Тема 5. Общение и социальные группы как социально-психологические феномены.

Общение как социально-психологический феномен: понятие, стороны, функции, виды. Общение в больших и малых социальных группах. Понятие и классификация социальных групп. Виды групп. Структура, феноменология и динамика малых социальных групп: лидерство и руководство, конформизм и давление группы на личность, процесс принятия группового решения, групповая сплоченность. Уровни развития малой группы. Понятие конфликт в социальной психологии. Виды и функции конфликтов.

Понятие и виды больших социальных групп. Роль больших социальных групп в жизнедеятельности человека.

Семинар

Цель: закрепление и углубление теоретических знаний о процессе коммуникации и социальных группах как социально-психологических феноменах; проверка степени усвоения материалов лекции и уровня самостоятельной подготовки курсантов и слушателей к семинару; убеждение курсантов и слушателей в практической значимости процесса обмена информацией, взаимопонимания и взаимодействия на практике.

Вопросы для обсуждения:

1. Как влияет общение на психическое развитие и становление его как личности?

2. Какие виды общения можно выделить, характеризуя взаимодействие между людьми?

3. В чем сходство и различие императивной и манипулятивной форм общения? В каких сферах взаимодействия людей целесообразно их использование?

4. Как Вы понимаете смысл основных правил гуманистического общения? Как Вы думаете, почему именно такое общение содействует укреплению психического здоровья человека?

Тематика рефератов:

1. Понятие конфликт в социальной психологии. Виды и функции конфликтов.

2. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

3. Анализ напряженных конфликтных ситуаций.

4. Значение межличностного конфликта в развитии личности и группы.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Большие социальные группы. Функции, значение, классификация.

2. Социально-психологические механизмы воздействия в больших социальных группах.

3. Проблема управления массой и толпой. Явление паники.

Тесты:

1. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки

2. Методика Карпова А.В. Диагностика рефлексии

3. Тест самоактуализации (САТ)

Практическое занятие:

Организация вступлений курсантов по вопросам практического занятия, с учетом установленного регламента и запланированной методики обсуждения вопросов практического занятия с выработкой умений по теме.

На практическом занятии преподаватель проводит текущий контроль успеваемости с целью оп­ределения степени усвоения учебного материала, своевременного выявления и устранения недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины, организации работы обучающихся в ходе занятий и оказания им индивидуальной помощи.

Целесообразно: применять методические приемы и средства для поддержания активности курсантов, развития интереса к теме; обеспечить высокий уровень выступления курсантов; добиваться практической направленности практического занятия, в изложении материала ориентироваться на профессиональную подготовку специалистов органов внутренних дел; равномерно распределять групповые и индивидуальные задания; соблюдать такт и уставные взаимоотношения в общении с курсантами.

Индивидуальное и групповое обсуждение решенных задач:

1. Определить понятие и сущность социальной группы.

2. Проанализировать лидерство и руководство в малых социальных группах.

4. Определить понятие общение. Охарактеризовать структуру общения.

Проведя проверку индивидуальных и групповых заданий, преподаватель подводит итог практического занятия в целом и определяет, в какой степени достигнута его цель; анализирует выступления слушателей и оценивает в баллах уровень усвоения программного материала по теме; обращает внимание на общую подготовленность группы к занятию; определяет задание слушателям на доработку слабо усвоенных вопросов и сроки отчета по ним; дает задание к следующему занятию и методические рекомендации по самостоятельной подготовке к нему; приглашает курсантов, пропустивших занятие, на отработку материала через командира учебной группы, назначив время индивидуальной консультации.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите известные Вам «эффекты», возникающие при восприятии людьми друг друга.

2. Что такое «стереотипы» общения? Каким образом можно уменьшить влияние стереотипов при восприятии других людей?

3. При каких условиях убеждение как способ воздействия наиболее эффективно?

4. Приведите примеры использования убеждений как средства манипуляций другими людьми? Как противостоять недобросовестным убеждениям?

5. Какие социальные роли приходится Вам исполнять в жизни?

6. Что такое «ролевой конфликт» и как его предупредить?

Тематика рефератов:

1. Малая социальная группа. Классификация.

2. Возникновение и этапы становления малой группы. Понятие коллектив.

3. Группа и личность как субъекты взаимодействия. Влияние группы на личность и проблемы асоциального поведения.

4. Психологическая структура малой группы.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Общение. Структура общения.

2. Невербальное общение, его значение для эффективности взаимодействия людей.

3. Коммуникативная компетентность.

4. Социальные нормы и ценностные ориентации в группе.

5. Групповая деятельность и феномен неформального лидерства.

Тесты:

1. Выявление структуры темперамента с помощью опросника Русалова

2. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)

Рекомендуемая литература

б) основная литература:

1. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст]: учебник / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. - 583 с. Гриф УМС

2. Нуркова В.В. Психология: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 575 с.

3. Сосновский Б.А. Психология в 2-х томах издание 3-е пер. и доп. Юрайт, 2014г.

в) дополнительная литература:

1. Аминов И.И. Психология делового общения: учеб. пособие / И.И. Аминов. - М.: Омега-Л, 2011. - 304 с.

2. Буткова Т.А. Формирование психологической компетентности сотрудников ОВД: методические рекомендации / Т.А. Буткова. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 64 с.

3. Долженко В.Ю. Психология для руководителей ОВД: учеб. пособие / В.Ю. Долженко, Ю.В. Клочко. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2010. - 44 с.

4. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник / М. И. Еникеев. - 2-е перераб. изд. - М.: Норма, 2012. - 640 с.

5. Камнева Е.В. Профессиональная деформация сотрудников ОВД: факторы и формы проявления: монография / Е.В. Камнева. - М.: ВНИИ МВД России, 2011. - 108 с.

6. Коммуникативная психология: курс лекций / И.Н. Бобровничий. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2009. - 128 с.

7. Немов, Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии [Текст]: учебник / Р. С. Немов. - 5-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 687 с. Гриф МО

8. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в МВД России (генезис, концепция, организация, критерии): монография / В.Е. Петров. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2009. - 222 с.

9. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 384 с.

10. Психология развития: учеб. пособие / Грейс Крайг, Дон Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 940 с.

11. Социальная психология: курс лекций / А.А. Таганова. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2010. - 316 с.

12. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / С.Е. Кораблев. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 240 с.

13. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: учебник / Ю.В. Чуфаровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 480 с.

Наши рекомендации