Имеет ли для Вас значение, как относятся к Вам коллеги по работе?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ЦЕЛЬ: развитие умений формулировать вопросы анкеты.

Качество получаемой исследователем информации в первую очередь определяется качеством составления вопросов. Ниже приведены примеры неудачных вопросов анкеты, выясняющей особенности работы психологов, часть из них снабжена необходимыми комментариями (Горбатов, 2003).

1. Как Вы относитесь к своей профессии? Собираетесь ли и далее работать психологом?

1.1. Это мое призвание, менять его не собираюсь;

1.2.Буду и далее работать психологом, только не в этой организации;

1.3.Пока буду работать психологом, потом - не знаю;

1.4. Вероятно, изменю сферу деятельности, но еще не знаю, каким образом;

1.5.Твердо решил перейти на другую работу;

1.6.Затрудняюсь ответить.

Следует заметить, что в данном случае спрашивается одновременно о двух разных вещах, что недопустимо. Кроме того, третий, четвертый и шестой ответы, фактически, означают одно и то же.

2. Работаете ли Вы последнее время с полной отдачей сил или нет?

2.1.Да, всегда;

2.2.Не всегда, хотя и стараюсь;

2.3.Могу работать лучше;

2.4. Не знаю.

Неясна цель такого вопроса, по сути, не содержащего особой информации. Неизвестно, каким образом можно будет интерпретировать полученные ответы. Достоверность данных подобного самоотчета небольшая. В формулировке вопроса задана излишняя альтернатива.

3. Если Вас не удовлетворяет больше Ваша работа, укажите причину...

3.1.Маленькая зарплата;

3.2.Низкий социальный статус;

3.3.Ухудшающийся уровень жизни;

3.4.Социальная незащищённость;

3.5.Другие ответы

Все предложенные ответы могут быть выбраны многими психологами испытывающими удовлетворение от своего труда. Скорее всего, респондент отметит все или почти все ответы, в таком случае вопрос теряет смысл. Варианты ответов первый, третий, четвертый и, во многом, второй имеют отношение к одной проблеме. Другие же возможные проблемы в перечне не представлены.

4. В каком стиле организовано Ваше общение с подчиненными, если они у Вас есть?

4.1.В либеральном;

4.2.В авторитарном;

4.3.В демократическом.

В любом сколько-нибудь длительном акте общения проявляются все названные стили при относительном доминировании какого-либо одного. Возможно, также и провоцирование выбора социально одобряемого ответа. Неудачно повторение предлога во всех ответах. В самом вопросе неверно введен «фильтр»» что затрудняет действия тех респондентов, у которых подчиненные отсутствуют.

5. С каким настроением Вы обычно идете на работу?

5.1.Настроение бодрое, хорошее;

5.2.Настроение не всегда одинаковое;

5.3.Настроение, как правило, неважное.

Качество настроения далеко не всегда обусловлено причинами, лежащими в сфере профессиональной деятельности. Помимо этого, о нем не имеет смысла говорить как об «обычном». Трехкратное повторение одного и того же слова неоправданно.

6. Можете ли Вы сказать о себе, что относитесь уважительно ко всем своим клиентам, независимо от их возраста или личностных особенностей?

6.1. Да;

6.2. Нет.

Ни один из вариантов ответа не дает значимой для исследователя информации. Вопрос, с одной стороны, не содержит указаний на конкретные проявления названного отношения, которые каждым понимаются по-своему, а с другой стороны, стимулирует социально одобряемую реакцию.

7. Имеет ли для Вас значение, как относятся к Вам коллеги по работе?

7.1.Конечно, это значимо для меня;

7.2.Это мне безразлично;

7.3.Мнение начальства для меня важнее;

7.4. Главное для меня - мнение клиентов.

8. Насколько характерно для Вас стремление активно интересоваться новейшими достижениями психологической науки?

8.1. Да, интересуюсь постоянно. Без этого нельзя при работе с людьми. Полученные знания очень помогают мне;

8.2. Иногда, если позволяет время или семейные обязанности.

9. Согласны ли Вы с утверждением, что «психологом» следует быть только на работе, не перенося профессиональные приемы в сферы семейного или дружеского общения?

9.1. Да;

9.2. Нет;

9.3. Другие ответы.

10. Какое количество рабочего времени за последнюю неделю было использовано Вами не по назначению?

10.1. Менее часа;

10.2. От одного до трех часов;

10.2.Более трех часов, но менее семи;

10.3.Более половины.

11. Можно ли обойтись без психолога на Вашем предприятии (в учреждении)?

11.1.Да, вполне;

11.2.Нет, нельзя.

12. Повышался ли в текущем году Ваш заработок?

12.1.Да;

12.2.Нет.

13. Каково значение труда в Вашем мировосприятии?

