Регуляторы конфликтного взаимодействия
Ситуационный контекст взаимодействия
• общий эмоциональный фон и характер отношений,
• жесткость структуры, в рамках которой возникает конфликт.
• наличие «третьих лиц», заинтересованных в усилении или ослаблении конфликта.
• поведение оппонента, другой стороны.
Благоприятная ситуация, в которой оказывается человек, не дает оснований для проявления конфликтных тенденций его характера (или смягчает их), и напротив — общая неблагоприятная ситуация может привести к конфликтному поведению даже вполне «миролюбивых» людей. Подобная зависимость свидетельствует об известном приоритете социально-психологических факторов перед индивидуально-психологическими среди субъективных факторов, де-терминирующих возникновение конфликтов. Однако в обыденном сознании нередко преувеличивается значение личностных факторов в возникновении конфликтов.
М. Дойч - закон социальных отношений: «Характерные процессы и эффекты, вызываемые данным типом социальных отношений, имеют тенденцию вызывать данный тип социальных отношений». Кооперация вызывает и вызывается воспринимаемым подобием в представлениях и установках участников взаимодействия, готовностью помогать, открытостью в коммуникации, восприимчивостью к общим интересам и не подчеркиванием противоположных интересов. Конкуренция вызывает и вызывается использованием тактики принуждения, угрозы и хитрости, попытками увеличить различия в относительной силе сторон в свою пользу, ограничениями в коммуникации, минимальным осознанием сходства в ценностях и усилении восприимчивости к противоположности интересов, подозрительными и враждебными установками, значимостью и жесткостью проблем в конфликте.
Позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешного преодоления в прошлом становится положительным фактором установки участников конфликта на новую ситуацию разногласий, не-гативный же опыт отрицательно влияет на развитие нового конфликта.
Психологические ориентации участников конфликта
Психологическая установка - более или менее устойчивый комплекс когнитивных и мотивационных ориентаций на данную ситуацию, который выполняет функцию регуляции выбора стратегии поведения в этой ситуации.
Когнитивная ориентация - комплексы представлений (ожиданий): мы «за» или «против» друг друга, связаны ли мы таким образом, что мы вместе выиграем или вместе проиграем, или же если один выигрывает, то другой проигрывает.
Мотивационные ориентации: В кооперативных отношениях человек склонен воспринимать другого позитивно, иметь доверительные и доброжелательные установки. В конкурентной ситуации существует тенденция воспринимать другого негативно, иметь по отношению к нему подозрительные и враждебные установки, психологическая закрытость, тенденция быть агрессивным, добиваться односторонних преимуществ для себя, рассматривать другого как про-тивника. От оппонента ожидается наличие аналогичных установок.
Моральная ориентация связана с взаимными обязательствами и правами и предполагает, что отношения рассматриваются не только с точки зрения личной перспективы, но и с позиции социальной перспективы, учитывающей интересы других в этих отношениях. В кооперативных ситуациях возникает тенденция к принятию равенства и взаимному уважению. В конкурентных ситуациях моральная ориентация может включать обязательства по соблюдению правил (например в случае дуэли), или же борьба ведется без правил, когда «все средства хороши».
Социально-перцептивные регуляторы
Само существование конфликта как социально-психологического явления зависит от субъективного отражения события его участниками.
Адекватность отражения конфликтной ситуации.
Образ ситуации, на основании которого человек строит свое поведение в конфликте, представляет собой относительно целостное отражение сути противоречия, общей «расстановки сил», собственных возможностей и возможностей «оппонента», его личности в целом.
Фундаментальная характеристика образа другого в конфликте -пристрастность. Поведение «оппонента» воспринимается другим участником конфликта как противоречащее его позиции, а потому как «неправильное», «неестественное», «нелогичное».
В возникновении конфликта всегда виноват другой
Противопоставление «хорошего» себя «плохому» другому выполняет в конфликте своеобразную защитную функцию обоснования своей позиции за счет обесценивания позиции «плохого» другого
Оценка ситуации:
1) Субъективные факторы.
2) Объективная детерминанты.
