Работа с разновозрастным отрядом.
Какой отряд считают разновозрастным. Как такие отряды могут появиться. Краткий обзор возрастных групп.
Какой отряд считают разновозрастным.
Не смотря на то, что в большинстве детских лагерей по ряду причин одновозрастные детские отряды традиционно предпочтительней. В небольшой части лагерей также по ряду причин имеет место быть активно востребованной практика разновозрастных детских отрядов (РВО).
Как такие отряды могут появиться.
В основном такие отряды составляют ребята из Дет. дома, т.к. они одна семья и их нельзя делить по разным отрядам. Но бывает и такое, что дети приехали их другого региона, опоздали на смену, и им не хватило места в отряде с ровесниками, в основе этого и многих других причин лежит не грамотная организация со стороны администрации.
Для того, чтобы понять о чем мы говорим (имеется ввиду РВО), вспомним основные возрастные периоды:
· 7-10 лет (младший школьный возраст). Ведущая деятельность – учебная. Но учиться надоедает, они устают. Учебная деятельность сочетается с игровой. Т.к. считают себя взрослыми нужны взрослые игры. Самооценка достаточно неустойчива и ориентирована на оценку взрослого.
РЕЖИМ: Должны обязательно спать (днем тоже). Симптомы недосыпания: разбалансированное поведение, капризы, несговорчивость, отказ от еды, жалобы на тошноту и головную боль. У маленьких мальчиков (за исключением спортсменов) спать не престижно.
· 10-12-13 лет (младшие подростки). Ведущая деятельность – общение. Наблюдается ориентация на сверстников, отказ от ценностей взрослых. Самооценка неустойчива. Представление о себе размыто, что осложнено бурным физическим ростом и физиологическими изменениями.
Подросток боится быть как все и не таким как все одновременно. Характерна жестокость, несговорчивость, пытки уйти из-под контроля, отрицание, нереальные требования (нет оценки, анализа ситуации). Самое большое наказание – изолирование от сверстников. Самая худшая ситуация для РВО – 1-2 подростка. Некоторые подростки любят возиться с малышами. Важна благодарность, но нематериальная!!! Необходим контроль, т.к. возможен садизм или насилие, подросток может недостаточно ответственно относиться к вопросам безопасности.
· 14-16 лет (старшие подростки). Самооценка более устойчива и ориентирована на себя. Оценка ситуации более реальна. Но права осознаются больше, чем обязанности. Происходит осознание взрослости, более ответственно относятся к тому, что взяли на себя. Сами знают, что делают и что хотят. Однако ответственность за нежелательное развитие событий на себя брать отказываются. Экстернальность в области неудач.
Если таких детей 1-2 в отряде, они будут считать малышами всех тех, кто младше их даже на 1-2 года.
Плюсы и минусы РВО.
"+":
· при хороших отношениях с отрядом, старшие дети помогают следить и работать с младшими
· младшие стучат (и хорошо стучат) на старших.
· соревновательность взаимоотношений с ребятами не своего возраста, которой нет в отношениях с родителями и сверстниками. По выражению французского писателя А. Моруа, «Товарищи — лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны».
· Эффективный вид эмоционального контакта
"-":
· сложность организации отрядных мероприятий
· сложность соблюдения режима дня (для каждого возраста индивидуальный)
· дети никогда не станут единым организмом, коллективом, все части которого равноценны и равнозначны. Да, дети могут относиться друг к другу с уважением, поддерживать друг друга... Но вы не увидите в этом коллективе то, что называют «одной компанией». Отряд все равно будет делиться на разные слои.
Как правильно организовать работу в таком отряде.
Все, чего вам нужно добиться для эффективной работы - это создать "семью". Добиться этого легко, выполняя следующие нехитрые правила:
· замкнуть старших на младших при вашем контроле.
· не селить в одной комнате детей уж сильно разного возраста (потому что у них возникает множество конфликтов, в которых будет невозможно разобраться).
· все правила и элементы игр вводить постепенно, по-разному объясняя каждой возрастной группе. Лучше, если роль «объяснялки» возьмет на себя старший ребенок из отряда.
· выбирать деятельность, включающую в себя сразу несколько направлений и калейдоскоп возможностей: спартакиада, поход, спорт, театр, экскурсии, полезные дела. В этом случае каждый найдет занятие по душе.
· дать почувствовать каждому ребенку, что его мнение ценно и важно.
· формируя орган самоуправления, избегать доминирования и самоуправства.
Все остальное же делается, как в обычном отряде.
Какие игры можно проводить?
Игры: на сплочение средней сложности, любые спортивные, игры на весь день - ДНД, бомба (это для всех)
остальные игры проводить, разделяя детей по группам и каждому свое.
Но самое лучшее, это трансформировать одну и ту же игру под определенный возраст, естественно старшим усложнить задачу, а младшим максимально упростить, и не забывайте о времени проведения игры для каждого возраста.
Лекция 6.