Свойства социального обмена.
Социальный обмен существенно зависит от физических характеристик групп, в частности от характера групповых границ (соприкасающиеся, пересекающиеся, по типу автаркии, не соприкасающиеся).
Эффективный обмен требует периодического подкрепления актами межгруппового взаимодействия.
Эффективный обмен требует также вариации форм.
Эффективный обмен должен осуществляться на всех уровнях организации групп. Если обмен поддерживается только руководителями, он будет не эффективным.
Обмен может формироваться по 2 принципам:
1. Принцип изоморфизма. Когда от других групп требуются аналогичные качества и свойства. Типичные производственные организации. В данном случае можно говорить о внутрисистемном обмене.
2. Принцип дополнительности. Когда в ходе обмена от других групп требуются иные качества и часто противоположные. В данном случае речь идет о межсистемном обмене.
Лекция 8.
Стадия саморегуляции групп.
Стадия наступает, как только группы перестают находиться в границах, сформированных в сознании групп, т.е. перестает соответствовать взаимоотношениям, построенным в процессе обмена. В групповом сознании начинают актуализироваться процессы межгруппового сравнения. Они приводят к тому, что индивиды, образующие человеческую группу, начинает стереотипизироваться и уступаются свое место образу группы в целом. Возникают переживания относительной неудовлетворенности или, по Стоуффер, – относительной обиды.
Это явление Стоуффер обнаруживает в 1949 году при исследовании феномена неудовлетворенности военных летчиков своим продвижением по службе. При полной удовлетворенности военных полицейских, хотя они продвигались намного медленнее.
В образах начинают проявляться, в первую очередь, характеристики, вызывающие неудовлетворение. Надо отметить, что на этой стадии группа продолжает категоризировать себя и других как субъектов входящих в пересекающиеся категории на более высоком уровне их организации. Благодаря этому, социальная система сохраняет за собой способность более менее эффективного взаимодействия.
Группы предполагают определенное воздействие друг на друга для того, чтобы прибегнуть к саморегуляции, и за счет этого найти новое состояние равновесия. Это сохраняется до тех пор, пока образы групп партнеров не выпадают из поля идеальных образов, что приводит к полному нарушению саморегуляции и возникновению состояния конфликта.
На данной стадии ситуация пока удерживается в поле рабочих образов групп. Чувство неудовлетворенности возникает при сравнении групповых качеств, заставляющих группу испытывать это чувство, изменять тактику взаимоотношений и избирать ее в зависимости от статуса группы и характера взаимодействия результатов сравнения на групповое сознание.
Различают два типа регулирования взаимоотношений:
1. Определяется попытками регулирования со стороны группы, выигрывающей процесс межгруппового сравнения.
2. Связан с попытками регулирования со стороны проигравшей группы.
Первый тип достаточно мало проанализирован, но можно выделить тактику манипулирования группой партнером со стороны более высоко статусной группы. Эта группа прибегает к материальному или психологическому давлению на партнера для привлечения его социально-психологических отношений в соответствии с групповыми представлениями. Нередко также группа апеллирует и к системными силами (властные структуры), чтобы изменить структуру взаимодействия.
Обычно структура требований предъявляется группе партнеру, имеет вид аналогичный и для собственной группы в эффективно функционирующих организациях. Изменение структуры требований происходит при предъявлении требований к себе. Обнаруживается не повышение, как можно было ожидать, а снижение требовательности к ряду качеств, предъявляемых к собственной группе. Причем, это такие качества, которые непосредственно затрагивают принцип устройства системы.
Необходимо учесть, что в нормальной ситуации взаимодействия группы наиболее строгие требования к себе связываются именно с этими качествами. Т.е. данная ситуация начинает напоминать принцип дополнительности. Для групп партнеров возникает угроза вытеснения в иную социальную систему в сознании выигрывающей группы.
Аналогичный процесс происходит в ситуации манипулирования людьми друг другом.
Второй тип регулирования, включает несколько тактик.
Конформность. Крайним выражением ее служит понижение чувства групповой приверженности, а затем и полная ассимиляция с групповым партнером. Распространение требований к группам по степени их важности не отличается по характеру от аналогичных распределений, сделанных группами с нормально развивающимися взаимоотношениями. Но характеристики группы самих себя отличаются высокой критичностью. Группа не только недовольна рядом своих характеристик, но и считают их развитыми хуже чем у внешних взаимодействующих групп. Причем, большая критичность применяется к качествам, необходимым для взаимодействия.
Результаты межгрупповых сравнений настолько затрагивают групповое сознание, что свойство социоцентризма становится не способными противостоять объективным проявлениям групповых качеств.
При условии свободной миграции членов групп, такие группы, как правило, перестают существовать, но организационная система заставляет сохранять групповые границы и члены группы вынуждены конформировать в направлении к более высоко статусным партнерам.
Нормализация. Предполагает такое изменение социально-психологических отношений групп, которое привело бы к компромиссу во взаимоотношениях и избавило бы от возникновения напряженности. При этой тактики происходит трансформирование групповой структуры мер, которая является основной для межгруппового сравнения.
В этом случае группа признает больший уровень развития качеств, необходимых для профессионального взаимодействия, у своих партнеров. Одновременно она подчеркивает более высокий уровень развития некоторых качеств у себя, которые являются не столь важными для взаимодействия в нормально складывающихся условиях. В данной ситуации эти качества меняют свою значимость и становятся важными для группы, т.е. происходит разрыв между качествами, предъявляемыми для внешней группы и качествами, предъявляемыми для своей группы.
За счет этого группа сохраняет свою индивидуальность, делает вклад в приверженность ей со стороны рядовых членов, т.е. создает своеобразный механизм психологической защиты, предохраняя группу от ущерба межгруппового сравнения, т.е. в отличие от предыдущих тактик - данная ведет к полюсу психологической изоляции, а не ассимиляции.
Инновация. Она противоположна конформности и заключается в том, что группа начинает внедрять в общественное сознание новые формы поведения и принципиально новые идеи, носителем которых она является. В случае успешного внедрения группа из проигрывающей автоматически становится победителем. Инновация ориентирована на создание конфликта и разрешение его в пользу группового членства.
Лекция 9.