Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом
Для оценки взаимоотношений между тренером и его подопечными применяется шкала «тренер — спортсмен», разработанная Ю.Ханиным и А. Стамбуловым *. Шкала включает 24 вопроса, выявляющих отношение спортсмена к тренеру по трем параметрам (по 8 вопросов): гностическому, эмоциональному и поведенческому.
* См.: Психология общения в спорте. - М., 1980.
Гностический параметр выявляет уровень компетентности тренера как специалиста с точки зрения спортсмена. Эмоциональный параметр определяет, насколько тренер симпатичен спортсмену как личность. Поведенческий - показывает, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена.
Шкала «тренер - спортсмен»
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с тренером, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет».
1 . Тренер умеет точно предсказать результаты своих учеников. | |
2. Мне трудно ладить с тренером. | |
3. Тренер - справедливый человек. | |
4. Тренер умело подводит меня к соревнованиям. | |
5. Тренеру явно не хватает чуткости в отношении с людьми. | |
6. Слово тренера для меня закон. | |
7. Тренер тщательно планирует тренировочную работу со мной. | |
8. Я вполне доволен тренером. | |
9. Тренер недостаточно требователен ко мне. | |
10. Тренер всегда может дать разумный совет. | |
11. Я полностью доверяю тренеру. | |
12. Оценка тренера очень важна для меня. | |
13. Тренер в основном работает по шаблону. | |
14. Работать с тренером — одно удовольствие. | |
15. Тренер уделяет мне мало внимания. | |
16. Тренер, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей. | |
17. Тренер плохо чувствует мое настроение. | |
18. Тренер всегда выслушивает мое мнение. | |
19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применит тренер. | |
20. Я не стану делиться с тренером своими мыслями. | |
21. Тренер наказывает меня за малейший проступок. | |
22.Тренер хорошо знает мои слабые и сильные стороны. | |
23. Я хотел бы стать похожим на тренера. | |
24. У нас с тренером чисто деловые отношения. |
Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Гностический компонент включает вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22 (номера со знаком «-» означают ответ «нет», остальные - «да»); эмоциональный компонент: вопросы -2, -5, 8, 11, 14, -17, -20; поведенческий: вопросы 3, 6, -9, 12, -15, 18, -21, -24.
Результат опроса представляют графически или с помощью табл.13, где показан один из вариантов обработки данных по шкале «тренер — спортсмен».
Средняя арифметическая оценка дает возможность представить своеобразный обобщенный «портрет» тренера, нарисованный его командой по каждому из исследуемых компонентов межличностного взаимодействия и по итоговому показателю. Данные анкетного опроса полезно дополнить результатами наблюдения за взаимодействием между тренером и спортсменом в условиях конкретной деятельности. Критериями для оценки взаимоотношений служат готовность спортсмена выполнить указания тренера, наличие творческого компонента при их использовании и выражение стремления к общению с тренером.
Оценка этих отношений может производиться также по пятибалльной шкале (см. табл. 14, составленную В.Л.Марищуком и Л.К.Серовой) *.
* См.: Методики психодиагностики в спорте, — Указ. изд.
Таблица 13
Вариант обработки данных по шкале «тренер—спортсмен»
№ п/п | Фамилия, и., о. (код) | Показатели | |||
гностический | эмоциональный | поведенческий | итоговый | ||
А | |||||
Б | |||||
В | |||||
Г | |||||
Д | |||||
Е | |||||
Ж | |||||
И | |||||
К | |||||
Средняя арифметическая х±т | 3,7 ±0,6 | 3,4 ±0,6 | 4,1 ±0,5 | 12,2 ±1,7 |
Таблица 14
Критерии оценки межличностного взаимодействия между тренером и спортсменом
№ п/п | Наблюдаемые у спортсмена показатели | Условные оценки |
Стремится к всестороннему общению с тренером, полностью выполняет его указания, проявляя при этом элементы творчества | ||
Охотно поддерживает контакты с тренером, выполняет его указания, но не проявляет при этом инициативы | ||
К общению не стремится, не отвергает советы тренера, но заинтересованности в их получении не проявляет | ||
К общению с тренером относится негативно, указания выполняет формально, проявляя раздражительность, ищет доводы к тому, чтобы не исполнить указания | ||
Стремится избежать контактов с тренером, не выполняет указания, пытается делать наоборот, открыто конфликтует |