Вопрос 37. Техника рефреминга в психологическом консультировании
1. Под рефремингом в психологическом консультировании понимается такое переформулирование консультантом проблемы клиента, при которой происходит расширение понимания проблемы и изменение отношения к ней. Понятие рефреминга как метода работы с проблематикой клиента было разработано в нейро-лингвистическом программировании (НЛП). Метод рефреминга имеет следующие характеристики:
· всегда тесно связан с оцениванием человеком себя или другого, ситуации, проблемы, конфликта и т. п., и под оцениванием понимается способность человека помещать некие факты, события или объекты в определенный контекст, или рамку,
· человек субъективно относится к явлениям и событиям окружающего мира, а любое происходящее событие многоаспектно и предполагает множественность описания с разных точек зрения;
· терапевтический эффект этого метода работы построен на положении о том, что смысл любого события зависит от того, в какую рамку оно помещено;
· изменение рамки события автоматически приводит к изменению его смысла для человека и, как следствие, к изменению в поведении или установках;
· любое явление, ситуация, проблема клиента могут иметь как отрицательный аспект, с которым клиент обратился к психологу, так и положительный, который клиент просто не видит, и задачей консультанта становится повернуть видение проблемы от отрицательного к положительному аспекту, когда ранее неблагоприятная ситуация приобретает положительное значение и у клиента формируется ресурсное состояние личности;
· рефреминг обеспечивает нахождение позитивного смысла любых событий;
· целью рефреминга является поиск такой рамки, в которой поведение, ситуация, установка и т. п. будут для клиента более адаптивными;
· многие конфликты во взаимодействии с окружающими людьми могут быть обусловлены различными точками зрения на одну и ту же проблему, и использование рефреминга может существенно помочь в разрешении такой проблемы, подобрав нужную "рамку" и изменив отношение к ситуации.
2.Выделяют два вида рефремингов:
· рефреминг контекста, который ориентирован на изменение смысла того или иного явления в зависимости от контекста, в котором это явление рассматривается. Например, изменение полярности в \ситуации самообвинений клиента и недовольства им каким-нибудь своим качеством, с отрицательной полярности на положительную в зависимости от той ситуации, в которой клиент будет проявлять это качество. В случае применения рефреминга конттекста происходит увеличение гибкости поведения и установок клиента, когда он понимает, что такое, например, качество, как педантичность или пунктуальность, ценно на работе, но может при этом приводить к конфликтам в семейной жизни;
· рефреминг содержания, который ориентирован на изменение поведения и реакций клиента в зависимости от контекста через формирование гибкости восприятия. Например, в случае, когда и у клиента есть определенный паттерн поведения как реакция на чьи-либо действия и слова, рефреминг строится таким образом, чтобы помочь ему увидеть позитивную сторону действий другого человека и проанализировать, какой еще смысл, кроме привычного для клиента, могут эти действия означать.
3. Существуют следующие способы построения рефремингов:
• для рефреминга контекста можно использовать вопросы типа "Когда такое ваше качество могло бы быть вам полезным (вредным)?», "Какие выгоды вы можете получить от наличия у вас того качества?", "Что ценного вы потеряете, если это качество у вас отнимут?";
· для рефреминга содержания можно использовать вопрос типа"А какую еще информацию может содержать это высказывание(поведение)?", "Какова позитивная направленность этого поведения?";
· классический вариант рефреминга, основанный на вопросе"А что ты хочешь вместо этого?", то есть вместо проблемы происходит постановка цели;
· техника "чудодейственного вопроса", предполагающая:
· первый этап — выяснение того, что хочет клиент вместо своей проблемы, чего ему не хватает сейчас, причем консультант должен добиться от клиента описания мельчайших деталей ситуации, когда проблема решена;
· второй этап ~ выяснение того, можно ли все им описанное и представленное добавить в его нынешнюю жизнь;
· вопросы для клиентов с прозаическим типом общения (не на уровне представления каких-то чудес) должны строиться на тех реальных событиях, которые происходили в прошлом или нынешнем опыте клиента и имели и имеют отношение к его проблеме с точки зрения ресурсности. Например, выяснение того, как клиент может делать и говорить что-то по-другому, не таким способом, который является для него неадаптивным. То есть, необходим поиск ресурсности в опыте клиента и опора на нее при переформулировании;
· использование других характеристик для построения рефреминга:
· юмора: "Если бы эта ситуация была смешной, над чем бы ты посмеялся?";
· временных аспектов: 'Как бы ты решил эту проблему, если бы был на 10 лет старше (моложе)?";
· принципа противоположности и ухудшения: "Что бы ты сделал, сказал, почувствовал, если бы столкнулся с противоположной проблемой?", "Если бы было хуже чем сейчас, что бы это было?".