Вопрос 31. Перенос в психологическом консультировании
1. Перенос в психотерапии и консультировании рассматривается как особого рода восприятие консультанта клиентом, при котором на консультанта проецируются определенные качества, черты и стереотипы, свойственные тем значимым людям, которые присутствовали в опыте клиента, а также любые чувства, которые клиент испытывает или испытывал к ним. Перенос имеет следующие специфические черты и особенности:
• клиент наделяет консультанта, психотерапевта характеристиками значимых других и ведет себя с консультантом так, как бы он вел себя со значимыми в его жизни людьми;
· в отношениях с консультантом происходит повторение тех чувств и установок, которые были привычны для клиента в отношениях со значимыми людьми в его прошлом опыте;
· в результате переноса у клиента формируются определенные ожидания в отношении поведения терапевта, основанные на стереотипах поведения того значимого для клиента человека, качествами которого был наделен терапевт;
· перенос имеет качество несоответствия, он ошибочен, так как клиент представляет консультанта не адекватно, наделяя его теми чертами и качествами, которые ему не соответствуют, а свойственны другим людям в других обстоятельствах и времени;
· перенос может быть:
· негативным, когда клиент проецирует на консультанта чувство враждебности, агрессии и т. п.;
· позитивным, когда проецируются чувства любви, зависимости и т. п.;
· перенос всегда имеет бессознательную природу, то есть клиент может осознавать те чувства, которые он испытывает к консультанту, но не понимать их истинной природы и источника возникновения;
· основа для возникновения переноса — прошлые неразрешенные конфликты со значимыми другими:
· в узком смысле, исходя из психоаналитической точки зрения на феномен переноса (трансфера), этими другими являются родители и неразрешенные конфликты рассматриваются как детские;
· в широком смысле не только детский, но и взрослый опыт клиента может формировать отношения переноса, и источником этого может быть конфликт или отношение к значимому взрослому, например мужу, жене, ребенку, коллеге по работе и т. п.
2. Перенос имеет очень большое значение для психологического консультирования и психотерапии. Работа консультанта с явлением переноса имеет следующие функции:
· позволяет проникнуть в глубинные конфликты личности клиента, основанные на его раннем опыте, и проследить взаимосвязи этих прошлых конфликтов с поведением, которое демонстрирует клиент в настоящем;
· анализ и работа с переносом помогают клиенту осознать истинные причины своего поведения или конфликтов, которые его беспокоят, механизмов защиты, которые он использует для адаптации к реальности, а также неэффективность того поведения, которое осуществлялось им до сих пор;
· терапевтический анализ переноса помогает клиенту проработать и завершить ситуации и конфликты из прошлого, отказаться от своих проекций в отношении консультанта и воспринимать его реально и, следовательно, стать менее зависимым, формируя в себе черты зрелости;
· негативный перенос может помочь осознать клиенту, что он свободен в выражении собственных ранее подавляемых негативных чувств, а это является уникальным переживанием, снижающим его тревожность;
· интерпретация переноса может способствовать возникновению у клиента инсайта.
3. В процессе консультирования психолог может осуществлять работу с переносом клиента. Это придает консультированию терапевтический оттенок, поэтому консультант должен уметь обращаться с таким явлением, как перенос. Существуют следующие способы работы с переносом:.
· демонстрация консультантом понимания по отношению к клиенту, что позволяет последнему прожить свои чувства и завершить переживания, связанные с ними;
· использование консультантом уточняющих, проясняющих вопросов, для того чтобы самому понять степень и качество наблюдаемого переноса и помочь клиенту осознать особенности своего поведения и чувства по отношению к консультанту, то есть подвести клиента к самостоятельному интерпретированию своих чувств и установок;
· отражение консультантом чувств клиента;
· интерпретация консультантом наблюдаемых явлений в поведении клиента, связанных с переносом, и в этом случае целью интерпретации переноса должно стать указание клиенту на связь между его предшествующим опытом межличностных отношений и нынешними затруднениями, а также заверение клиента в том, что испытываемые им чувства и их регулирование являются частью процесса;
· уделять больше внимания вопросу "что?", а не вопросу "почему?' минимизируя рациональность и ориентируясь на работу с чувствами клиента, а не его интеллектуализациями;
· направление клиента к другому специалисту-психотерапевту, в случае если уровень и глубина затрагиваемых проблем не соответствуют выдвинутым ранее целям консультирования и выходят за пределы компетентности и ответственности консультанта.
Иногда консультанту не следует слишком углубляться в анализ и проработку переноса клиента. Существуют следующие ограничения на работу с переносом:
· у клиента искажено восприятие реальности;
· временные ограничения консультирования, например краткосрочное консультирование, не дают возможности детально проработать явление переноса;
· у консультанта и клиента не выстроены нормальные рабочие отношения, когда не налажен контакт, когда нарушен или недостаточно безопасен терапевтический климат и т. п.;
· у клиента недостаточно внутренних ресурсов для работы с такими сопутствующими переносу явлениями, как тревога и фрустрация;
· цели консультирования ситуативны и не предполагают работы с глубинными слоями личности, к которым принадлежит явление переноса, а ставят перед консультантом задачу научить клиента приспособлению к актуальным, текущим жизненным проблемам и ситуациям;
· консультант по разным причинам не чувствует личной готовности и способности работать с переносом клиента.