Имеет ли для Вас значение, как относятся к Вам коллеги по работе?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
ЦЕЛЬ: развитие умений формулировать вопросы анкеты.
Качество получаемой исследователем информации в первую очередь определяется качеством составления вопросов. Ниже приведены примеры неудачных вопросов анкеты, выясняющей особенности работы психологов, часть из них снабжена необходимыми комментариями (Горбатов, 2003).
1. Как Вы относитесь к своей профессии? Собираетесь ли и далее работать психологом?
1.1. Это мое призвание, менять его не собираюсь;
1.2.Буду и далее работать психологом, только не в этой организации;
1.3.Пока буду работать психологом, потом - не знаю;
1.4. Вероятно, изменю сферу деятельности, но еще не знаю, каким образом;
1.5.Твердо решил перейти на другую работу;
1.6.Затрудняюсь ответить.
Следует заметить, что в данном случае спрашивается одновременно о двух разных вещах, что недопустимо. Кроме того, третий, четвертый и шестой ответы, фактически, означают одно и то же.
2. Работаете ли Вы последнее время с полной отдачей сил или нет?
2.1.Да, всегда;
2.2.Не всегда, хотя и стараюсь;
2.3.Могу работать лучше;
2.4. Не знаю.
Неясна цель такого вопроса, по сути, не содержащего особой информации. Неизвестно, каким образом можно будет интерпретировать полученные ответы. Достоверность данных подобного самоотчета небольшая. В формулировке вопроса задана излишняя альтернатива.
3. Если Вас не удовлетворяет больше Ваша работа, укажите причину...
3.1.Маленькая зарплата;
3.2.Низкий социальный статус;
3.3.Ухудшающийся уровень жизни;
3.4.Социальная незащищённость;
3.5.Другие ответы
Все предложенные ответы могут быть выбраны многими психологами испытывающими удовлетворение от своего труда. Скорее всего, респондент отметит все или почти все ответы, в таком случае вопрос теряет смысл. Варианты ответов первый, третий, четвертый и, во многом, второй имеют отношение к одной проблеме. Другие же возможные проблемы в перечне не представлены.
4. В каком стиле организовано Ваше общение с подчиненными, если они у Вас есть?
4.1.В либеральном;
4.2.В авторитарном;
4.3.В демократическом.
В любом сколько-нибудь длительном акте общения проявляются все названные стили при относительном доминировании какого-либо одного. Возможно, также и провоцирование выбора социально одобряемого ответа. Неудачно повторение предлога во всех ответах. В самом вопросе неверно введен «фильтр»» что затрудняет действия тех респондентов, у которых подчиненные отсутствуют.
5. С каким настроением Вы обычно идете на работу?
5.1.Настроение бодрое, хорошее;
5.2.Настроение не всегда одинаковое;
5.3.Настроение, как правило, неважное.
Качество настроения далеко не всегда обусловлено причинами, лежащими в сфере профессиональной деятельности. Помимо этого, о нем не имеет смысла говорить как об «обычном». Трехкратное повторение одного и того же слова неоправданно.
6. Можете ли Вы сказать о себе, что относитесь уважительно ко всем своим клиентам, независимо от их возраста или личностных особенностей?
6.1. Да;
6.2. Нет.
Ни один из вариантов ответа не дает значимой для исследователя информации. Вопрос, с одной стороны, не содержит указаний на конкретные проявления названного отношения, которые каждым понимаются по-своему, а с другой стороны, стимулирует социально одобряемую реакцию.
7. Имеет ли для Вас значение, как относятся к Вам коллеги по работе?
7.1.Конечно, это значимо для меня;
7.2.Это мне безразлично;
7.3.Мнение начальства для меня важнее;
7.4. Главное для меня - мнение клиентов.
8. Насколько характерно для Вас стремление активно интересоваться новейшими достижениями психологической науки?
8.1. Да, интересуюсь постоянно. Без этого нельзя при работе с людьми. Полученные знания очень помогают мне;
8.2. Иногда, если позволяет время или семейные обязанности.
9. Согласны ли Вы с утверждением, что «психологом» следует быть только на работе, не перенося профессиональные приемы в сферы семейного или дружеского общения?
9.1. Да;
9.2. Нет;
9.3. Другие ответы.
10. Какое количество рабочего времени за последнюю неделю было использовано Вами не по назначению?
10.1. Менее часа;
10.2. От одного до трех часов;
10.2.Более трех часов, но менее семи;
10.3.Более половины.
11. Можно ли обойтись без психолога на Вашем предприятии (в учреждении)?
11.1.Да, вполне;
11.2.Нет, нельзя.
12. Повышался ли в текущем году Ваш заработок?
12.1.Да;
12.2.Нет.
13. Каково значение труда в Вашем мировосприятии?
