Стадия внутригрупповой идентификации.
Этот процесс направлен на создание стабильности группы во времени и формирование внутригрупповых чувств, связанных с защитой внутригрупповых интересов.
Один из самых популярных феноменов – феномен ингруппового фаворитизма. Он заключается в более высокой оценке качества результатов активности группы членства даже в том случае, если группа объективно и очевидно проигрывает межгрупповое сравнение.
Склонность к переоценке групповых свойств первоначально трактовалась как принцип обязательной социальной конкуренции. Она проявляется всегда независимо от условий взаимодействия. Дальнейшие эксперименты показали, что соотношение оценок даваемых испытуемыми группе членства и внешней группе зависит от объективных результатов взаимодействия и проявляется различная степень предпочтения в отношении разных качеств. Т.е. нет тотальной предубежденности, она подчиняется принципам целесообразности системы.
В нормально функционирующих системах группами переоценивается, в первую очередь, качества, связанные с системообразующим фактором. Маловажные качества часто оцениваются объективно, а иногда могут недооцениваться. Это говорит о том, что фаворитизм присущ не только конкурирующим группам, но и вообще является нормой взаимоотношений групп.
Это ядерное свойство для социальных систем, которое определяется понятием социоцентризма. Это склонность группы считать себя центральным элементом социальной системы, принимать на себя ответственность за достижение системной цели. Соответственно это приводит к трактовке результатов межгруппового сравнения в пользу своей группы. На основе этого свойства формируется чувство приверженности группе членства и эмоциональная привязанность к ней. С этого момента возможно проявление альтруизма, эмпатии, а не прагматический индивидуальный расчет.
Теджфел и Яхода просили детей в Британии перечислить страны, которые им больше нравятся. А потом просили привести какие-нибудь факты, связанные с этими странами. Дети легко указывали предпочтения, но практически ничего не могли сказать об этих странах. Авторы исследования пришли к выводу, что идентификация с группой формируется раньше, чем когнитивная составляющая отношений к ней.
Свойство социоцентризма, которое формирует приверженность к конкретной группе, снижает страх перед деперсонализацией, уменьшает чувство тревоги, повышает уверенность в индивидуальных знаниях и установках.
Свойства присущие процессу идентификации.
1. В период своего становления группа особое внимание уделяет выработке идеальных образов и основополагающих идей, которые придают индивидуальный смысл членству в группе, адаптируют индивидуальные ценности к групповым. Выработкой и распространением групповых ценностей занимается групповая элита. Это те образы, которые служат критериями для признания группового членства.
2. Образ прототипного члена группы воплощает в себе эталонированные черты группы, образуется в сознании членов группы, исходя из практики межиндивидуального общения. Прототипный член группы не складывается из усредненных характеристик всех членов группы, и не отождествляется с лидером группы.
3. Группа, стремясь приобрести больше влияние и независимость от других, развивает тенденцию быть максимально социально заметной. Поддерживая ощущение равенства всех внутри, группа старается подчеркнуть отличия членов группы от тех, кто находиться снаружи. Для этого вырабатываются особые знаки, символы.
4. Сильная стереотипизация и усиление роли знаковой активности не только повышают рельефность группы, но и имеют сильное влияние на групповое сознание. Уорчел проводил эксперименты по межгрупповому взаимодействию, где главным условием было наличие или отсутствие единой лабораторной одежды. Результаты показали, что идентичность одежды при неудачных результатах взаимодействия снижала напряженность межгруппового конфликта.
5. Чем больше согласия в группе, т.е. чем сильнее деперсонализация, тем больше разделяемые реакции членов группы воспринимаются как объективно необходимые, истинные и соответствующие реальности.
6. Чем меньше группа членства относительно внешней группы, тем более положительная идентификация с ней будет развиваться.
Лекция 7
Период социального обмена.
Обмен социально-психологическими отношениями, в отличие от других видов обмена, предназначен для воссоздания и развития свойства социальности элементов социальной системы. Т.е. он служит целям сохранения групп как субъектов соответствующей активности в процессе осуществления ими межгруппового взаимодействия.
Этот обмен не рассматривается как обмен физическими объектами, а может быть рассмотрен как взаимопереход психических моделей реальности, которые складываются в сознании групп и, в той или иной мере, являются частью сознания личности.
