Ролевые и деловые игры «Принятие и анализ управленческого решения»
Студенты готовят к проведению в группе (производственном коллективе) ролевую игру продолжительностью до 30-40 минут, анализируют её проведение согласно подготовленным критериям. Игра включает в себя: структуру, количественный и ролевой состав и атрибуты.
Игра организуется и презентуется как проект, имеющий свою цель, объект, конечный результат. Материалы оформляются в форме творческого коллективного проекта (число участников – до 3 человек) с обязательной краткой рецензией одногруппника.
Примерный вариант цели игры: определить возможные причины дискомфорта в общении. Задачи: участники игры придумывают название фирмы (предприятия, организации), род её деятельности, предлагаемые обстоятельства – преодолеть банкротство, создав уникальный продукт, восстребованную услугу, которые привлекут инвесторов. Роли: генеральный директор, главный бухгалтер, топ-менеджер, руководитель отдела маркетинга, руководитель отдела продаж, мидл-менеджер, лоуэр-менеджер. Правила поведения участников игры: генеральный директор в ходе дискуссии может прерывать речь любого выступающего, главный бухгалтер может прерывать выступление любого, за исключением генерального директора, топ-менеджер может прерывать выступление любого играющего, за исключением генерального директора и главного бухгалтера, руководитель отдела маркетинга может прерывать речь любого, кроме первых трех участников игры, руководитель отдела продаж может прервать выступление любого участника, кроме генерального директора и топ-менеджера, мидл-менеджер может прерывать выступление любого участника, кроме генерального директора, выступление лоуэр-менеджера может прервать любой, а он – никого. Правила: за соблюдение правил участниками каждый получает по 10 баллов, за нарушение – вычитается такое же количество очков.
Объект ролевой игры: студенты гр. ФК-091 филиала КузГТУ в г. Новокузнецке.
Задача организаторов: подготовить проект, провести ролевую игру. Задача рецензентов: оценить структуру игры, достигнуты ли поставленные цели, предложить рекомендации по повышению качества игры.
Проект имеет название, роли, правила, запрещенные приемы во время игры. Структура игры имеет вводную, основную и заключительную части.
Оформление: проект деловой игры, с указанием цели, задач, количества участников, ролей, компонентов игры, включая вводную, основную и заключительную части. Обратить внимание на то, какие компетенции специалистов (студентов) будут актуализированы и сформированы во время игры. Если автор проекта ссылается на источники, то они должны быть оформлены согласно требованиям ГОСТА 7-2003.
При подготовке к ролевой игре следует исходить из того, что основную ответственность за принимаемые решения несет руководитель предприятия, который должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен знать: как вести себя с исполнителями; корректировать своё поведение в зависимости от их состояния; уметь выявить сильные стороны исполнителей и заметить их недостатки с целью наиболее эффективного подбора и расстановки кадров.
Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер (руководитель) должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате психологии управления как науки, но и достаточно квалифицированно при этом применять его на практике: методологию управленческого решения, методы разработки управленческих решений, организацию разработки управленческого решения, оценку качества управленческих решений. Психологические требования, предъявляемые к руководителю: должен обладать творческим мышлением, богатым, но реальным воображением; определить в каждом работнике ту структуру качеств, которыми должен обладать кандидат на занятие вакантной должности, что составляет важное условие правильного подбора и расстановки кадров; формирование коллектива, что связано с решением проблемы психологической совместимости. Последнее умение требует от руководителя, чтобы он знал психологические особенности работников и умел их учитывать при формировании отдельных звеньев коллектива. Кроме того, каждый руководитель должен видеть проблемы, которые выдвигаются условиями руководимой им системы. Для выяснения и выбора самого правильного подхода к решению проблемы большое значение имеет умение руководителя советоваться; для этого он должен обладать гибкостью ума и оперативностью памяти. Не меньшее значение при подготовке принятия решения и его реализации имеют и волевые качества – инициативность, самостоятельность, решительность и смелость.
Функции руководителя: управление процессом выработки решения, выдвижение задач для решения, участие в её конкретизации и выборе оценочных критериев, организация выполнения решения.
Принятие решения – это наука и искусство. Роль принятого решения огромна. Важнейший вопрос успешного функционирования организации заключается в том, как организация может выявлять свои проблемы и решать их. Каждое решение нацелено на какую-то проблему, а правильное решение – это то, которое максимально обеспечивает цели организации.
Вариант 8