13.1.Труд - потребность человека;
13.2.Это источник благосостояния;
13.3.В труде формируются качества личности;
13.4.В труде человек становится личностью, творцом;
13.5.Какое-либо другое мнение.
14. Что именно удается Вам в работе лучше всего?
14.1.Семейное консультирование;
14.2.Профориентационное интервьюирование;
14.3.Индивидуальная консультация;
14.4.Тренинговые занятия.
Задание:
1) Самостоятельно проанализируйте, в чем состоят недостатки вопросов 7 – 14, и предложите свои варианты вопросов приведенной анкеты.
2) Составьте анкету, направленную на выявление проблем профессиональной деятельности психолога, работающего в системе образования.
Пример выполнения лабораторной работы
Приведен фрагмент лабораторной работы была выполненной студентом Б.О.В.
Методика исследования:При выполнении данной работы используется методика анкетирования.
Цель исследования:Цель данной работы – развитие умения формулировать вопросы анкеты.
Материал и оборудование исследования:Материал для анализа – фрагмент анкеты из учебного пособия «Практикум по психологическим исследованиям» (Горбатов, 2003).
Процедура исследования:
Необходимо ознакомиться с примерами неудачно сформулированных вопросов. Затем следует проанализировать недостатки вопросов этой анкеты и привести примеры самостоятельно сформулированных правильных вопросов на заданную тему. Второе задание подразумевает самостоятельное составление вопросов для анкеты, которая поможет выявить проблемы, касающиеся профессиональной деятельности педагога-психолога, который работает в системе образования.
Результаты исследования:
Задание №1 – анализ вопросов анкеты(приведен фрагмент работы, в котором анализируются вопросы 7-9).
Часть I. Общая информация
Укажите Ваш пол
1.1. Женский
1.2. Мужской
Укажите Ваш возраст
2.1. 20-30 лет
2.2. 30-40 лет
2.3. 40-50 лет
2.4. Старше 50
Укажите Ваш стаж работы
4.1. Менее года
4.2. От 1 до 3 лет
4.3. От 3 до 5 лет
4.4. Более 5 лет
Часть II. Основная
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
ЦЕЛЬ: развитие умений формулировать вопросы анкеты.
Качество получаемой исследователем информации в первую очередь определяется качеством составления вопросов. Ниже приведены примеры неудачных вопросов анкеты, выясняющей особенности работы психологов, часть из них снабжена необходимыми комментариями (Горбатов, 2003).
1. Как Вы относитесь к своей профессии? Собираетесь ли и далее работать психологом?
1.1. Это мое призвание, менять его не собираюсь;
1.2.Буду и далее работать психологом, только не в этой организации;
1.3.Пока буду работать психологом, потом - не знаю;
1.4. Вероятно, изменю сферу деятельности, но еще не знаю, каким образом;
1.5.Твердо решил перейти на другую работу;
1.6.Затрудняюсь ответить.
Следует заметить, что в данном случае спрашивается одновременно о двух разных вещах, что недопустимо. Кроме того, третий, четвертый и шестой ответы, фактически, означают одно и то же.
2. Работаете ли Вы последнее время с полной отдачей сил или нет?
2.1.Да, всегда;
2.2.Не всегда, хотя и стараюсь;
2.3.Могу работать лучше;
2.4. Не знаю.
Неясна цель такого вопроса, по сути, не содержащего особой информации. Неизвестно, каким образом можно будет интерпретировать полученные ответы. Достоверность данных подобного самоотчета небольшая. В формулировке вопроса задана излишняя альтернатива.
3. Если Вас не удовлетворяет больше Ваша работа, укажите причину...
3.1.Маленькая зарплата;
3.2.Низкий социальный статус;
3.3.Ухудшающийся уровень жизни;
3.4.Социальная незащищённость;
3.5.Другие ответы
Все предложенные ответы могут быть выбраны многими психологами испытывающими удовлетворение от своего труда. Скорее всего, респондент отметит все или почти все ответы, в таком случае вопрос теряет смысл. Варианты ответов первый, третий, четвертый и, во многом, второй имеют отношение к одной проблеме. Другие же возможные проблемы в перечне не представлены.
4. В каком стиле организовано Ваше общение с подчиненными, если они у Вас есть?
4.1.В либеральном;
4.2.В авторитарном;
4.3.В демократическом.
В любом сколько-нибудь длительном акте общения проявляются все названные стили при относительном доминировании какого-либо одного. Возможно, также и провоцирование выбора социально одобряемого ответа. Неудачно повторение предлога во всех ответах. В самом вопросе неверно введен «фильтр»» что затрудняет действия тех респондентов, у которых подчиненные отсутствуют.
5. С каким настроением Вы обычно идете на работу?
