Тест 4. Тактика поведения в конфликте

Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «да» начисляете 1 балл, за ответ «нет» – 0 баллов. С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересующее вас лицо.

«Избегающий конфликта»

1. Всегда проигрывает в конфликте Да Нет

2. Считает, что конфликта надо избегать Да Нет

3. Выражает свое мнение извиняющимся тоном Да Нет

4. Считает, что проиграет, если выразит несогласие Да Нет

5. Удивляется, почему другие его не понимают Да Нет

6. Говорит о конфликте на стороне оппонента Да Нет

7. Воспринимает конфликт весьма эмоционально Да Нет

8. Считает, что в конфликте не следует демонстрировать Да Нет

своих эмоций

9. Чувствует, что надо уступить, если хочешь разрешить Да Нет

конфликт

10.Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта Да Нет

Оценка результатов

8-10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенденция к конфликтности;

4-7 баллов - средне выраженная тенденция к конфликтному поведению;

1-7 балла – тенденция не выражена.

«Действующий напролом»

1. Часто подтасовывает факты Да Нет

2. Действует напролом Да Нет

3. Ищет слабое место в позиции оппонента Да Нет

4. Считает, что отступление ведет к «потере лица» Да Нет

5. Использует тактику «затыкания» рта оппоненту Да Нет

6. Считает себя знатоком Да Нет

7. Нападает на человека, а не на проблему Да Нет

8. Использует тактику маскировки (голосом, манерами и т.п.) Да Нет

9. Считает, что выигрыш в аргументах очень важен Да Нет

10.Отказывается от дискуссии, если она не в соответствии с

его замыслом Да Нет

Оценка результатов

8-10 баллов свидетельствует о явной тенденции действовать напролом;

4- 7 баллов – показатель того, что имеет место средне выраженная тенденция действовать напролом;

1- 3 балла означают, что тенденция действовать напролом не выражена.

Практическое занятие

Ситуационно-ролевая игра «Переговоры»

Цель занятия. Отработка навыков делового общения в перегово­рах; урегулирование конфликта; достижение соглашения.

Роли для участия в игре

1. Специалисты, ведущие переговоры, не менее трех человек Обычно это лица, облеченные властью, полномочиями и дове­рием той стороны, которую они представляют. Кроме того, они должны быть людьми, принимающими решения, в том числе и в изменившихся обстоятельствах.

2. Группа экспертов, их задача — дать оценочную экспозицию кон­фликта. Экспертные решения и оценки должны носить пред­метный характер. Оценивая решения, принятые в процессе пе­реговоров, эксперты должны подсчитать конкретные убытки и потери и выявить ошибки и их негативные последствия, пред­ложить варианты действий. (Не менее трех человек.)

3. Группа аналитиков, их задача — осуществить прогнозирование на перспективу, проанализировать предлагаемые экспертами и переговорщиками решения с точки зрения их эффективности, появления потенциальных проблем. (Не менее трех человек.)

I этап. Подготовка

• Создание игровых команд: специалисты по переговорам — по три человека от каждой из сторон; эксперты, аналитики.

• Описание сложившейся ситуации, конфликта между сторонами. Примечание. Ситуацию можно предложить из реальной практи­ки или дать слушателям возможность придумать ее самим.

• Создать документ - ПАКЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. В него входит несколько статей. Одна из них — описание конфликта в терми­нах, принятых обеими сторонами. Это уже первый шаг к буду­щей договоренности. Далее описываются взаимные претензии. Список претензий должен быть достаточным для выражения собственной позиции, аргументированным и не чрезмерным. Пакет предложений включает в себя:

1. Преамбула — в ней оговариваются цели, интерес и отноше­ние к спорному положению.

2. Детализация преамбулы в формулировке собственной пози­ции по всем аспектам спорного положения.

3. Претензии к партнерам. Необходимо выделить принципиаль­ные претензии и второстепенные. Первые описываются в ка­тегорических выражениях, а вторые по типу: «к тому же...», «следует добавить, что...» и т. п.

4. Экспертные оценки, характеризующие те или иные положе­ния.

Группы экспертов и аналитиков готовят встречные предложения, описывая их значимость, эффективность и прогнозируя возможные последствия.

