Вопрос 40. Отдельные творческие методы в групповом и индивидуальном консультировании
1. Арт-терапия — один из популярнейших творческих методов работы как в психотерапии, где с успехом используется для лечения различных заболеваний, в том числе резистентных форм шизофрении, так и в психологическом консультировании, где чаще всего выступает в качестве диагностической или вспомогательной терапевтической процедуры, помогающей клиенту расширить взгляд на свою проблему, выразить ее и впоследствии проработать. Ведущей идеей арт-терапии является убеждение в том, что истинное внутреннее "Я" человека отражается в продуктах его творчества, так как они создаются спонтанно, при минимальном использовании рациональной составляющей личности. Внутри метода арт-терапии существует два направления:
· первое направление рассматривает само искусство как терапевтический фактор и не видит необходимости в дополнительной стимуляции творческой активности самого клиента, ставя искусство выше собственно терапевтических процедур;
· второе направление рассматривает искусство лишь как способ терапевтического воздействия на клиента, при котором необходимо использование дополнительных терапевтических методов, и ставит терапевтические цели выше творческих.
Все методы арт-терапии имеют проективный характер:
· сам клиент в созданном им собственном потрете, бюсте и т.п., причем иногда с использованием определенных временных рамок (клиент в настоящем, будущем, прошлом);
· его окружение (семья, друзья, ребенок, муж, жена, коллеги и т. п.);
· специфика взаимоотношений клиента с окружающими его людьми;
· картина проблемы, например негативное качество своей личности, от которого клиент стремится избавиться, страх, комплекс и т. п.;
· ресурсные образы клиента.
К методам арт-терапии относят.
· занятия изобразительным искусством;
· лепку;
· резьбу по дереву, выжигание;
· работу с различными тканями и поделки из них (кожа, мех, бумага и т. п.).
Существуют следующие способы проведения атр-терапевтических занятий:
· структурированное занятие, когда клиенту предлагается создать продукт на заданную тему с использованием определенного материала (нарисовать, слепить и т. п.), но при этом основываться на своих представлениях, и в этом случае созданный клиентом продукт будет непосредственно связан с его мироощущением, чувствами, переживанием заданной темы;
· неструктурированное занятие, когда клиент сам выбирает тему и материал для создания творческого продукта, а впоследствии происходит обсуждение и анализ образов.
2. Танцевальная терапия ведет свое происхождение от творческого танца и ориентирована на выражение и проработку эмоций через спонтанные движения тела. Танцевальная терапия не имеет стилистических стандартов танцевания, и для самовыражения и проработки проблем могут быть использованы все формы танца — от примитивных первобытных до классического 1 балета и современного танца. Под танцевальной терапией, или хореотерапией, понимается, использование танца, ритмики и пластики в терапевтических и профилактических целях. Танцевальная терапия имеет следующие характеристики:
· построена на принципе единства разума и тела (манера движения человека отражает его личностный стиль, особенности, жизненный опыт, то есть всю внутреннюю феноменологию);
· главным средством психотерапевтического воздействия являются движения;
· построена на тесном взаимодействии консультанта (терапевта) и клиента (членов группы), когда движение клиента находит отклик в движениях терапевта;
· предполагает музыкальное сопровождение, которое, в свою очередь, также является мощным катарсическим стимулятором выступает как самостоятельный терапевтический фактор;
· имеет среднюю продолжительность 40—50 минут и включает себя следующие аспекты:
· физический, ориентированный на разогрев мышц и общую работу по поддержанию физического состояния тела;
· психический, включающий в себя идентификацию с чувствами;
· социальный, подразумевающий установление контактов;
· применяется как в качестве вспомогательного, так и в качестве основного метода работы с различными возрастными группами и различной проблематикой, например:
· поддерживающая терапия в санаторно-курортных условиях;
· коррекция дисгармонии в супружеских парах;
· социально-психологический или двигательный тренинг для людей с нарушениями слуха и зрения.
Танцевальная терапия выполняет следующие функции:
· терапия занятостью и повышение двигательной активности;
· коммуникативный тренинг и организация социотерапевтического пространства;
· получение диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов и проблематики клиента;
· раскрепощение и личностный рост клиента через поиск аутентичных путей развития.
Танцевальная терапия, или хореотерапия. решает следующие терапевтические задачи:
· помогает осознанию клиентом или членами группы собственного тела и возможностей его использования;
· усиливает чувство собственного достоинства клиента, повышает самооценку, так как формирует более позитивный образ тела;
· способствует развитию социальных навыков через приобретение нового опыта общения в условиях творческого взаимодействия, что позволяет преодолевать словесные барьеры;
· способствует формированию контакта клиента с собственными чувствами, так как налаживает связь между чувствами и движениями;
· создает условия для проживания клиентом катарсиса, то есть выражения чувств, подавленных конфликтов, переживаний и т. п. через экспрессивность танцевальных движений;
· снимает физическое напряжение с помощью специальных упражнений и движений;
· создание "магического кольца", то есть приобретение новых форм общения, основанных на опыте совместной групповой работы, которая связана с невербальным проявлениями каждого члена группы.
3. Музыкотерапия тесно связана с танцевальной терапией и арт-терапией, так как может использоваться в качестве вспомогательного метода работы через организацию музыкального сопровождения. В то же время музыкотерапия может использоваться и как самостоятельный метод работы с проблематикой клиента. Музыкотерапия представляет собой психотерапевтический метод, использующий музыку как коррекционное и лечебное средство. Музыкотерапия выполняет следующие терапевтические функции:
· повышает эмоциональную активность в процессе традиционного терапевтического (консультационного) взаимодействия;
· развивает навыки межличностного общения и коммуникативные функции (при применении этого метода в группе);
· оказывает регулирующее влияние на организм человека, в частности на психовегетативные процессы;
· развивает личность, повышая ее эстетические потребности.