5.1.Настроение бодрое, хорошее;
5.2.Настроение не всегда одинаковое;
5.3.Настроение, как правило, неважное.
Качество настроения далеко не всегда обусловлено причинами, лежащими в сфере профессиональной деятельности. Помимо этого, о нем не имеет смысла говорить как об «обычном». Трехкратное повторение одного и того же слова неоправданно.
6. Можете ли Вы сказать о себе, что относитесь уважительно ко всем своим клиентам, независимо от их возраста или личностных особенностей?
6.1. Да;
6.2. Нет.
Ни один из вариантов ответа не дает значимой для исследователя информации. Вопрос, с одной стороны, не содержит указаний на конкретные проявления названного отношения, которые каждым понимаются по-своему, а с другой стороны, стимулирует социально одобряемую реакцию.
7. Имеет ли для Вас значение, как относятся к Вам коллеги по работе?
7.1.Конечно, это значимо для меня;
7.2.Это мне безразлично;
7.3.Мнение начальства для меня важнее;
7.4. Главное для меня - мнение клиентов.
8. Насколько характерно для Вас стремление активно интересоваться новейшими достижениями психологической науки?
8.1. Да, интересуюсь постоянно. Без этого нельзя при работе с людьми. Полученные знания очень помогают мне;
8.2. Иногда, если позволяет время или семейные обязанности.
9. Согласны ли Вы с утверждением, что «психологом» следует быть только на работе, не перенося профессиональные приемы в сферы семейного или дружеского общения?
9.1. Да;
9.2. Нет;
9.3. Другие ответы.
10. Какое количество рабочего времени за последнюю неделю было использовано Вами не по назначению?
10.1. Менее часа;
10.2. От одного до трех часов;
10.2.Более трех часов, но менее семи;
10.3.Более половины.
11. Можно ли обойтись без психолога на Вашем предприятии (в учреждении)?
11.1.Да, вполне;
11.2.Нет, нельзя.
12. Повышался ли в текущем году Ваш заработок?
12.1.Да;
12.2.Нет.
13. Каково значение труда в Вашем мировосприятии?
13.1.Труд - потребность человека;
13.2.Это источник благосостояния;
13.3.В труде формируются качества личности;
13.4.В труде человек становится личностью, творцом;
13.5.Какое-либо другое мнение.
14. Что именно удается Вам в работе лучше всего?
14.1.Семейное консультирование;
14.2.Профориентационное интервьюирование;
14.3.Индивидуальная консультация;
14.4.Тренинговые занятия.
Задание:
1) Самостоятельно проанализируйте, в чем состоят недостатки вопросов 7 – 14, и предложите свои варианты вопросов приведенной анкеты.
2) Составьте анкету, направленную на выявление проблем профессиональной деятельности психолога, работающего в системе образования.
Пример выполнения лабораторной работы
Приведен фрагмент лабораторной работы была выполненной студентом Б.О.В.
Методика исследования:При выполнении данной работы используется методика анкетирования.
Цель исследования:Цель данной работы – развитие умения формулировать вопросы анкеты.
Материал и оборудование исследования:Материал для анализа – фрагмент анкеты из учебного пособия «Практикум по психологическим исследованиям» (Горбатов, 2003).
Процедура исследования:
Необходимо ознакомиться с примерами неудачно сформулированных вопросов. Затем следует проанализировать недостатки вопросов этой анкеты и привести примеры самостоятельно сформулированных правильных вопросов на заданную тему. Второе задание подразумевает самостоятельное составление вопросов для анкеты, которая поможет выявить проблемы, касающиеся профессиональной деятельности педагога-психолога, который работает в системе образования.
Результаты исследования:
Задание №1 – анализ вопросов анкеты(приведен фрагмент работы, в котором анализируются вопросы 7-9).
Имеет ли для Вас значение, как относятся к Вам коллеги по работе?
7.5.Конечно, это значимо для меня;
7.6.Это мне безразлично;
7.7.Мнение начальства для меня важнее;
7.8. Главное для меня - мнение клиентов.
Мне кажется, что в ответах 7.3. и 7.4 не содержится ответа на поставленный вопрос. Выбрав в анкете в качестве ответа вышеуказанные пункты, респондент, по сути, уклонится от ответа на поставленный вопрос. Также возможны разные толкования ответов. Например, ответ: «Мнение начальства для меня важнее» можно понять как декларацию безразличного отношения к мнению коллег. Однако можно предположить и то, что мнение коллег является важным для опрашиваемого человека, однако оно не является решающим. Я бы переформулировала вопрос, сделав его более конкретным.
Предлагаемый вариант:
7. Какое значение имеет для Вас отношение коллег по работе?
7.9. Имеет большое значение;
7.10. Имеет значение, однако не является определяющим;
7.11. Меня не этот вопрос не волнует;