13.1.Труд - потребность человека;

13.2.Это источник благосостояния;

13.3.В труде формируются качества личности;

13.4.В труде человек становится личностью, творцом;

13.5.Какое-либо другое мнение.

14. Что именно удается Вам в работе лучше всего?

14.1.Семейное консультирование;

14.2.Профориентационное интервьюирование;

14.3.Индивидуальная консультация;

14.4.Тренинговые занятия.

Задание:

1) Самостоятельно проанализируйте, в чем состоят недостатки вопросов 7 – 14, и предложите свои варианты вопросов приведенной анкеты.

2) Составьте анкету, направленную на выявление проблем профессиональной деятельности психолога, работающего в системе образования.

Пример выполнения лабораторной работы

Приведен фрагмент лабораторной работы была выполненной студентом Б.О.В.

Методика исследования:При выполнении данной работы используется методика анкетирования.

Цель исследования:Цель данной работы – развитие умения формулировать вопросы анкеты.

Материал и оборудование исследования:Материал для анализа – фрагмент анкеты из учебного пособия «Практикум по психологическим исследованиям» (Горбатов, 2003).

Процедура исследования:

Необходимо ознакомиться с примерами неудачно сформулированных вопросов. Затем следует проанализировать недостатки вопросов этой анкеты и привести примеры самостоятельно сформулированных правильных вопросов на заданную тему. Второе задание подразумевает самостоятельное составление вопросов для анкеты, которая поможет выявить проблемы, касающиеся профессиональной деятельности педагога-психолога, который работает в системе образования.

Результаты исследования:

Задание №1 – анализ вопросов анкеты(приведен фрагмент работы, в котором анализируются вопросы 7-9).

Часть I. Общая информация

Укажите Ваш пол

1.1. Женский

1.2. Мужской

Укажите Ваш возраст

2.1. 20-30 лет

2.2. 30-40 лет

2.3. 40-50 лет

2.4. Старше 50

Укажите Ваш стаж работы

4.1. Менее года

4.2. От 1 до 3 лет

4.3. От 3 до 5 лет

4.4. Более 5 лет

Часть II. Основная

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ЦЕЛЬ: развитие умений формулировать вопросы анкеты.

Качество получаемой исследователем информации в первую очередь определяется качеством составления вопросов. Ниже приведены примеры неудачных вопросов анкеты, выясняющей особенности работы психологов, часть из них снабжена необходимыми комментариями (Горбатов, 2003).

1. Как Вы относитесь к своей профессии? Собираетесь ли и далее работать психологом?

1.1. Это мое призвание, менять его не собираюсь;

1.2.Буду и далее работать психологом, только не в этой организации;

1.3.Пока буду работать психологом, потом - не знаю;

1.4. Вероятно, изменю сферу деятельности, но еще не знаю, каким образом;

1.5.Твердо решил перейти на другую работу;

1.6.Затрудняюсь ответить.

Следует заметить, что в данном случае спрашивается одновременно о двух разных вещах, что недопустимо. Кроме того, третий, четвертый и шестой ответы, фактически, означают одно и то же.

2. Работаете ли Вы последнее время с полной отдачей сил или нет?

2.1.Да, всегда;

2.2.Не всегда, хотя и стараюсь;

2.3.Могу работать лучше;

2.4. Не знаю.

Неясна цель такого вопроса, по сути, не содержащего особой информации. Неизвестно, каким образом можно будет интерпретировать полученные ответы. Достоверность данных подобного самоотчета небольшая. В формулировке вопроса задана излишняя альтернатива.

3. Если Вас не удовлетворяет больше Ваша работа, укажите причину...

3.1.Маленькая зарплата;

3.2.Низкий социальный статус;

3.3.Ухудшающийся уровень жизни;

3.4.Социальная незащищённость;

3.5.Другие ответы

Все предложенные ответы могут быть выбраны многими психологами испытывающими удовлетворение от своего труда. Скорее всего, респондент отметит все или почти все ответы, в таком случае вопрос теряет смысл. Варианты ответов первый, третий, четвертый и, во многом, второй имеют отношение к одной проблеме. Другие же возможные проблемы в перечне не представлены.

4. В каком стиле организовано Ваше общение с подчиненными, если они у Вас есть?

4.1.В либеральном;

4.2.В авторитарном;

4.3.В демократическом.

В любом сколько-нибудь длительном акте общения проявляются все названные стили при относительном доминировании какого-либо одного. Возможно, также и провоцирование выбора социально одобряемого ответа. Неудачно повторение предлога во всех ответах. В самом вопросе неверно введен «фильтр»» что затрудняет действия тех респондентов, у которых подчиненные отсутствуют.

5. С каким настроением Вы обычно идете на работу?

