Предпочитаемая репрезентативная система

Репрезентативная система, наибо­лее часто используемая клиентами для создания или воспроизведения информации и для организации собственного опыта.

Рамка "если бы"

Техника, в которой клиенту предла­гается представить, что событие уже произошло, с тем, чтобы он пере­жил опыт удачного решения про­блемы и перешел некоторое соб­ственное ограничение.

Репрезентативная система

Система обработки информации, используемая клиентами для досту­па к конкретной сенсорной модаль­ности в каждый момент времени для кодирования, хранения и воспроиз­ведения личной информации.

Рефрейминг

Изменение фокуса внимания клиен­та с тем, чтобы тот же опыт приоб­рел для него другой смысл.

Рефрейминг контекста

Изменение опыта клиента путем придания нового смысла той же си­туации: "В какой ситуации такое поведение было бы полезным?"

Рефрейминг содержания

Изменение опыта клиента путем создания нового смысла

Сенсорная острота

Использование органов чувств в каждый момент времени для выде­ления различий в окружающем мире.

Сенсорное описание

Сообщение информации, которая доступна прямому наблюдению и может быть проверена с помощью ор­ганов чувств. Сравните "Его верхняя губа чуть приподнята так, что видны четыре зуба; глаза слегка прикрыты" с "Он счастлив". Первое описание сенсорно. Второе является суждени­ем, интерпретацией увиденного.

Синестезия

Процесс частичного перекрывания двух репрезентативных систем, на­пример: "увидел - почувствовал", "услышал - увидел", "увидел - ус­лышал", "посмотрел - почувство­вал", в результате которого у кли­ента создается связка из двух сен­сорных модальностей.

Согласование

Ситуация, в которой процесс увязы­вания двух различных целей приво­дит к одному общему решению.

Сознательное

Любая часть текущего опыта, осоз­наваемая клиентом.

Состояние

Общая сумма всех сенсорных и пси-хо - нейролингвистическх процес­сов, результатом которых и будет настроение и самочувствие клиен­та в каждый момент времени.

Способность

Уровень овладения клиентом пат­терном успешной стратегии для выполнения своей задачи.

Стратегия

Известная или неизвестная упорядо­ченная и систематическая последо­вательность репрезентаций и по­ведения, ведущая к достижению специфического результата. В стра­тегии обычно задействованы, в осо­бой последовательности, все сенсор­ные репрезентативные системы.

Субмодальности

Параметры в каждой сенсорной си­стеме, определяющие качество внут­ренних репрезентаций - такие как яркость, расстояние, положение в пространстве (для образов); высота тона, громкость (для звуков) и так далее.

Третья позиция

Часто используется в работе с кли­ентами для того, чтобы дать им воз­можность рассмотреть свою ситуа­цию или проблему в качестве посто­роннего, .не вовлеченного в нее наблюдателя. Является одной из трех позиций восприятия.

Убеждения

Обобщения о мире, формирующие и направляющие определенное по­ведение.

Утилизация

Использование имеющихся у клиен­та стратегий для оказания ему по­мощи в достижении желаемого ре­зультата.

Фильтры восприятия

Глубинные убеждения, вера, воспо­минания и язык, используемые кли­ентом при формировании своей модели мира и для укрепления соб­ственной карты реальности.

Фрейм (рамка)

Контекст или обстоятельства, опре­деляющие восприятие прошлого, настоящего или будущего события определенным образом.Хорошо сформулированный результатСпособ описания и выражения ре­зультата, при котором он становит­ся ясно видимым, достижимым и проверяемым по известным крите­риям.

Экология

Полное описание взаимоотноше­ний между человеком и его окруже­нием; включает в себя внутреннюю экологию и ценности, а также пат­терны мышления и поведения, ис­пользуемые этим человеком по от­ношению к себе.

Якорение

Процесс, при котором любой вне­шний стимул или внутренняя реп­резентация оказываются связанны­ми и запускают быстро появляю­щийся внутренний ответ (похоже на классическое обусловливание).

Использованная литература

1. «Основы психологического консультирования» Р.Кочюнас. М.: Академический проект, 1999. (4 глава – § 3,4)

2. «Основы психологического консультирования» Немов Р. С. Учеб. Для студ. Педвузов. – м.: гуманит. Изд. Центр владос, 1999. (главы 6, 7, 11-20)

3. Основы психологического консультирования. Курс лекций. – м.: гуманит. Изд. Центр владос, 1999. (вопросы 24-44 )

4. Мастерство психологического консультирования. Под ред. А.а. Бадхена, а.м. Родиной. – спб.: речь, 2006. (глава 1)

5. Тренинг навыков консультирования. Бурнард ф. Спб.: питер,2002, серия «эффективный тренинг» (часть 2, главы 7-14)

Наши рекомендации