Особенности организационного периода

Школа вожатского мастерства

Лекция № 13

План:

· Особенности организационного периода;

· Задачи организационного периода;

· Содержания и средства работы с детьми в оргпериод;

· Позиция педагога в оргпериод;

· Особенности дел оргпериода и условия их эффективности;

· Работа по предупреждению детских проблем в оргпериод

Особенности организационного периода

1. Организационный период смены – это первый этап жизнедеятельности ребенка в новых условиях:

· ребенок приезжает из другого климатического пояса, места;

· из другого круга общения, другой ролевой структуры;

· другого событийного ряда.

Поэтому, в первую очередь, должна произойти его адаптация, чтоб он комфортно чувствовал себя в новых условиях.

2. С другой стороны, это 1-я стадия становления детского объединения – стадия его образования. В это время складываются организационные основания деятельности отряда, происходит формирование отношений, определение перспектив деятельности, ее средств. Формируется структура, определяются и персонализируются функции, т. е. распределяется ответственность. В это время основным авторитетом для ребят является педагог, поэтому это самый подходящий момент регулировать процессы, которые происходят с группой детей в течение смены. Запуск этих процессов не зависит от нашего желания, он предопределен законами развития коллектива, но их стихийное развитие может создать в дальнейшем проблемы как в жизнедеятельности ребенка (отдельного или группы в целом), так и в деятельности педагога. Определим главные проявления тех процессов, условия для которых должен обеспечить вожатый:

· для эффективного развития B дальнейшем процесса лидерства и руководства B оргпериод важно обеспечить активность каждого ребенка (это главное проявление лидерства);

· для принятия и дальнейшего выполнения групповых решений в оргпериод особенно важно научиться принимать решения, определяющие дальнейшую жизнь коллектива (например, планирование деятельности), совместно – всем коллективом;

· процесс нормообразования (формирование групповых норм, начало складывания группового самосознания) также начинается оргпериод: происходит выработка совместных норм и требований. Детям нужно задать образец, например, через законы и традиции лагеря, помочь на их основе выработать и принять собственные нормы, законы общежития и совместной деятельности. При этом должно произойти обсуждение прав и обязанностей каждого из членов группы, в том числе взрослого. В дальнейшем изменение групповых норм, заложенных на этой стадии, будет почти невозможно. Например, если не достигнут необходимый уровень дисциплины, наводить ее, когда групповые нормы уже сложились, во много раз труднее. Основные задачи педагога на этом этапе развития группы: развития группы: 1 - организовать деятельность, выдвигающую лидеров; 2 - обеспечить ситуацию, в которой будут выдвинуты в лидеры ребята с наиболее высокими морально-интеллектуальными ценностями. Тем самым эти ценности станут более привлекательными для всего коллектива;

· для формирования функционально-ролевой структуры группы – запуска самоуправления как демократической формы организации жизнедеятельности коллектива, в оргпериод должно произойти формирование группового мотива «мы хотим», т. к. говорить о самоуправлении можно только применительно к коллективу; дальнейшее его проявление – самостоятельность во всех этапах организации жизнедеятельности;

· разбивка коллектива на референтные группы так же, как и другие процессы, происходит независимо от нашего желания. Для того чтобы регулировать этот процесс, в оргпериод нужно познакомить детей в деятельности, помочь каждому найти группу по интересу или по симпатиям (при распределении учесть возраст, на заезде не разбивать делегации по 1 ребенку), как можно больше разнообразить состав малых групп, в которые попадает ребенок в делах отряда, в личностном общении.

Содержание и средства работы с детьми в организационный период

Что нужно сделать педагогу для решения задачи? Как это сделать (дела отряда, общелагерные дела, методы, приемы)?
Для знакомства друг с другом, с вожатыми: · включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение; · создать доброжелательную атмосферу; · создать ситуации неформального общения; · помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям; · помочь проявиться в лучших качествах; · дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности; · рассказать о себе самом, показать себя в деле; · проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности Игры на знакомство, визитки с именами, КТД, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую Пользу (дежурство в столовой), встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, огонёк знакомства, совместные дела на знакомство, творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы – обсуждение общих проблем; индивидуальные беседы c детьми, диагностика интересов, работа с личными дневничками, «черный ящик» (вопросы от детей), общее подведение итогов дня, обмен мнениями, общелагерный вечер знакомств с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомством с другими отрядами и представлением своего и т. п.
Для знакомства с окружающими людьми и с самим лагерем: · познакомить, в первую очередь, с теми взрослыми, к кому ребенок может обратиться при возникновении проблем, трудностей – с врачом, сестрой-хозяйкой, плотником, электриком, нянечкой, поварами; · познакомить с администрацией лагеря, людьми, которые могут ответить на его личные вопросы, дать полезную информацию (начальник, старшие вожатые, методист, психолог, библиотекарь, руководители кружков, учителя, вахтеры, вожатые других отрядов, кассир, зав. камерой хранения и др.); · познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере; · познакомить с территорией функционально – с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться; познакомить с окружающей природой; · обозначить «опасные» места лагеря. Экскурсии, игровые формы («Разведка интересных дел», составление карты-схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках, игра-путешествие, хоз. сбор отряда. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда вывесить карту местности (готовую или составленную ими), другую полезную информацию. Из общих дел может пройти вечер знакомств и пресс-конференция с администрацией, со службами лагеря, «черный ящик», презентация клубов, кружков. Важно не только дать информацию, но и создать условия для ее самостоятельного получения
Для принятия общих норм и требований проживания и совместной деятельности: · познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей; · познакомить с режимом дня, с санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами выполнения утренних режимных моментов, использования времени личной гигиены в течение дня и вечером, научить поддерживать уют; · познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, правилами посещения столовой; · познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере; · договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым в коллективе Оргсбор отряда, хозсбор, огонек знакомства, вечер орлятских легенд, экскурсии, дела по законам и традициям, принятие Декларации o законах жизни в лагере, инструктажи, индивидуальные беседы, индивидуальная помощь ребенку, информационный стенд, визитки с именами, график дежурства, памятки дежурным. Совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений. Напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей. Письмо-наказ предыдущей смены.
Для формирования представления о перспективах деятельности: · предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене; · заинтересовать детей, включив в интенсивную текущую деятельность, в планирование дальнейшей деятельности; · задать ситуацию выбора деятельности; · выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены Диагностика потребностей и интересов детей, «разведка» интересных дел, планирование, оргсбор, дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможностей смены, отношения к отдыху и т. п.; интенсивная разнообразная деятельность, встречи с интересными людьми

Особая система средств, которая имеет опосредованное значение для деятельности педагога, - система диагностики в смене. Каковы формы её осуществления в оргпериод? Это дела отряда – КТД, творческие игры, специальные диагностические игры; анкетирование, тестирование с помощью психолога; общие дела – общее анкетирование, заполнение «Карты гостя», игра по станциям, игры-вертушки и т. п. Методы, приемы, которые использует вожатый, - наблюдение, индивидуальные беседы. Поведение вожатого при этом должно быть доброжелательным, часть информации – конфиденциальна.

Школа вожатского мастерства

Лекция № 13

План:

· Особенности организационного периода;

· Задачи организационного периода;

· Содержания и средства работы с детьми в оргпериод;

· Позиция педагога в оргпериод;

· Особенности дел оргпериода и условия их эффективности;

· Работа по предупреждению детских проблем в оргпериод

Особенности организационного периода

1. Организационный период смены – это первый этап жизнедеятельности ребенка в новых условиях:

· ребенок приезжает из другого климатического пояса, места;

· из другого круга общения, другой ролевой структуры;

· другого событийного ряда.

Наши рекомендации