5.1.Настроение бодрое, хорошее;

5.2.Настроение не всегда одинаковое;

5.3.Настроение, как правило, неважное.

Качество настроения далеко не всегда обусловлено причинами, лежащими в сфере профессиональной деятельности. Помимо этого, о нем не имеет смысла говорить как об «обычном». Трехкратное повторение одного и того же слова неоправданно.

6. Можете ли Вы сказать о себе, что относитесь уважительно ко всем своим клиентам, независимо от их возраста или личностных особенностей?

6.1. Да;

6.2. Нет.

Ни один из вариантов ответа не дает значимой для исследователя информации. Вопрос, с одной стороны, не содержит указаний на конкретные проявления названного отношения, которые каждым понимаются по-своему, а с другой стороны, стимулирует социально одобряемую реакцию.

7. Имеет ли для Вас значение, как относятся к Вам коллеги по работе?

7.1.Конечно, это значимо для меня;

7.2.Это мне безразлично;

7.3.Мнение начальства для меня важнее;

7.4. Главное для меня - мнение клиентов.

8. Насколько характерно для Вас стремление активно интересоваться новейшими достижениями психологической науки?

8.1. Да, интересуюсь постоянно. Без этого нельзя при работе с людьми. Полученные знания очень помогают мне;

8.2. Иногда, если позволяет время или семейные обязанности.

9. Согласны ли Вы с утверждением, что «психологом» следует быть только на работе, не перенося профессиональные приемы в сферы семейного или дружеского общения?

9.1. Да;

9.2. Нет;

9.3. Другие ответы.

10. Какое количество рабочего времени за последнюю неделю было использовано Вами не по назначению?

10.1. Менее часа;

10.2. От одного до трех часов;

10.2.Более трех часов, но менее семи;

10.3.Более половины.

11. Можно ли обойтись без психолога на Вашем предприятии (в учреждении)?

11.1.Да, вполне;

11.2.Нет, нельзя.

12. Повышался ли в текущем году Ваш заработок?

12.1.Да;

12.2.Нет.

13. Каково значение труда в Вашем мировосприятии?

13.1.Труд - потребность человека;

13.2.Это источник благосостояния;

13.3.В труде формируются качества личности;

13.4.В труде человек становится личностью, творцом;

13.5.Какое-либо другое мнение.

14. Что именно удается Вам в работе лучше всего?

14.1.Семейное консультирование;

14.2.Профориентационное интервьюирование;

14.3.Индивидуальная консультация;

14.4.Тренинговые занятия.

Задание:

1) Самостоятельно проанализируйте, в чем состоят недостатки вопросов 7 – 14, и предложите свои варианты вопросов приведенной анкеты.

2) Составьте анкету, направленную на выявление проблем профессиональной деятельности психолога, работающего в системе образования.

Пример выполнения лабораторной работы

Приведен фрагмент лабораторной работы была выполненной студентом Б.О.В.

Методика исследования:При выполнении данной работы используется методика анкетирования.

Цель исследования:Цель данной работы – развитие умения формулировать вопросы анкеты.

Материал и оборудование исследования:Материал для анализа – фрагмент анкеты из учебного пособия «Практикум по психологическим исследованиям» (Горбатов, 2003).

Процедура исследования:

Необходимо ознакомиться с примерами неудачно сформулированных вопросов. Затем следует проанализировать недостатки вопросов этой анкеты и привести примеры самостоятельно сформулированных правильных вопросов на заданную тему. Второе задание подразумевает самостоятельное составление вопросов для анкеты, которая поможет выявить проблемы, касающиеся профессиональной деятельности педагога-психолога, который работает в системе образования.

Результаты исследования:

Задание №1 – анализ вопросов анкеты(приведен фрагмент работы, в котором анализируются вопросы 7-9).

Имеет ли для Вас значение, как относятся к Вам коллеги по работе?

7.5.Конечно, это значимо для меня;

7.6.Это мне безразлично;

7.7.Мнение начальства для меня важнее;

7.8. Главное для меня - мнение клиентов.

Мне кажется, что в ответах 7.3. и 7.4 не содержится ответа на поставленный вопрос. Выбрав в анкете в качестве ответа вышеуказанные пункты, респондент, по сути, уклонится от ответа на поставленный вопрос. Также возможны разные толкования ответов. Например, ответ: «Мнение начальства для меня важнее» можно понять как декларацию безразличного отношения к мнению коллег. Однако можно предположить и то, что мнение коллег является важным для опрашиваемого человека, однако оно не является решающим. Я бы переформулировала вопрос, сделав его более конкретным.

Предлагаемый вариант:

7. Какое значение имеет для Вас отношение коллег по работе?

7.9. Имеет большое значение;

7.10. Имеет значение, однако не является определяющим;

7.11. Меня не этот вопрос не волнует;

Наши рекомендации