Предпочитаемая репрезентативная система
Репрезентативная система, наиболее часто используемая клиентами для создания или воспроизведения информации и для организации собственного опыта.
Рамка "если бы"
Техника, в которой клиенту предлагается представить, что событие уже произошло, с тем, чтобы он пережил опыт удачного решения проблемы и перешел некоторое собственное ограничение.
Репрезентативная система
Система обработки информации, используемая клиентами для доступа к конкретной сенсорной модальности в каждый момент времени для кодирования, хранения и воспроизведения личной информации.
Рефрейминг
Изменение фокуса внимания клиента с тем, чтобы тот же опыт приобрел для него другой смысл.
Рефрейминг контекста
Изменение опыта клиента путем придания нового смысла той же ситуации: "В какой ситуации такое поведение было бы полезным?"
Рефрейминг содержания
Изменение опыта клиента путем создания нового смысла
Сенсорная острота
Использование органов чувств в каждый момент времени для выделения различий в окружающем мире.
Сенсорное описание
Сообщение информации, которая доступна прямому наблюдению и может быть проверена с помощью органов чувств. Сравните "Его верхняя губа чуть приподнята так, что видны четыре зуба; глаза слегка прикрыты" с "Он счастлив". Первое описание сенсорно. Второе является суждением, интерпретацией увиденного.
Синестезия
Процесс частичного перекрывания двух репрезентативных систем, например: "увидел - почувствовал", "услышал - увидел", "увидел - услышал", "посмотрел - почувствовал", в результате которого у клиента создается связка из двух сенсорных модальностей.
Согласование
Ситуация, в которой процесс увязывания двух различных целей приводит к одному общему решению.
Сознательное
Любая часть текущего опыта, осознаваемая клиентом.
Состояние
Общая сумма всех сенсорных и пси-хо - нейролингвистическх процессов, результатом которых и будет настроение и самочувствие клиента в каждый момент времени.
Способность
Уровень овладения клиентом паттерном успешной стратегии для выполнения своей задачи.
Стратегия
Известная или неизвестная упорядоченная и систематическая последовательность репрезентаций и поведения, ведущая к достижению специфического результата. В стратегии обычно задействованы, в особой последовательности, все сенсорные репрезентативные системы.
Субмодальности
Параметры в каждой сенсорной системе, определяющие качество внутренних репрезентаций - такие как яркость, расстояние, положение в пространстве (для образов); высота тона, громкость (для звуков) и так далее.
Третья позиция
Часто используется в работе с клиентами для того, чтобы дать им возможность рассмотреть свою ситуацию или проблему в качестве постороннего, .не вовлеченного в нее наблюдателя. Является одной из трех позиций восприятия.
Убеждения
Обобщения о мире, формирующие и направляющие определенное поведение.
Утилизация
Использование имеющихся у клиента стратегий для оказания ему помощи в достижении желаемого результата.
Фильтры восприятия
Глубинные убеждения, вера, воспоминания и язык, используемые клиентом при формировании своей модели мира и для укрепления собственной карты реальности.
Фрейм (рамка)
Контекст или обстоятельства, определяющие восприятие прошлого, настоящего или будущего события определенным образом.Хорошо сформулированный результатСпособ описания и выражения результата, при котором он становится ясно видимым, достижимым и проверяемым по известным критериям.
Экология
Полное описание взаимоотношений между человеком и его окружением; включает в себя внутреннюю экологию и ценности, а также паттерны мышления и поведения, используемые этим человеком по отношению к себе.
Якорение
Процесс, при котором любой внешний стимул или внутренняя репрезентация оказываются связанными и запускают быстро появляющийся внутренний ответ (похоже на классическое обусловливание).
Использованная литература
1. «Основы психологического консультирования» Р.Кочюнас. М.: Академический проект, 1999. (4 глава – § 3,4)
2. «Основы психологического консультирования» Немов Р. С. Учеб. Для студ. Педвузов. – м.: гуманит. Изд. Центр владос, 1999. (главы 6, 7, 11-20)
3. Основы психологического консультирования. Курс лекций. – м.: гуманит. Изд. Центр владос, 1999. (вопросы 24-44 )
4. Мастерство психологического консультирования. Под ред. А.а. Бадхена, а.м. Родиной. – спб.: речь, 2006. (глава 1)
5. Тренинг навыков консультирования. Бурнард ф. Спб.: питер,2002, серия «эффективный тренинг» (часть 2, главы 7-14)