Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом

Для оценки взаимоотношений между тренером и его подопечными применяется шкала «тренер — спортсмен», разработанная Ю.Ханиным и А. Стамбуловым *. Шкала включает 24 вопроса, выявляющих отношение спортсмена к тренеру по трем параметрам (по 8 вопросов): гностическому, эмоциональному и поведенческому.

* См.: Психология общения в спорте. - М., 1980.

Гностический параметр выявляет уровень компетентности тренера как специалиста с точки зрения спортсмена. Эмоциональный параметр определяет, насколько тренер симпатичен спортсмену как личность. Поведенческий - показывает, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена.

Шкала «тренер - спортсмен»

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с тренером, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет».

1 . Тренер умеет точно предсказать результаты своих учеников.  
2. Мне трудно ладить с тренером.  
3. Тренер - справедливый человек.  
4. Тренер умело подводит меня к соревнованиям.  
5. Тренеру явно не хватает чуткости в отношении с людьми.  
6. Слово тренера для меня закон.  
7. Тренер тщательно планирует тренировочную работу со мной.  
8. Я вполне доволен тренером.  
9. Тренер недостаточно требователен ко мне.  
10. Тренер всегда может дать разумный совет.  
11. Я полностью доверяю тренеру.  
12. Оценка тренера очень важна для меня.  
13. Тренер в основном работает по шаблону.  
14. Работать с тренером — одно удовольствие.  
15. Тренер уделяет мне мало внимания.  
16. Тренер, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.  
17. Тренер плохо чувствует мое настроение.  
18. Тренер всегда выслушивает мое мнение.  
19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применит тренер.  
20. Я не стану делиться с тренером своими мыслями.  
21. Тренер наказывает меня за малейший проступок.  
22.Тренер хорошо знает мои слабые и сильные стороны.  
23. Я хотел бы стать похожим на тренера.  
24. У нас с тренером чисто деловые отношения.  

Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Гностический компонент включает вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22 (номера со знаком «-» означают ответ «нет», остальные - «да»); эмоциональный компонент: вопросы -2, -5, 8, 11, 14, -17, -20; поведенческий: вопросы 3, 6, -9, 12, -15, 18, -21, -24.

Результат опроса представляют графически или с помощью табл.13, где показан один из вариантов обработки данных по шкале «тренер — спортсмен».

Средняя арифметическая оценка дает возможность представить своеобразный обобщенный «портрет» тренера, нарисованный его командой по каждому из исследуемых компонентов межличностного взаимодействия и по итоговому показателю. Данные анкетного опроса полезно дополнить результатами наблюдения за взаимодействием между тренером и спортсменом в условиях конкретной деятельности. Критериями для оценки взаимоотношений служат готовность спортсмена выполнить указания тренера, наличие творческого компонента при их использовании и выражение стремления к общению с тренером.

Оценка этих отношений может производиться также по пятибалльной шкале (см. табл. 14, составленную В.Л.Марищуком и Л.К.Серовой) *.

* См.: Методики психодиагностики в спорте, — Указ. изд.

Таблица 13

Вариант обработки данных по шкале «тренер—спортсмен»

№ п/п     Фамилия, и., о. (код)     Показатели
гностический эмоциональный поведенческий итоговый
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
И
К
Средняя арифметическая х±т 3,7 ±0,6 3,4 ±0,6 4,1 ±0,5 12,2 ±1,7

Таблица 14

Критерии оценки межличностного взаимодействия между тренером и спортсменом

№ п/п Наблюдаемые у спортсмена показатели Условные оценки
    Стремится к всестороннему общению с тренером, полностью выполняет его указания, проявляя при этом элементы творчества    
    Охотно поддерживает контакты с тренером, выполняет его указания, но не проявляет при этом инициативы    
    К общению не стремится, не отвергает советы тренера, но заинтересованности в их получении не проявляет    
К общению с тренером относится негативно, указания выполняет формально, проявляя раздражительность, ищет доводы к тому, чтобы не исполнить указания
Стремится избежать контактов с тренером, не выполняет указания, пытается делать наоборот, открыто конфликтует


Наши рекомендации