Примечание. Группе экспертов можно предложить вместо раз­работки новых предложений выработать систему оценки результатов деятельности специалистов по переговорам и аналитиков, принимае­мых решений, выбираемых стратегии и тактики.

II этап. Регламент

Регламент должен определять: место, время, характер и упорядоченность переговоров. Регламент состоит из следующих частей.

1. Преамбула регламента — констатация общей цели перегово­ров, их характера, содержания и оснований. Цели перегово­ров должны определяться взаимным соглашением.

2. Формулирование характера переговоров связано с ориента­цией на взаимосогласование, рассмотрение претензий, разбор конфликта, двусторонние или многосторонние переговоры, обращение к третьим лицам, предварительные раунды кон­сультаций и т. п.

3. Соглашение относительно участников переговорного процес­са, их полномочий, представительности.

4. Формулирование санкций, которые определяются как меры наказания, следующие за нарушение регламента.

5. Диспозиция — согласование места и времени проведения са­мих переговоров, консультаций, встреч посредников и пр. Примечание. Выработка той или иной формулы регламента проводится на закрытых совещаниях каждой команды. Эксперты ч аналитики могут вносить свои предложения каждой из сторон. Кроме того, проводятся предварительные раунды консультаций ко­манд.

По итогам П этапа принимается согласованный регламент.

III этап. Решения

Началом данного этапа служит принятие взаимосогласованного пакета предложений. Реализация данного этапа будет продуктивной если предыдущие этапы дали соответственно конструктивные результаты. Решение выражается в намерении обеих сторон действо­вать в направлении формулирования общих соглашений.

IV этап. Соглашения

Это последний этап переговоров. Он предполагает, что участники игры совершают несколько последовательных шагов:

1. Формулирование достигнутых договоренностей в виде согла­шений.

2. Формулирование заключительного протокола.

Выработка СОГЛАШЕНИЯ и ПРОТОКОЛА тоже предполагает свою тактику, маневры, уступки и твердость позиции.

Заключительные документы переговоров оформляются в виде со­ответствующих соглашений:

ДОГОВОР — правовой акт, который устанавливает права и обя­занности договаривающихся сторон. Договор формулируется (в за­висимости от содержания переговорного процесса) как экономиче­ский, дипломатический, коммерческий, военный и т. п.

Это может быть договор о гарантиях, договор о дружбе и сотруд­ничестве, договор о взаимной помощи, о нейтралитете, о разделении сфер влияния.

ПАКТ — договор, имеющий в своем названии указание на содер­жание договора.

КОНВЕНЦИЯ — договор по отдельному вопросу.

СОГЛАШЕНИЕ — договор по вопросу сравнительно небольшого значения или временного характера, заключаемый на непродолжи­тельный срок.

ПРОТОКОЛ — фиксация в кратко изложенном соглашении до­говоренности по определенному вопросу. Протокол может также слу­жить пояснением к той или иной статье основного договора.

ПРОТОКОЛ О НАМЕРЕНИЯХ - соглашение сторон, не нося­щее юридического характера. Его статус — лишь прояснить и в опре­деленной степени согласовать намерения сторон на основе установ­ления в процессе переговоров общих интересов.

ДЕКЛАРАЦИЯ И МЕМОРАНДУМ - торжественные заявления сторон о том, что они будут придерживаться одинаковой линии пове­дения по спорному вопросу.

ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ - договор, заключае­мый в устной форме между договаривающимися сторонами.

Примечание. Участники переговоров принимают тот вид согла­шения, который адекватен обсуждаемой ситуации. По итогам игры проводится оценка принятых соглашений со стороны экспертов, а затем в коллективной дискуссии анализируются сами переговоры, достижения и потери участников, просчеты и ошибки, которые до­пущены из-за неэффективной подготовки к переговорам.

Преподаватель в заключение игры подводит итоги, резюмируя все позитивное и конструктив­ное.

Вопросы для самостоятельного изучения

1.Вопросы интервью для посредника конфликта.

2.Медиация как форма урегулирования конфликтов, как альтернативный метод разрешения споров.

3.Ассертивный спор.

4.Типы и правила аргументации. Использование санкций

5.Ассертивная защита и ассертивный отказ. Техники отказа.