1. Ситуационный контекст взаимодействия, т.е. общий характер отношений сторон (взаимные интересы и соперничество). Соперники обычно имеют краткосрочную ориентацию (озабочены выгодами в данной ситуации, чем отношениями в дальнейшем). В кооперативном контексте участники имеют долгосрочную ориентацию и ориентированы не только на достижение цели, но и поддержание хороших отношений.
Факторы:
1.1. ужесточающие факторы (общий эмоциональный фон отношения).
1.2. Жесткость структуры, в которой протекает конфликт (если в семье четко определены нормы и роли, то при столкновении с противоречиями сложно разрешить конфликт).
1.3. Наличие 3-х лиц (н-р, отношение родителей к браку, в конфликте между супругами).
1.4. Поведение другой стороны.
1.5. Опыт разрешения разногласий (если опыт конструктивный, то формируется уверенность в преодолении противоречий).
2. Психологические ориентации участников конфликта (установки участников).
2.1. когнитивная ориентация (комплексы представлений, ожиданий, которые помогают человеку ориентироваться в ситуации; «мы за» или «мы против»; взаимодействие сторон: либо «мы вместе выиграем» либо «вместе проиграем»).
2.2. мотивационные ориентации (наделяют пространство позитивной или негативной валентностью; в кооперативных отношениях человек склонен воспринимать другого позитивно, иметь доверительные установки по отношению к другому, быть открытым, ответственным за другого и ожидать подобных установок от другого; в конкурентной ситуации характерна тенденция воспринимать другого негативно; характерны подозрительные, враждебные установки по отношению к другому; психологическая закрытость, тенденция быть агрессивным, но подобное не ожидается от противоположной стороны).
2.3. моральные ориентации – категория справедливости (в кооперативных ситуациях - тенденция к принятию равенства и взаимоуважение; в конкурентных ситуациях моральные ориентации могут включать обязательства по соблюдению правил либо борьба ведется без правил, когда все средства хороши).
Социально – психологические регуляторы более значимы, чем психологические.
3. Социально – персептивные регуляторы. Важной характеристикой является адекватность отражения ситуации. Образ конфликта включает:
1) образ конфликтной ситуации;
2) представления участников о себе;
3) представления о противостоящей стороне (как правило являются пристрастными);
4) представления о среде.
Свое поведение в конфликте объясняется особенностями ситуации, а поведение другого человека – используется личностная атрибуция (он сам сделал такой выбор).
4. Нормативные регуляторы – это ценностно – нормативные характеристики участников конфликта и социальной среды, в которой конфликт произошел. Данный аспект проявляется в 3-х отношениях:
1) стремление участников конфликта к нормативному обоснованию своих позиций и действия;
2) существование правил конфликтного взаимодействия4
3) существование культурных и этических норм конфликтного взаимодействия.
В осуществлении правил конфликтного взаимодействия существует:
1) система ложного согласия: «Мое поведение нормативное, т.к. все так делают, а поведение другого – ненормальное» - проявляется 2-й стандарт конфликта (приписывание разного смысла одним и тем же действиям).
2) Критерии справедливости/несправедливости (в каждом обществе разные). Несправедливость связана с процедурами принятия решения (то, как оно принимается).
3) Правила взаимодействия в конфликтной ситуации – это система представлений участников конфликта о правильном поведении, которое определяет логику развития конфликтного взаимодействия (конфликтной ситуации).
4) Культурные нормы взаимодействия в конфликте (в каждой культуре свои нормы; пр. обычай «кровная месть» - участниками конфликта становятся большие семьи => восприятие не отдельного человека, а всей семья).
М. Мид выделил 3 типа культур:
А) сотрудничающая; человек чувствует себя защищенным, как член группы;
Б) соперничающая; человек чувствует себя защищенным, если он добился превосходства над другими;
В) индивидуализирующая.
5) Этические нормы взаимодействия в конфликте – проблема этических норм возникает когда одной из сторон нарушаются нормативные регуляторы, т.е. поведение сторон не соответствует правилам поведения в конфликте + человек пытается оправдать и узаконить свое положение