Питирим Сорокин: Человек с человеком не могут непосредственно обмениваться психическими переживаниями. Это замкнутые психические машины, которым необходимы своеобразные проводники для обмена. Такими проводниками у человека становятся образы. Они складываются на основе воспринимаемых действий, реакции и высказываний и затем интерпретируются как наличие у действующего индивида или группы соответствующей модели реальности. Т.е. той системы психологических отношений, которыми личность обладает, как представитель той или иной группы. Эти модели учитываются личностью при построении отношений с другими группами.
Так же как в процессе обмена товарами возникает социально-практическая система знаков. В процессе обмена социально-психологическими отношениями возникает система символов, которая позволяет обмен идеями, непосредственно связанными с социально-психологическими отношениями. Внешние объекты приобретают символическое значение. Это - общедоступные видимые вещи, которые за счет символической стороны передают отношения. В силу своего предназначения создавать единство общности этот обмен приобретает относительную самостоятельность от материального обмена, который происходит в ходе взаимодействия. Это иная сторона активности групп.
Обмен социально-психологическими отношениями требует соответствующих условий, материального и идеального фона, в котором происходит взаимодействие. Фоном могут служить другие социальные системы, которые хотя и влияют на взаимодействие, но существенно принцип организации этого взаимодействия не определяют.
На первой стадии обмена происходит формирование организации, предназначение которой внести определенные ограничения, сформировать каналы, по которым будет протекать обмен и регламентировать процесс такого обмена.
Особую роль приобретают правила распределения исходов межгруппового взаимодействия. Эти правила в отличие от физических законов зависят от обычаев, социальных норм, характера проявления власти. Они делятся на распределительные и процедурные.
Распределительная справедливость может быть основана на 3 принципах:
1. Доля вклада во взаимодействие
2. Принцип равных долей
3. Потребности участников
Процедурная справедливость обеспечивает соблюдением 6 правил:
1. Согласованность
2. Сдерживание пристрастий
3. Точность
4. Правильность
5. Ответственность
6. Этичность
Макс Вебер уделял большое внимание процедурным моментам. Его подход к организации основан на бюрократичности. В какой-то степени она необходима в каждой организации потому, что не структурированная ситуация межгруппового контакта существенно увеличивает уровень тревожности членов группы и первоначальные фазы межгруппового взаимодействия, как правило, недостаточно структурированы, обладают высокой неопределенностью исходов взаимодействия, как правило, сопровождаются высокой частотой конфликтов. Чтобы избежать этого группы прибегают к нормативным моделям, перенесенным из аналогичных ситуаций.
При формировании организации один из главных моментов - формирование процедурных норм.
Особую проблему представляет процедура распределения ответственности между группами. Можно выделить 2 принципа распределения ответственности: явно распределяемая ответственность и не явно распределяемая ответственность. Последняя, как правило, сопровождается большим количеством конфликтов.
В процессе формирования организации складывается организационная культура. Выделяют 4 типа организационных структур:
1. Бюрократическая (иерархическая). Основана на работах Вебера. Самая первая выделенная культура. Главная доминанта – организация и контроль. Лидер выступает как координатор. Основная цель управленческой деятельности: жесткая регламентация процедур. Она наиболее равнодушна к человеческим потребностям.
2. Клановая. Привлекла внимание после исследований японских фирм и организаций. Основная доминанта: отношения между членами организации, сплоченность, моральный климат, ориентация на развитие человеческих ресурсов. Лидер выступает как воспитатель или родитель. Большое внимание придают соучастию в работе организации.
3. Рыночная. Ориентирована на освоение внешней социальной среды, конкуренцию, самовыражение за счет других. Лидер выступает как соперник. Этот тип культуры начал развиваться с 60-х годов и стал популярен.
4. Адхократическая. Так же ориентирована на самореализацию, но за счет внутреннего потенциала. Критериями эффективности выступает творчество и развитие. Лидер становиться новатором. Организация занята поиском новых ресурсов. Подобный тип больше соответствует научным и творческим организациям. В отличие от рыночной, осуществляет самореализацию за счет себя. Начала формироваться с развитием информационных систем. Становится эффективной в ситуации быстро меняющихся внешних условий.