Рекомендуемый список литературы

1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - М, 2009.

2.Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М.: ЮНИТИ, 2008.

3.Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2010.

4.Корэн Л., Гудмэн П. Искусство торговаться или все о переговорах. - М., 2005.

5. Мартин Д. Трудный разговор. Как справляться с затруднительны­ми ситуациями. - Мн., 2006.

6. Цветков В.Л. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2004.

7.Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 2007.

III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

1.Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому называется:

а) соперничество;

б) конкуренция;

в) компромисс;

г) приспособление;

д) верны ответы А и Б;

е) верны ответы Б и Г.

2.Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны, называется:

а) сотрудничество;

б) кооперация;

в) избегание;

г) компромисс;

д) альтруизм;

е) приспособление.

3.Стремление субъектов взаимодействия к поиску альтернатив, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон, называется:

а) компромисс;

б) сотрудничество;

в) альтруизм;

г) адаптация;

д) совместимость;

е) избегание.

4.Отсутствие стремления, как к достижению собственных целей, так и к удовлетворению интересов другого называется:

а) конкуренция;

б) избегание;

в) кооперация;

г) сотрудничество;

д) справедливость;

е) приспособление.

5.Открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия называется:

а) инцидент;

б) противоречие;

в) конфликтная ситуация;

г) конфликт;

д) конфликтные действия;

е) исходы конфликта.

6.Конструктивные функции конфликта проявляются в том, что он:

а) повышает психологическую напряженность;

б) снижает эффективность совместной деятельности;

в) обнаруживает существующие противоречия;

г) изменяет условия и обстоятельства общения;

д) верны ответы А и В;

е) верны ответы В и Г.

7.Межличностные конфликты представляют собой :

а) столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов;

б) столкновение, не имеющее реальных противоречий между субъектами;

в) ситуацию столкновения интересов групп или социальных общностей;

г) столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга, либо несовместимы в данный момент;

д) ситуацию, ведущим компонентом которой являются ее рациональные оценки участниками;

е) отражение социально-экономических проблем общества.

8. Содержание управления конфликтами включает:

а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение

б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение

в) прогнозирование, регулирование, разрешение

г) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение

д) анализ конфликтной ситуации, прогнозирование, предупреждение, разрешение

9.Второе правило самоконтроля эмоций заключается в:

а) установке на рациональное восприятие соперника

б) обмене содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения

в) в переводе темы разговора

г) отвлечении от ненужной информации

д) спокойной реакции на эмоциональные действия соперника

10.Инцидент – это:

а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

б) истинная причина конфликта

в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними

г) то, из-за чего возникает конфликт

д) необходимое условие конфликта

11.Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:

а) К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Конта

б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, 3. Фрейда

в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа

г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотт

д) Р. Фишера, У. Юри, К. Томоса

12. Предпосылками разрешения конфликта являются:

а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта

б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон

в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности

г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе

д) стиль руководства, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности

13.Конфликтогены – это:

а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту

б) проявления конфликта

в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности

г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта

д) поведенческие реакции личности в конфликте

14.Что относится к форме разрешения конфликта:

а) порицание, юмор, убеждение, уступка

б) уступка, компромисс, уход, сотрудничество

в) требования, критика, убеждение, юмор

г) уступка, требования, убеждение, критика

д) подчинение; примирение; убеждение, согласование

15.Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к:

а) обмену информацией

б) налаживанию добрых взаимоотношений

в) достижению взаимопонимания

г) расширению темы общения

д) усилению информационного воздействия на партнера

16. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «В общественном транспорте один пассажир нечаянно толкнул другого, не извинившись за причиненное неудобство. Второй пассажир в ответ на толчок нагрубил первому пассажиру... В конечном итоге между ними возникла драка...»:

а) тип Б

б) тип В

в) тип А

г) тип Б и В

д) тип А и Б

17. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из 3 позиций) в трансакции «Взрослого»:

а) проявляет чувства вины, руководит, уточняет ситуацию

б) работает с информацией, анализирует, разговаривает на равных

в) требует, покровительствует, руководит

г) работает с информацией, покровительствует, руководит

д) уточняет ситуацию, работает с информацией, руководит

18.Коммуникативные барьеры непонимания возникают:

а) вследствие принадлежности субъектов общения к разным социальным слоям;

б) в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения;

в) вследствие разного уровня развития и владения речью;

г) при различиях в идеологии и различиях в представлениях о структуре и смысле власти;

д) верны только ответы б и в;

е) все ответы верны.

