беседы c детьми, диагностика интересов, работа с личными дневничками, «черный ящик» (вопросы от детей), общее подведение итогов дня, обмен мнениями, общелагерный вечер знакомств с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомством с другими отрядами и представлением своего и т. п.
Для знакомства с окружающими людьми и с самим лагерем: · познакомить, в первую очередь, с теми взрослыми, к кому ребенок может обратиться при возникновении проблем, трудностей – с врачом, сестрой-хозяйкой, плотником, электриком, нянечкой, поварами; · познакомить с администрацией лагеря, людьми, которые могут ответить на его личные вопросы, дать полезную информацию (начальник, старшие вожатые, методист, психолог, библиотекарь, руководители кружков, учителя, вахтеры, вожатые других отрядов, кассир, зав. камерой хранения и др.); · познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере; · познакомить с территорией функционально – с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться; познакомить с окружающей природой; · обозначить «опасные» места лагеря. Экскурсии, игровые формы («Разведка интересных дел», составление карты-схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках, игра-путешествие, хоз. сбор отряда. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда вывесить карту местности (готовую или составленную ими), другую полезную информацию. Из общих дел может пройти вечер знакомств и пресс-конференция с администрацией, со службами лагеря, «черный ящик», презентация клубов, кружков. Важно не только дать информацию, но и создать условия для ее самостоятельного получения
Для принятия общих норм и требований проживания и совместной деятельности: · познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей; · познакомить с режимом дня, с санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами выполнения утренних режимных моментов, использования времени личной гигиены в течение дня и вечером, научить поддерживать уют; · познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, правилами посещения столовой; · познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере; · договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым в коллективе Оргсбор отряда, хозсбор, огонек знакомства, вечер орлятских легенд, экскурсии, дела по законам и традициям, принятие Декларации o законах жизни в лагере, инструктажи, индивидуальные беседы, индивидуальная помощь ребенку, информационный стенд, визитки с именами, график дежурства, памятки дежурным. Совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений. Напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей. Письмо-наказ предыдущей смены.
Для формирования представления о перспективах деятельности: · предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене; · заинтересовать детей, включив в интенсивную текущую деятельность, в планирование дальнейшей деятельности; · задать ситуацию выбора деятельности; · выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены Диагностика потребностей и интересов детей, «разведка» интересных дел, планирование, оргсбор, дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможностей смены, отношения к отдыху и т. п.; интенсивная разнообразная деятельность, встречи с интересными людьми

Особая система средств, которая имеет опосредованное значение для деятельности педагога, - система диагностики в смене. Каковы формы её осуществления в оргпериод? Это дела отряда – КТД, творческие игры, специальные диагностические игры; анкетирование, тестирование с помощью психолога; общие дела – общее анкетирование, заполнение «Карты гостя», игра по станциям, игры-вертушки и т. п. Методы, приемы, которые использует вожатый, - наблюдение, индивидуальные беседы. Поведение вожатого при этом должно быть доброжелательным, часть информации – конфиденциальна.





Наши рекомендации