Музыкотерапия имеет следующие терапевтические механизмы действия:
· катарсис, то есть эмоциональная разрядка;
· осознание собственных переживаний;
· конфронтация с жизненными проблемами и выработка сильной жизненной позиции;
· научение новым формам взаимодействия с окружающей действительностью.
Занятие по музыкотерапии имеет следующие особенности иструктуру:
· вначале клиент или группа прослушивают выбранное музыкальное произведение, а затем обсуждают и анализируют собственные мысли, ассоциации, фантазии, чувства, которые были вызваны этим произведением;
· одно занятие предполагает прослушивание и обсуждение в среднем трех музыкальных произведений,
· программа прослушивания основана на постепенном изменении динамики, настроения и темпа музыки с ориентацией на эмоциональную нагрузку каждого произведения:
· первое произведение должно быть спокойным и создавать общую атмосферу безопасности и расслабления;
· второе произведение является основным и несет мощный эмоциональный заряд, провоцируя определенные ассоциации и проживание клиентом своих чувств;
· третье произведение направлено на завершение терапевтического сеанса и должно создавать атмосферу ресурсности после испытанного катарсиса, которая может быть основана на релаксации или, наоборот, позитивной энергии.
4. Библиотерапия означает направленное применение литературы и литературных произведений в терапевтических целях, ориентированных на помощь клиенту в решении его проблемы или затруднения. Библиотерапия как метод работы с проблематикой клиента может применяться в двух видах:
· информационное чтение;
· терапевтическое чтение (собственно библиотерапия). Информационное чтение имеет следующие особенности:
· понимается как самостоятельное изучение клиентом литературы на тему его проблематики или запроса, например при профориентации, в целях самообразования в вопросах секса в семейном консультировании;
· цель применения информационного чтения — экономия времени на консультации и формирование у клиента ответственности за результат консультирования;
· метод эффективен при решении проблем поверхностного типа, когда в работе не затрагиваются глубинные слои бессознательного клиента;
• применение этого метода целесообразно в том случае, когда у клиента появляется потребность в получении информации.
Терапевтическое чтение имеет следующие характеристики:
· в психотерапии может быть как вспомогательным, так и самостоятельным методом коррекции и лечения, однако в консультировании чаще используется как вспомогательный метод;
· подходит не для всех типов клиентов, в первую очередь будет полезен интеллектуально развитым клиентам, имеющим склонность к чтению и получающим удовольствие от этого;
· может использоваться как в группе, так и индивидуально. Существует два вида библиотерапевтической литературы:
· беллетристика, биографии, духовная литература и т. п., целью которых является расширение знаний клиента о тех или иных человеческих проблемах, конфликтах, мотивации через изучение опыта других людей, в котором клиент может найти ответы на волнующие его вопросы;
· литература по психогигиене, предоставляющая полезную информацию о решении различных человеческих проблем и рассматривающая вопросы адаптации в среде в терминологии и на основе научных знаний. Существенные достоинства этого метода:
· имеет семантическую ценность для клиента, так как помогает ему найти способы более точного выражения своих чувств и мыслей;
· позволяет сэкономить время на информационном аспекте консультирования;
· служит пусковым механизмом и стимулирует размышления клиента над своими проблемами, чувствами и т. п.;
· стимулирует мышление клиента, так как помогает проанализировать свою проблему с другой точки зрения (которая освещена в предлагаемой литературе);
· способствует оказанию поддержки клиенту и снятию тревожности, возникающей из-за ощущения им невозможности разрешения своей проблемы или конфликта, или существования, отвергаемых негативных чувств, в то время как предлагаемая литература может сообщить 6 наличии таких же проблем и чувств у других людей.
Существуют следующие недостатки метода библиотерапии:
· может сформировать у клиента склонность к интеллектуализации и рационализации причин своих проблем и уходу от работы со своими чувствами, эмоциями;
· может сформировать у клиента неправильную уверенность в том, что благодаря простому чтению он легко сможет решить все свои проблемы и избежать серьезной работы по осознаванию и проживанию этих проблем, требующей большой эмоциональной отдачи. В этом случае задачей консультанта становится разъяснение функции библиотерапии как вспомогательного метода работы и ориентация клиента на необходимость принятия на себя ответственности за результат консультирования.
Существуют следующие принципы применения библиотерапии:
· степень доступности изложения для клиента (или степени сложности книги), соответствие книги жизненному опыту, возрасту и другим индивидуальным особенностям клиента;
· знание консультантом тех книг, которые он рекомендует клиенту, так как запрос клиента должен соответствовать содержанию предлагаемой консультантом книги;
· соответствие особенностей героя, ситуации и т. п. книги проблематике и качествам самого клиента;
· литература должна предлагаться, а не предписываться или навязываться, то есть консультант оставляет за клиентом право выбора и ответственность за прочтение книги и результат работы;
· своевременность чтения предлагаемой литературы, иначе у клиента может сформироваться ощущение безвыходности в решении своих затруднений или непонимания консультантом его проблемы. Наиболее удобное время для чтения литературы связано со снижением у клиента сопротивления,
· обязательно обсуждение результатов чтения с клиентом с целью большего понимания консультантом результатов предложенной работы, коррекции неправильно воспринятых клиентом идей, работы над возникшими у клиента в ходе чтения ассоциациями, образами, чувствами, мыслями и т. п.;
· составление списка литературы для чтения;
· дозированность чтения, то есть более полезным считается непостоянное чтение большого количества литературы, а минимум полезной информации.