19.К коммуникативным барьерам непонимания относятся:

а) фонетический;

б) семантический;

в) стилистический;

г) логический;

д) верны только ответы Б и Г;

е) все ответы верны.

Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по их корректировке; совершенствования методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К контролю текущей успеваемости относится проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях;

- по результатам проведения рубежного контроля уровня усвоения знаний (с помощью тестовых заданий или контрольных вопросов);

- по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для их предварительной и промежуточной аттестации по дисциплине.

IV. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТУ)

1. Понятие конфликта, его сущность и структура.

2. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

3. Субъекты конфликта и их характеристика.

4. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликта.

5. Классификация конфликтов и причины конфликта.

6. Этапы и фазы конфликта.

7. Особенности механизма возникновения и протекания конфликтов в деятельности ОВД.

8. Понятие управления конфликтами и его специфика в деятельности ОВД.

9. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами.

10. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение.

11. Источники прогнозирования конфликта в правоохранительной деятельности.

12. Пути предупреждения конфликта.

13. Вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликта.

14. Стимулирование конфликта, его формы и средства.

15. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные.

16. Этапы регулирования конфликта.

17. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов.

18. Поведение личности в конфликте: модели поведения в конфликтном взаимодействии; стратегии поведения; типы конфликтных личностей.

19. Алгоритм деятельности сотрудника (руководителя) по управлению конфликтами.

20. Понятие внутриличностного конфликта и его особенности.

21. Формы проявления внутриличностных конфликтов (неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализм).

22. Способы разрешения внутриличностных конфликтов: компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение, коррекция.

23. Особенности возникновения внутриличностных конфликтов.

24. Понятие межличностного конфликта и его структура.

25. Сферы проявления межличностного конфликта, причины и способы разрешения.

26. Классификация межличностных конфликтов.

27. Уровни развития межличностных конфликтов.

28. Психологические признаки межличностного конфликта.

29. Специфика проявления причин межличностных конфликтов.

30. Групповые конфликты: понятие и их структура.

31. Классификация групповых конфликтов.

32. Конфликт между лидером и группой.

33. Причины конфликта «личность – группа» и их проявление в трудовой деятельности.

34. Социально-психологические причины межгрупповых конфликтов.

35. Классификация межгрупповых конфликтов и способы их разрешения.

36. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов; его функции и содержание.

37. Модели поведения партнеров в переговорном процессе.

38. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе.

39. Типы стратегий поведения в конфликте.

40. Тактические приемы поведения в конфликте.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся по дисциплине требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) в форме зачета.

Зачет проводится в ходе семестра, после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачета определяется кафедрой (устный – по билетам). Оценка по результатам зачета носит недифференцированный характер – зачтено/не зачтено.

V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

1.Федеральный закон РФ от 07 февраля 2011 г. №3 – ФЗ «О полиции»// Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, №7, ст. 900

2.Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. №342 – ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 05.12.20011, № 49 (ч.1), ст. 7020.

3.Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Доступ из справ. – правовой системы «Консультант Плюс»

5.2.) основная литература

1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. - М.-СПб.: Питер, 2009.

2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - М, 2009.

3.Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М.: ЮНИТИ, 2008.

4.Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2010.

5.3.) дополнительная литература

1.Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. - М.: Гардарики, 2002.

2.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006.

3. Гуськова А.Я. Конфликтология. Учебное пособие. – М., 2012.

4.Зазыкин В.Г., Нечаева Н.С. Введение в психологию конфликтов /на примерах конфликтов в коллективах организаций/. - М, 2006.

5.Корэн Л., Гудмэн П. Искусство торговаться или все о переговорах. - М., 2005.

6. Мартин Д. Трудный разговор. Как справляться с затруднительны­ми ситуациями. - Мн., 2006.

7. Цветков В.Л. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2004.

8.Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 2007.

Наши рекомендации